Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект ООД для подготовительной группы: Традиции и быт Донского казачества

Автор: Стребняк Ольга Викторовна, воспитатель МБОУ № 21 «Жемчужинка» г. Сальска, Ростовской области
Описание: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей, обычаями и традициями Донского казачества.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества.

Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
- ознакомить с содержанием казачьих песен (отражение жизни народа на протяжении многих веков);
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа: посещение библиотеки, разучивание игры «Забытые слова». Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, заучивание заповедей в стихах В. Камкина, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;
рассматривание казачьей одежды;
беседа о воспитании девочек,мальчиков, о традициях семейного воспитания;
рисование семейных традиций, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, родительские собрания, собирание экспонатов для мини-музея.)
Материал: Казачья горница с утварью, печь, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачьи костюмы, аудио записи казачьих песен.
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игры,чтение заповедей казаков в стихотворной форме, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
ХОД ООД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
Меня зовут… я живу в большом многоэтажном доме. А в каких домах живете вы? Ванечка, в каком доме ты живешь? (и т.д.)
(ответы детей)
Воспитатель: Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? Ты, Света, за что любишь свой дом?..
(ответы детей)
Воспитатель: Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. Когда я была маленькой, то любила гостить у бабушки. У нее был вот какой дом, у ее соседей были такие же дома. (Детям предлагаются иллюстрации и с изображением жилища казаков).

Вы догадались, что это за дома?
Дети: Это казачьи курени.
Воспитатель: Кто в них жил?
Дети: Донские казаки.
Воспитатель: Кто они такие, Донские казаки?
Дети: Это сильные и уверенные в себе люди.
- настоящие рыцари донских степей ;
- они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.
Воспитатель: Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.
Чем они отличаются от других домов и домов, в которых живете вы?
Дети: Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.
- Поэтому про курень говорят
Курень, куренек
Он не низок, он высок…
Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?
Дети: Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.
- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
- казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».
- Вокруг дома шел балкон. Его называли балясины.

Воспитатель: А для чего казаки строили балясины.
Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Воспитатель: А что означает слово курень?
Дети: Курень значит круглый.
Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым?
Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
Воспитатель: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»?

Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду.

Воспитатель: Дорогие гости, чтобы нам лучше было понять друг друга, мы хотим познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.
Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: Слово ты говори.
Воспитатель.: По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник,, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, , плетка – нагайка и т. д.
Воспитатель.: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи?
(Дети и воспитатель одевают элементы казачьей одежды и занимают места у прялки, печи и т.д.)
Сама: Я Аксинья – хозяйка дома. Домочадцы с уважением называют меня «Сама», и слушаются во всем, так как твердо чтят казаки святую заповедь: « Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле». Без моего родительского благословения дети не начинают никакую работу и ни какие важные дела. Приглашаю вас в свою семью. Ну-ка сыны, покажите гостям наш курень.
Дети: Как говаривали наши деды «Казак без веры – не казак». Потому и в горнице нашей самое почитаемое место - это святой угол.

- А еще мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.

Сама: Вот и муж мой Григорий тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.
У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Сейчас мы готовимся к Покровской ярмарке, потому приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мой старший сын Иван. (Иван сидит, плетет корзину) занимается плетением.
Иван: Я плету из камыша, прутьев корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди для своей семьи, а излишки отвожу на продажу, Стараюсь, чтобы свой товар прославить, да в грязь лицом не ударить. Лучшего товара на Покровской ярмарке не сыщешь.

Сама: семья наша мастеровая средний сын Николай – рыбак, учится у дедушки рыбацкую сеть вязать, чтобы рыбу ловить и семью свою кормить, да в дедушкины наставления вникает. Младшенькие тоже не сидят в стороне, играют, да все на ус мотают.

Николай: Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!

Дедушка:
Казаком родиться мало,
Казаками надо стать,
Десять заповедей предков
Надо знать и выполнять!

По твоим поступкам, помни,
Обо всех будут судить,
Потому быть надо честным
И правдивым надо быть!
Сама: Кто и что в нашей семье должен делать, четко разделено, мужчина не вмешивается в женские дела, а женщина в мужские. Вот сейчас невестка Софья в стряпной готовит обед для всех.
Софья: Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Да Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. ( «Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает)
И пироги уже готовы, осталось только узвар сварить.
Сама: Дочки мои начинают работать с раннего возраста. С пяти лет уже умеют вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это должна уметь каждая казачка. Вот около прялки старшая моя дочь Анна занимается рукоделием. Младшие почитают ее и до сих пор ласково величают няней.
Анна: (Прядет, поет песню) С детства я любила наблюдать, как пряла моя бабушка с песней, шуткой, прибауткой. С песней и дело быстрей спорится. Всему, что я умею, я обязана ей. Бездельников у нас не терпят. Вот сколько напряла я пряжи. Будет из чего одежду вязать для всей семьи, да и на ярмарку хватит.

Сама: А это – средняя дочь – Дарья, в семье ее все называют «хваленкой».
Дарья: Как и все женщины в нашей семье умею половики ткать на загляденье, и рушники, одежду вышивать.


Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.
На ярмарке их с руками оторвут
Сама: А вот и младшенькая. Скажи гостям, как кличут тебя, чадунюшка?
- Аленушка , а это мой братик Гришатка.( звучит казачья колыбельная)
Я братика баюкаю в колыбельке.
Сама: У наших девочек, особенная и ответственная роль – нянчить младших, и это им очень нравится. Аленушке три года, а она уже приглядывает за годовалым братиком. А пять лет сравняется, так навострится, что и в няньки, "в люди" можно отдавать.
Сама: Нашу семью очень заботит то, каким человеком вырастет наш Гришатка.
Дети: - Казак - это воин и поэтому «на первый зубок» батя отвёз его на коне в церковь. Там поставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу.
- А все родные подарили ему ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы, вот они у кроватки висят.
- А в три года батя уже на коня посадит. Настоящим казаком вырастет.
Сама: А теперь, отдохните, чады мои, сбираю вас на совет. (Все садятся в круг (на ковёр). В центре круга стоит чугунок).
Упражнение «Наполни душу ребёнка»
Сама: представьте себе, что перед нами наш маленький Гришатка. Его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему бы вы хотели научить нашего малыша, что бы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком. Вы говорите свои пожелания и бросай в вазу эти красивые шарики.
(Дети накладывают разноцветные шарики в вазу, проговаривая казачьи заповеди):

По обычаям казачьим,
Всегда в жизни поступай,
Твёрд будь в Вере Православной,
Её в сердце укрепляй!

Верно ты служи Отчизне,
И народу своему,
А творить себе кумиров
Непотребно никому!

По традиции казачьей,
Даже если гибнешь сам,
Оказать ты должен помощь
Своим братьям – казакам!

Презирать обязан праздность,
Тунеядство, негу, лень.
Чтоб твоя семья в достатке,
Проживала каждый день!

Ты семью беречь обязан,
Почитать отца и мать,
Честь, достоинство казачки
Должен ты оберегать!

Чтя казачий кодекс чести
Православие защищай,
Береги свою Отчизну,
И семью не забывай!
Старших мудрые советы
Ты обязан почитать,
Потому они помогут,
Самому мудрее стать!

Сама: А для вас, чады, вот мой родительский наказ, как казаки должны принимать гостей. Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе
Ну, что, отдохнули? А теперь живо все за работу, к ярмарке должно быть все готово! ( дети делятся на три подгруппы: плетение корзин из газетных трубочек, шитье лоскутного одеяла, вязание крючком и спицами)
Сама: Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день нашей семьи.
Давайте все вместе поможем нашим казачьим умельцам поскорее подготовиться к Покровской ярмарке. Ведь, когда вся семья за дело берется, и песня звонче льется, и дело спорится. ( звучит музыка).

Воспитатель; Ребята, где мы сегодня побывали?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков?
Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон - реки,
Где жили здесь когда то наши предки казаки!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД в подготовительной группе. Музыкальная мастерская Конспект ООД в подготовительной группе. Водоплавающие перелетные птицы Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы. Конспект Конспект ООД в подготовительной группе. Солевое рисование
Пионы из фоамирана своими руками. Мастер класс с пошаговым фото. | Как сделать красивую Новогоднюю открытку своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 3308 дней назад (23 ноября 2015)
Просмотров: 14840
+10
Голосов: 10
Комментарии (9)
Татьяна Николаевна Дворецкая # 23 ноября 2015 в 22:51 +2
Ольга Викторовна СПАСИБО Вам за интересный рассказ. Вы познакомили нас с культурой и бытом казачества. smile Красивая подборка фотографий! Особенно понравились казачьи заповеди! angel Мой голос №1
Ольга Викторовна Стребняк # 23 ноября 2015 в 23:03 +2
Огромное спасибо, Татьяна Николаевна!
Тамара Ивановна Радченкова # 24 ноября 2015 в 23:53 +4
Изумительно. прочитала на одном дыхании. Такое все близко и родное. я сама родом с ростовской области. Родилась на родине Шолохова. Как же здорово вы все оформили. столько традиций, столько особенностей жизни казаков описали. Прекрасное занятие, знакомящее детей с историей да и современной жизнью тоже. казачество сейчас активно возрождается. Удачи вам, спасибо за очень ценный материал. Голос №2
Тамара Александровна Новичкова # 30 ноября 2015 в 20:34 +2
Ольга Викторовна, я в восторге от вашего конспекта "Традиции и быт Донского казачества". Какую большую подготовительную работу вы провели, какой интересный материал о донских казаках подобрали. Узнала и для себя много нового, с интересом рассматривала иллюстрации. Вы не просто рассказали детям о жизни казацкого народа, вы провели мероприятие в игровой форме, что доставило детям удовольствие. Вы с раннего детства приобщаете детей к быту и культуре казачества, к укладу их жизни. Формируете ценностные представления о казачьей семье, воспитываете любовь к родному краю, патриотические чувства, уважение к традициям казаков. Замечательное мероприятие! Чувствуется творческий подход к работе, большое желание воспитывать детей патриотами. Всего вам доброго и удачи! +1
Алла Ивановна Ефимова # 1 декабря 2015 в 22:02 +2
Увлекательно, интересно. Работа грандиозная, материал замечательный.
С удовольствием голосую.
Вера Валерьевна Ляпина # 4 декабря 2015 в 13:41 +1
Работа просто чудесная, которая направлена на патриотическое воспитание, привитие любви к родному краю. Знать историю своего народа, своей малой родины- это главное в жизни человека. Вы проделали грандиозную работу. Молодец! ПРИМИТЕ ГОЛОС УДАЧИ!
Виктория Олеговна Ляпина # 5 декабря 2015 в 14:25 +2
Изумительная работа ,ОЛЬГА ВИКТОРОВНА! Очень понравилось побывать на вашей виртуальной экскурсии.Очень много узнала, взяла для себя. Спасибо за знакомство с бытом донских казаков. ГОЛОСУЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Альбина Анатольевна Печникова # 7 декабря 2015 в 22:55 +2
Ольга Викторовна! Замечательная работа вами проделана. Вы формируете не только ценностные представления детей о труде казаков, но и говорите о семейных отношениях.Это очень важно в наше сложное дисгармоничное время.Понравилось мне и то, как вы знакомите детей с содержанием казачьих песен, пробуждаете познавательный интерес к истории своего народа. Я отмечаю также ваше стремление обогащать словарный запас будущих школьников.Эти знания им очень пригодятся. На уроках речи детям пригодится умение использовать диалектизмы точно по смыслу. Это, бесспорно, расширит запас слов детей, что очень важно в написании сочинений и устных выступлений.Отдаю вам свой голос № 7
Людмила Николаевна Карасенко # 15 декабря 2015 в 19:48 +2
Ольга Викторовна,спасибо за интересный материал,с удовольствием познакомилась с вашей работой.Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине одна из важнейших задач современного общества.Вами проделана большая работа.Мой голос №8