Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Тип урока Урок – путешествие
Тема: Роль имен прилагательных в речи.
Развитие речи «Слово о земле Русской и ее защитниках».

Цель: Упражняться в употреблении имен прилагательных в речи
Задачи:
– формировать умения определять род и число имени прилагательного, подбирать словосочетания (сущ. +прил.), проводить разбор слова по составу; фонетический разбор
– развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость.
– осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: иллюстрации с картины В.М.Васнецова «Богатыри»,
П.Д.Корин «Александр Невский», фотографии и иллюстрации боевого орудийного искусства людей 9-13 вв., раздаточный материал (карточки).
I. Организационный момент
1) приветствие гостей;
2) проверка готовности к уроку;
3) вводное слово учителя.
– Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в город «Имя прилагательное».
– Где находится такой город? (в стране Знаний)
В этом путешествии мы побываем на разных станциях: Минутка, Мирная, Оружейная, Героическая, Невская, Богатырская, а также на станции Отдыхай-ка.
Мы будем закреплять умения: определять имена прилагательные, подбирать прилагательные к существительным и наоборот, существительные к прилагательным, проводить фонетический разбор, разбор слов по составу, определять род и число у имен прилагательных, выполним морфологический разбор.
II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос)
– Какая это часть речи самостоятельная или служебная? Имя прилагательное – самостоятельная часть речи)
– Что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета)
– На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Как они изменяются? (Имена прилагательные изменяются по родам и числам)
– С какой частью речи может согласоваться имя прилагательное? (Имя прилагательное может согласоваться с существительным)
– Чем является прилагательное в предложении? (Прилагательное в предложении является определением)

Повторение пройденного.
Нас приветствует первая станция Минутка
– На минутке чистописания мы вспомним написание буквы Я,я, а также их соединения.
1. Яя
– Что можете рассказать о букве я ?
( – это гласная буква;
– в алфавите стоит 33 по счету;
– может быть под ударением и без ударения;
– может образовывать слог и даже слово;
– может иметь 1 звук (а), а может иметь в некоторых случаях 2 звука (й, а)
– может быть частью речи – местоимением 1 лица, ед.числа.
– Запишите след соединения букв:
2. Яр кая ная
–К какой части речи относятся эти сова? ( Эти слова относятся к именам прилагательным)
– Как догадались? (Они обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какая?)
– Как вы думаете, от каких слов они могли образоваться ? ( Они образовались от слов: ярость, музей, Русь)
– Образуйте с этими соединениями букв по 1 слову, чтобы они относились к части речи – прилагательное, а рядом напишите транскрипцию этих слов, запишите сколько в слове букв, звуков, слогов, гласных, согласных букв.
Яростный (й а р а с н ы й) –8 б, 8 зв, 3 слога, 3 гл, 6 согл.
Русская (рускайа) – 7 б., 7 зв., 3 слога, 3 гл., 4 сог.
Музейная (музэйнайа) – 8 б., 9 зв., 4 слога, 4 гл., 4 согл.

Вторая станция Мирная
– Нас встречает станция Мирная и предлагает к вашему рассмотрению группу слов? (на доске слова)
Мир(вселенная), мир (согласие)
Мирок, примирить, мирской, перемирие, мировой, миротворец, мирянин, миролюбивый, Мир, мирный.
Что это за слова? (Это однокоренные слова, т.к. близкие слова по смыслу и имеют одинаковый корень – мир).
– Выпишите слова, относящиеся к именам прилагательным и разберите их по составу.
– Какие слова вы записали ? Почему? (Мы записали слова отвечающие на вопрос какой? какая? какие? какое?, т.к. им. прил. отвечают на эти вопросы)
Как выполнили разбор слов по составу? (окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс)
– Подумайте над значением слов.
Мир (мирской) – это согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры.
Мировой – относящийся к установлению мирных отношений.

Третья станция Оружейная
– Совсем недавно мы посетили Московскую художественную выставку с интересным названием «Оружейная палата», на которой впервые рассмотрели экспонаты образцов оружия и предметов русской старины с необычными названиями, дошедшими до нашего времени. Выставка охватила экспонаты от 6-13 веков.
– Рассмотрите иллюстрации и фотографии этих предметов. Поставьте вопрос от имен существительного и подберите согласующиеся с ним имена прилагательные. Определите род и число.
1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)
2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком.
Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.)

3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти.
Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)

4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)

5. Топоры (посольский)
Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные

6. Алам – знак пушкарей
Алам (какой?) – металлический, круглый

–Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле)
– Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)

Третья станция Героическая
– Догадайтесь и доскажите предложение до конца.
1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай).
2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу)
3. Славна богатырями земля ….(русская)
– Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания)
Задание
Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число
какую?
Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.)
какому?
Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч)
какая?
Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.)

–Догадайтесь и доскажите предложение до конца.
Без коня ……….(и трава не растет). (пословица)
Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица)
Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка)
Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка)
Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица)
Задание.

Четвертая станция Невская
– О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге.
– Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург)
– Кто начал строительство этого города? (Петр I)

В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой.

Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.

Задание.
Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите.
Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил.
Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи.

Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л...дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю.

Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах.

кто? что сделали? что
Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли
сделали?

(к)славному Новг..р..ду.

Орфограммы в словах
Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа)
Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за-
Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.
Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой).
Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.)
Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением
(молод, молоденький.)
Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных.
Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем.
В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово.
В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак.
Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно.
Победе – приставка по- .
В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно
На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька).
Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский)
Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит).
Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький).
Определение рода и числа имен существительных.
IV. Физминутка
Пятая станция Отдыхай-ка
Задание.
– Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны.
(Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа)

Шестая станция Богатырская Викторина
(карточки слов: богатыри, поле, лошади)
На картине Васнецова
В трудный путь разгон беря,
Вместе в даль глядят сурово
Три былых богатыря.

Задание 1
Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины
– Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)
– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
– Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые)
– Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле)
– Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое)
– На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях)
– Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие)
– Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто).

Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир.

Седьмая станция Российская
Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно?
Подчеркни существительные, глаголы.
Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.

Письмо по памяти.

Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти!

V. Подведение итогов урока
– В каком городе мы сегодня побывали?
– Какая станция вам понравилась больше всего? Чем?
– Что интересного вы запомнили?

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе
Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи
Опубликовано: 3216 дней назад (2 февраля 2016)
Просмотров: 2044
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!