Конспект НОД в подготовительной группе ко Дню космонавтики
Космическая экспедиция для детей 6-7 лет «Земля - Марс»
Автор: Денисова Ольга Николаевна - МБДОУ № 52 города Димитровграда Ульяновской области, воспитатель подготовительной к школе «В» группы компенсирующей направленности для детей ТНР. Данная непосредственно организованная деятельность предназначена в качестве итоговой по лексической теме «Космос», где интегрируются образовательные области: «Познание» (ознакомление с окружающем, ФЭМП), «Речевое развитие», для детей 6-7 лет.
Цель: Обобщить знания детей о космосе; звёзды, планеты, тела, объекты.
Задачи:
1. Закрепить название и количество планет Солнечной системы. Расширить и обобщить представления детей о космосе, в частности о планете Марс- 4 планете Солнечной системы. Уточнить различия в космических объектах рукотворных и нерукотворных: комета, метеорит, астероид, спутник планеты и искусственный спутник.
2. Проверить усвоение детьми знаний по ФЭМП: количественного и порядкового счета в пределах 20, обратного счета от 10; умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; узнавать и называть цифры в пределах 20, понимать зависимости их расположения при перечислении предыдущего и последующего чисел; закрепить умение ориентироваться на плоскости листа в клетку (графический диктант «Ракета» Приложение № 5). Закрепить навыки временных представлений: год, сезон, месяц, неделя, сутки; знание названий геометрических фигур - плоскостных и объёмных;
Активизировать познавательную и речевую активность: умение отвечать на вопрос полным ответом, строить сложные предложения с союзом (а…, потому, что…) и однородными членами предложения, доказывать своё мнение, строить догадки и выстраивать логические цепочки при решении поисковых вопросов.
Активизация словаря: орбита, спутник, ударная буря, климат, комета, астероид, метеорит;
3. Мотивировать детей не перебивать друг друга, не выкрикивать с места ответ, продолжать развивать усидчивость, внимание, память.
Предварительная работа: чтение детской литературы Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине», Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом», М. Погорелова «Кто такой Гагарин?»; просмотр презентации «Экспедиция на Марс», написание графических по другим темам диктантов, рассказ воспитателя о Марсе (приложение № 1), с/р игра «На ракете».
Оформление помещения: модель Земли- глобус, вращающийся светильник «Звёздное небо», 2 магнитные доски, на переднем наборном полотне плоскостные модели планет Солнечной системы, висящие звёзды, сюжетный бортик ракеты, объёмные модули: призма, арка, конус, цилиндр,2 полшара; стулья в 2 ряда, мультипроектор и экран для показа презентации; портреты космонавтов: Ю. Гагарин, В. Терешкова, Леонов, Совицкая, Н. Комаров.
Материал к НОД: мяч, фуражка командира, бейджики с именем ребёнка и профессией (Ринат Ш. борт - инженер), по числу детей папки – наборные полотна с цифрами и знаками: «Арифметические задачи составляем, примеры решаем», ребусы, перфокарты, портреты космонавтов, карандаши, листки в клетку
Алгоритм деятельности:
1.Приветствие гостей, улыбнулись гостям, друзьям, пожали руки друг другу.Какой праздник отмечаем 12 апреля? Хотите отправиться в космическое путешествие? Куда? На Марс?
Организовать экспедицию трудно или легко? Для чего полетим? Значит цель экспедиции узнать о Марсе как можно больше. Чтобы полететь в экспедицию необходимо размяться.
2. Разминка: Организация детей вокруг себя кругом. Речевое игровое упражнение с мячом «Какая, какой, какие» экспедиция (какая? долгая, большая, ответственная, научная, оживлённая, многоплановая, трудная, опасная, интересная, загадочная, длительная, захватывающая, долгожданная, великая)
3. Кто должен быть участниками экспедиции: космонавты + ученые физики, биологи, химики, инженеры, конструкторы….(портреты космонавтов: Ю. Гагарин,)В. Терешкова, Леонов, Совицкая, Н. Комаров.

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В. Степанов)
4. Какие качества человека должны быть у космонавта? (сильные, мужественные, храбрые, ответственные, подготовленные, серьёзные, умные, добрые) вспомним пословицы. Пословицы, где есть числа:
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Хвастуну цена — три копейки.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Как телеге пятое колесо.
За семью морями.
Семеро одного не ждут.
Старый друг лучше новых 2
Делу время, а потехе – час
1 голова – хорошо, а 2 лучше
7 раз отмерь, 1- отрежь
5. Есть ли жизнь на Марсе? Закрепим признаки живых организмов.
-Дышат, двигаются питаются, размножаются
Значит, чтобы человек существовал на планете нужен воздух (без него человек может прожить 3 минуты), вода (без которой существует человек7 дней), еда или пища (без которой может обойтись человек 30 дней). Главное правило в любой экспедиции - безопасность людей.
6. Как добраться? На чём мы полетим? - на ракете. Строительство ракеты V модулями. Назначение командира…атрибуты (раздача бейджиков и команда занять свои места)
7.Обратный отсчёт 10… 0; наклон назад имитация сильных нагрузок.
Через 20 секунд выход на орбиту. Порядковый счёт - индивидуальное задание (Таня Г.)
ЛЕТИТ КОРАБЛЬ (читает воспитатель)
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой! (В. Орлов)
На орбите можно снять шлемы, отстегнуть ремни - явление невесомости.
Подвижная игра «1,2,3 космическая фигура замри»:
Правила игры ведущий отворачивается - дети принимают разнообразные позы и замирают выигрывает -тот кто принял самую интересную позу и дольше всех её сохранял. Позы принимать только после сигнала: 1,2,3-космическая фигура замри.
8.Чем можно заняться пока находишься в полёте? Если до Марса лететь 2 года.
Марс
Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.
(Автор неизвестен)
Играть, читать, спать, есть, экспериментировать, учить стихи, конструировать, рисовать, петь, отгадывать ребусы и т.д.
9. Игра «Что? Где? Когда?»
Правила: по цепочке дети называют объекты космоса, наречия пространственного расположения, наречия времени. 1 ребёнок что? (Земля), 2 ребёнок где? (сзади), 3 ребёнок - когда? (сейчас),4-что? Луна 5-где? (слева)7- когда? сию минуту, и т.д.
Что: названия планет, комета, астероид, солнце, луна;
Где: внизу, вверху, вдали, вблизи, прямо, рядом, где-то…;
Когда: сейчас, сию минуту, скоро, завтра, послезавтра, через год, через сутки… в понедельник, вторник….
Физкультминутка «Звездочёт» (Приложение 2)
Ведущий предлагает сесть за столы, на которых разложен раздаточный материал
10. Ребусы задания в парах за столами: 1) по первым буквам прочитать слово;
11. «Логическая цепочка» по перфокарте см приложение №4
12. «Решение задач» с помощью наборного полотна в папке:
Для успешного полёта ракеты необходимо 4 ступени, отделяются и сгорают 3. Сколько остаётся? -1
На орбите работают 2 спутника, запустили ещё 1. Сколько спутников стало работать на орбите? -3
В экспедицию на Марс готовится группа из 12 человек, отсеют как запасных 5 космонавтов. Сколько космонавтов полетят в экспедицию?
Для 6 космонавтов приготовили 7 скафандров. Хватит ли скафандров для всех космонавтов?
13. Игровое упражнение: Что лишнее?
- Земля, Марс, Плутон, Венера, Юпитер, Меркурий, Луна?
Ответы детей Лишнее -Луна, потому что названы все планеты, а луна - спутник Земли
- космодром, иллюминатор, космонавт, шлем, скафандр, мотоцикл;
Лишнее слово мотоцикл, потому что это вид транспорта, а остальное - предметы, связанные с космосом
-цирки, каньоны, моря, горы, дом?
Лишнее слово-дом, потому, что это жилище, а остальные слова характеризуют поверхность планет.
- спутник, ракета, орбитальная станция, луноход, марсоход, эсминец?
Лишнее слово-эсминец, потому, что это морской военный корабль, а остальное космическая техника;
Тренажёр, штанга, центрифуга, скакалка, груша, лупа? (поисковая ситуация)
Лишнее слово-лупа, потому, что это предмет для исследования, а остальное обозначает спортивные атрибуты (или атрибуты для занятия физическими упражнениями). Груша-имеется в виду боксёрская.
Ю. Гагарин, В. Терешкова, Леонов, Совицкая, Н. Комаров, Л.Н. Толстой
Все космонавты, а Л.Н. Толстой – писатель.
14. Внимание, внимание (слышится голос в рупор) На связи Земля, ответьте Земле. Приказано вернуться обратно, на Марсе сильнейшая буря длительность которой 3 месяца, как слышите, приём…
Решение Командира после совещания с коллегами: принято единогласно - Мы возвращаемся:
Чтобы развернуться, нужно правильно начертить ракету. За столами выполняется графический диктант: «Ракета» Приложение № 5.
Оценка: все выполнили графически диктант у большинства симметричные половинки ракеты. Выполнили верно!
Командир: «За герметизировать (закрыть) шлюзовые камеры (-дети составляют стульчики рядом), занять команде свои места(рассаживаются), пристегнуть ремни безопасности, раскрыть солнечные паруса, включить ускоритель – обратный отсчёт 10,9…
При 0 отсчёте – Дети жужжат, шипят, звенят имитируют вхождение капсулы в слои атмосферы-приземление.
Итог: как «Мозговой штурм»
Почему не удалось приземлиться на марсе? Буря-торнадо.
Что могло случиться с космическим кораблём и людьми? Унесло в открытый космос.
Сколько весит человек на Марсе, если здесь он 100 кг- 38кг.
Сколько раз возможно приземление на Марсе - 1 раз в 2 года.
Сколько длятся сезоны на Марсе? Они длиннее в 2 раза
Сколько длится год- 687 дней?
Что тяжелее Марс или Земля? -Земля в 10 раз.
Можно ли дышать на Марсе? нет воздуха. Азот составляет 78 %, кислород 21%, другие газы 1%
Можно ли существовать на Марсе? нет, температура днём +20 0, а ночью - 90 0
Итог деятельности: Экспедиция завершена, выполнено: Главное правило в любой экспедиции - безопасность людей. Хоть до Марса не долетели, но у нас много времени чтобы активно готовится, тренироваться, развиваться, получать специальность, некоторые станут космонавтами и долетят до Марса, так как сейчас никто ещё там не был, Вы будете первыми открывателями!
Длительность: 45минут
Рассказ воспитателя о Марсе:
Марс считается сухая и мёртвая планета. Но на ней работают 2 марсохода и 3 орбитальных аппарата.
Они исследуют поверхность, фотографируют, берут пробы грунта, благодаря данной техники мы многое узнали о Марсе. На Марсе есть высохшие русла рек, есть каньоны и долины, даже горы. Учёные обнаружили разную поверхность и разделили поверхность Марса на районы: Сидоки (где рельеф поверхности лежит складками, которые напоминают лицо человека. Долго учёные не могли понять что это, узнали только недавно при получении снимков на современной технике с марсоходов - просто рельеф местности;) район пирамиды, бассейн Хеллас, где часты ударные бури.
Например: Вулкан Олимп - высота 27.000 м Это гора самая высокая в Солнечной системе; Долина Маринера длина 4000 м и глубина 7000м.Есть спутники: Фобос и Деймос. Фобос находится очень низко от Марса и продолжает сближаться по 10 мм в год. Скоро упадёт.
Приложение 2

На Луне жил звездочёт
смотят в телескоп
Он планетам вёл учет
Показ в небо рукой
Меркурий - раз;
Описать круг руками
Венера – двас - Хлопок!
3 - Земля, 4 - Марс
Присесть
5 - Юпитер, 6-Сатурн
Наклон впараво - влево,
7 - Уран, 8 - Нептун
Наклон вперёд,прогиб -назад,
9 - дальше всех Плутон,
Прыжок
Кто не видит - выйди-вон!
Развести руки в стороны
Приложение 4







Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Досуг по математике в подготовительной группе ко Дню космонавтики
← Детская открытка ко Дню Матери в детском саду своими руками. Мастер-класс | Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе детского сада →
![]() |
Автор: Ольга Николаевна Денисова
Опубликовано: 3274 дня назад (8 мая 2016)
Просмотров: 5096
Рубрика: НОД
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|