Проектирование - как метод развития познавательной деятельности обучающихся
Из опыта работы педагога дополнительного образования
Цель: обобщить знания о проектах.Задачи: познакомить с разнообразием проектов и проектной технологией.
В Концепции модернизации российского образования способность обучающихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования. В центре внимания - познавательная деятельность обучающихся, когда важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить обучающихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения. Перспективной формой работы со школьниками в этом направлении является метод проектов или проектная деятельность.
Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик.
В России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, которая пыталась активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Три "кита", на которых держится проектная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.
Метод проектов – это:
- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи, оформленной в виде некоего конечного продукта;
-представление итогов выполненных проектов в форме конкретных результатов, готовых к внедрению.
- возможность приобретения знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей определённых знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность обучающегося;
- плана содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Для обучающихся проект - это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, показать публично достигнутый результат. А для учителя - это возможность развития у обучающихся умений и навыков проектирования: поиска информации, практическогоприменения знаний, самообучения.
Проекты различаются по следующим признакам:
1. Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная можно выделить следующие типы проектов.
Исследовательские, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта,социальной значимости исследования для всех участников. Эти проекты приближены к научным исследованиям. Здесь необходимо аргументировать актуальность взятой для исследования тему, формулировать проблемы исследования и путей решения. Использование феромонов и других экологически чистых методов борьбы с насекомыми вредителями в целях сохранения сосны на участках леса Круглый. Она исследовала характер и причины поражения сосны обыкновенной, разнообразие насекомых – вредителей, устанавливала феромонные ловушки, вела экспериментальную и исследовательскую работу.
Творческие. Творческие проекты не имеют детально разработаннойструктуры совместной деятельности участников. Поэтомусам процесс определяется конечным результатом. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник и т.п. Но вот само оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее. Творческий проект «Что за прелесть эти сказки»(Познакомить детей с творчеством Пушкина, раздали задания объединениям: Рисунки, поделки, мини – доклады, в итоге – Познавательная игра или КВН) или проект «Мои любимые питомцы».
Ролевые, игровые. В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, в зависимости от содержания проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов остаются открытыми до окончания проекта. Пример коллективный творческий проект в театральном объединении. На первом этапе проектирования дети пишут пьесу как коллективный творческий продукт, определяют тему, содержание, действующие лица. На занятиях по гриму дети визуально воплощают образ, на занятиях по сценическому движению - работают с пластикой персонажа.На втором этапе дети непосредственно репетируют, готовят декорации. Третий - защита проекта, т. е. реализация продукта (показ спектакля).
Ознакомительно-ориентированные (информационные). Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, корректировки по ходу работы. Такие проекты часто взаимосвязаны с исследовательскими работами. ()
Практико-ориентированные (прикладные).Чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников и их функций, оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы на разных этапах, презентация полученных результатов и использование в практике. (Краткосрочный практико – ориентировочный проект по подготовке Нового года) Раздали задания: гирлянды, составить новогоднюю викторину, конкурсную программу. В итоге все заинтересованы в весёлом новогоднем празднике.
2. Предметно-содержательная область:монопроекты – этопроекты проводятся в рамках одного объединения и мегапроекты – проекты в 2 – 3 объединениях или достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
3. По характеру контактов (среди обучающихся одного объединения, нескольких объединений одного учреждения или других учреждений, или регионов, стран ).
4.Количеству участников проекта. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
5. По продолжительности выполнения проекты могут бытькраткосрочными (могут быть разработаны на нескольких занятиях), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы работы над проектом.
Организуя проектную деятельность, необходимо учитывать, что у обучающихся должны быть определённая база знаний, но не может быть проектом работа очень знакомая работа, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:
1 Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2 Планирование. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.
3 Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4 Формулирование результатов или выводов. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.
5 Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.
Основные требования к проектированию изделия
Технологичность - возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудование, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.
Творческая направленность.
Предполагается творческая деятельность и учет интересов детей.
Системность.
Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал.
Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.
Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.
Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные вменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
Эргономичность. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а тажке быть функциональным и практичным.
Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока. Знакомство с русской избой Конспект интегрированного занятия с воспитанниками творческих объединений Сценарий творческого отчёта в ДДТ Сценарий праздника посвящения в кружковцыПохожие статьи:
Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»
Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре
Городской конкурс к году кино. Сценарий
Конкурс для школьников «Мир профессий»
Визитная карточка педагога дополнительного образования на конкурс «Сердце отдаю детям»
Автор: Ольга Николаевна Артамонова
Опубликовано: 2809 дней назад (14 марта 2017)
Просмотров: 2749
Рубрика: В помощь методисту
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!