Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Любимая Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация
Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативный документ, определяющий содержание и разработанный по одной из направленностей дополнительного образования, представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, развития обучающихся, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. Каждая программа должна иметь конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые образовательные результаты.

Содержание и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Структура дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает комплекс основных характеристик программы и комплекс организационно-педагогических условий.

Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика (ов) программы, город и год ее разработки).

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско- краеведческая, социально-педагогическая;
- актуальность программы - соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу (запросам) родителей и детей и т.д.
- отличительные особенности программы - характерные свойства, основные идеи, которые придают программе своеобразие и отличают её от других;
- адресат программы - примерный возраст учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения;
- формы организации образовательного процесса (индивидуальные,
групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы.
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

2. Цель и задачи программы:
- цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
- задачи - конкретные результаты реализации программы, конкретизирующие процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития.

3. Содержание программы:
- учебно – тематический план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля) составляется на каждый год обучения;
- содержание учебно-тематического плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов её освоения.

4. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Комплекс организационно-педагогических условий:
1. Календарный учебный график определяет дату начала и окончания обучения, количество учебных недель или дней, является обязательным приложением к программе и составляется для каждой учебной группы.
2. Условия реализации программы - это система условий реализации программ, которая обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы (кадровое обеспечение, материально – техническое обеспечение, информационные, методические и иные ресурсы).
3. Формы аттестации – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д).
4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
5. Методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации.
6. Список литературы - включает перечень литературы для педагогов, родителей и учащихся.
Разноуровневые программы
Разноуровневые программы дополнительного образования детей – это программы, при разработке и реализации которых соблюдаются принципы, позволяющие учитывать разный уровень развития и разную степень освоения содержания материала детьми. Такие программы предполагают освоение программы на разном уровне углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.

Разноуровневые программы позволяют реализовать право ребенка на индивидуальный режим освоения в индивидуальном для него объеме, т.е. возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

Уровни сложности освоения содержания программы
Для возможности реализации программы на разных уровнях доступности и сложности материала, содержание должно быть дифференцировано на разные уровни сложности:

Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Базовый уровень предполагает освоение специализированных знаний.

Продвинутый уровень предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам программы, углубленное изучение содержания программы и доступ к профессиональным знаниям в рамках изучения материала.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней.

При реализации разноуровневой программы рекомендуется осуществление диагностики, определяющей уровень индивидуальных особенностей обучающихся. Можно использовать следующие формы и методы: тестирование и анкетирование; глубинное интервью; комплексы психологической диагностики; логические и проблемные задания; деловые, имитационно-моделирующие, ролевые, организационно-деятельностные игры; портфолио ученика; эссе; кейс-метод; творческие задания и т.д.

Учебно-тематический план
Учебно-тематический план разноуровневой программы должен предусматривать разные режимы освоения материала и содержания программы, исходя из индивидуального темпа и объёма освоения знаний, умений, компетенций обучающихся в разных объёмах учебных часов.
Рекомендуется оформлять учебно-тематический план модульно.

При разработке программы необходимо предусматривать как индивидуальные, так и групповые формы работы. При групповой форме работы участникам стартового уровня представиться возможность обозначить для себя «зону ближайшего развития».
При проектировании программы необходимо обратить внимание на создании оценочных материалов, которые позволят сравнить уровень развития обучающегося с предыдущим уровнем. Сравнение с результатами других участников программы недопустимо.

В рамках разноуровневых программ допускается ведение рейтингов двух типов:
1. Конкурсный (соревновательный) рейтинг
2. Содержательный индивидуальный рейтинг. Вне зависимости от того, на каком уровне находится участник программы изначально, он должен иметь возможность получить доступ к заданиям любого уровня и постараться их решить.
Критерии соответствия программы принципу разноуровневости

Каждая дополнительная общеобразовательная программа в соответствии с принципом разноуровневости должна советовать следующим критериям:
- наличие в программе материала, отражающего содержание
разных типов уровней сложности учебного материала и соответствующих им
достижений участника программы;
- методическое описание разных степеней сложности учебного материала;
- организация доступа любого участника программы к стартовому освоению любого из уровней сложности материала посредством прохождения специально организованной педагогической процедуры;
- методическое описание процедур, посредством которых присваиваются те или иные уровни освоения обучающимся;
- наличие описания механизмов и инструментов ведения индивидуального рейтинга обучающихся. Наличие описания параметров и критериев, на основании которых ведётся индивидуальный рейтинг;
- фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по принципу уровневой сложности, которая заложена в
матрице.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.
Презентация на тему: Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий творческого отчёта дома детского творчества Благотворительные акции в Доме детского творчества Стартинейджер. Что это такое Игровые технологии на занятиях в дополнительном образовании

Похожие статьи:

Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре

Городской конкурс к году кино. Сценарий

Игровая программа для открытия лагеря для детей | Сценарий спортивного мероприятия для участников муниципального профильного лагеря
Опубликовано: 191 день назад (17 ноября 2021)
Просмотров: 385
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!