Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игровые технологии на занятиях в дополнительном образовании

Использование игровых приемов на занятиях по бумагопластике
Современные педагогические технологии представляют собой сочетание всего ценного, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, и достижений педагогической науки и практики настоящего времени.
Одной из уникальных форм обучения являются игровые технологии, которыевключают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки. В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Каждый педагог в своей работе использует такие приёмы, которые позволяют ему провести занятие интересно и увлекательно. Мне бы хотелось рассказать об игровых приемах, разработанных мною и найденных в педагогической литературе,которые помогают на занятиях по оригами с детьми младшего школьного возраста.
Это приемы:
• обыгрывания предметов, действий, собственных пальцев;
• «вхождения» в воображаемые обстоятельства.

Программа "Волшебный мир бумаги" разработанана три года обучения для детей школьного возраста с учетом их особенностей, построена по принципу от простого к сложному.
Занятия проходят во второй половине дня. К этому времени многие дети оказываются усталыми. Иногда им физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего занятия.
В первый год обучения дети осваивают «азбуку» оригами – это система условных обозначений и базовых форм. Изучают эту «азбуку» для того, чтобы свободно «читать» схемы, складывая по ним разнообразные изделия.
В процессе такой работы детям приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Также на качество изделия влияет и правильно вырезанный квадрат, и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов.

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, встречи со сказочным героем, пальчиковой гимнастики, или с загадки и стихотворения. Это помогает ввести ребенка в художественное творческое пространство и настроить его на решение определенных задач. Аналогичным образом занятие заканчивается.
На занятиях мы знакомимся с Волшебным квадратиком. Он приходит к нам, как игровой персонаж.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой, а волшебный. Все называют меня чудесным. А знаете почему? Потому, что я умею творить настоящие чудеса, могу совершать разные превращения. Я могу стать самолетиком и рыбкой, сумочкой и корабликом, шапочкой и мотыльком. Всего не перечислить. И еще я люблю ходить в гости и показывать фокусы мальчишкам и девчонкам. Могу научить любого стать волшебником, и научить превращать на вид бумажный квадратик в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным. Сегодня я научу вас складывать такую - то фигурку. Попробуем? А еще я очень люблю рассказывать сказки и хочу вам рассказать сказку про пирата.»
Ребята с удовольствием слушают сказку и наблюдают, как листок бумаги превращается то в пароход, то в сапожки, то в коробку и т.д.
Занимательность делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, вызывает увлеченность, захваченность деятельностью, эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Благодаря игровым моментамусиливается интерес детей к выполнению задания.
При знакомстве с видами и структурой бумаги я использую дидактические игры и опыты с бумагой.
В игре "Угадай на ощупь" детей увлекает загадочность ситуации. Перед началом игры я кладу в коробочку кусочки бумаги с различной фактурой.
Игра "Где меня используют?" расширит жизненный опыт детей, обогатит словарь. Предлагаю подумать, почему бумагу делают разных видов и с чем это связано? Ребята узнают, что название бумаги связано с ее назначением: чертежная, писчая, оберточная и т.д. В опытах закрепятся знания о фактуре и качестве бумаги: гладкая, тисненая, шероховатая, тонкая, прозрачная и т.д. Ребята разглядывают ее, мнут, рвут, растягивают, подвешивают груз и т.д.
Игра "Комната смеха" закрепит умение складывать бумагу, создаст веселое настроение, разовьет воображение. Вначале я беседую с детьми о том, какие бывают зеркала: прямые и кривые. Объясняю, что в прямом зеркале лицо отражается таким, какое оно есть на самом деле. А в кривом зеркале отражение искажается. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т.е. очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться. Я прошу детей представить, что они попали в "комнату смеха", и предлагаю изобразить свое лицо в кривом зеркале. Для основы хорошо использовать тонкий картон разнообразной формы, в соответствии с которой дети выполняют мелкие детали, складывая квадрат, прямоугольник или треугольник. Для волос используются подкрученные полоски бумаги.
Занятия бумагопластикой будут более успешными, особенно с маленькими детьми, если в процессе складывания делать небольшие паузы и давать возможность поиграть, пообщаться друг с другом сложенными фигурками. В конце занятия можно предложить детям раскрасить сложенные модели, придумать про них истории, дать персонажам имена и прозвища.Очень удачными для подобных занятий являются бумажные игрушки - мордочки, маски, фигурки зверей. Некоторые маски, сложенные из бумаги можно надеть на палец и разыграть с их помощью маленький спектакль. При помощи оригами можно для спектакля сделать ширму и декорации.
Для активизации внимания и наблюдательности у детей использую такие упражнения на смекалку: "Запомни эти фигуры и найди среди других", "Что изменилось","Какая операция пропущена?", "Что было и что стало?" "Какому номеру соответствует эта картинка" или "Какое животное спряталось в этом слове?" и т.д. Обязательно использую физкультминутки.
Каждый раз при складывании фигурки, я использую загадку, или стихотворение, или небольшую сказку и т.д. Например, при изготовлении фигурки "Рыбка" загадываю детям загадку, предлагаю побеседовать на тему "Обитатели водоемов", знакомлю с разнообразием рыб, предлагаю рассмотреть иллюстрации, провожу игру "Дом для рыбки"или вместо физкультминутки провожу игру "Море волнуется раз".
Очень любят дети складывать фигурки, которые могут двигаться: "Прыгающая лягушка", "Сюрикен", "Ползущий жук", "Хлопушка", "Журавлик, машущий крыльями" и т.д., а затем с ними играть или устраивать соревнования.
А еще - просто восторг, когда я показываю фокусы. "Магический кошелек", "Пролезаем сквозь бумагу".
Использую игру - соревнование «Ковер-самолет". Ковер - самолет - это летающая модель, которая может мягко планировать, двигаясь по прямой линии вперед. Дети складывают такие фигурки из квадратов одинакового размера и одного сорта бумаги. Когда изделия готовы, переходим к конкурсу. Каждый школьник придумывает для ковра-самолета название и пишет его фломастером прямо на фигурке. Рядом ставит имя, фамилию и класс. Дети встают у намеченной черты старта, поднимают как можно выше над головой руку с ковром - самолетом и отпускают модели, не толкая вперед. Выигрывает фигурка, пролетевшая наибольшее расстояние. Если детей немного, можно предложить по три попытки. Из числа учеников можно сформировать жюри и не забыть про призы.
Чтобы ребенку было легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для складывания той или иной фигурки, использую цепочку ассоциаций. Предлагаю детям посмотреть и сказать, на что похож каждый промежуточный этап работы. Ребята - большие фантазеры! Они без труда находят верные и точные образные сравнения, а их ряд запомнить гораздо проще, чем просто дюжину пунктов складывания. При демонстрации фигурки можно сразу рассказывать что-то вроде сказки, где герои и их действия как бы иллюстрируют все происходящее с квадратом бумаги.Изготовление поделки в технике оригами идет "пошагово" от сгиба к сгибу. Каждый следующий "шаг"являет свой образ. Наш бумажный лист - окошко в сказку, постепенно превращается то в "косынку" (шаг первый), то в далекую гору (шаг второй), то в воздушного змея (шаг третий) и т.д. Причем образы придумывают сами дети, рассматривая получившуюся работу после очередного "шага". Не просто придумывают образ, а выстраивают сказочный сюжет, в котором есть чудесные превращения, сказочные герои и всегда хороший конец.
Например, чтобы сложить фигурку лисенка, использую такую сказку.«Жили - были в Квадратном королевстве Девушка и Юноша (верхний и нижний уголки квадрата), поженились они (шаг1) и стали жить вместе у подножия большой Горы (шаг2). Родились у них Сын и Дочь (острые уголки треугольника), которые тоже, конечно, жили вместе (шаг2).Однажды они поссорились из за какого- то пустяка, обиделись друг на друга и разбежались в разные стороны (шаг3-4). Заблудились, дорогу обратно, как водится, потеряли что делать? Родители бросились искать своих детей, да где их найдешь в густом лесу? (шаг5, фигурка расплющена, где какие уголки не видно)? Кликнули они на помощь знакомого Лиса, ведь он- то знал лес как все свои пять пальцев на лапе! Понюхал Лис воздух и указал направление, в котором надо было искать ребятишек (шаг 6). Отыскал он тропинку, по которой надо было бежать (шаг7). Побежал по ней (шаг 8, палец двигается снизу вверх по линии сгиба), нашел детей (шаг9 показать два острых уголка на вершине фигурки), вернул их домой родителям, а сам и говорит: "Не ссорьтесь по пустякам, живите дружно!" (шаг11). Если раскрывать и прикрывать фигурку, Лис начнет "говорить"(открывать и закрывать рот.)Такой игровой прием помогает справляться со сложностями по заполнению последовательности в работе, развитию навыков оформления сгиба, развитие волевых качеств-доведение начатой работы до конца.
Значение игровых приемов в обучении огромно:
• они гарантируют комфортный и результативный для детей и педагога процесс обучения. Играя, дети получают удовольствие;
• у детей создается бодрое рабочее настроение, активизируется мыслительная деятельность;
• игровые приёмы способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче;
• облегчают работу мышления и воображения;
• позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;
• дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
• усиливают непроизвольное запоминание;
• помогают снять чувство усталости, нервозность, напряжение, страх;
• приучают к коллективным действиям, учат общению.
Результатами моей работы являются призовые места, которые занимают дети, участвуя в различных выставках и конкурсах.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий творческого отчёта дома детского творчества Благотворительные акции в Доме детского творчества Стартинейджер. Что это такое Защита дополнительной образовательной программы. Презентация

Похожие статьи:

Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре

Городской конкурс к году кино. Сценарий

Игра - путешествие по сказкам для младших школьников 1-2 класса | Игровые технологии на занятиях по бумагопластике
Опубликовано: 2528 дней назад (21 января 2018)
Просмотров: 2322
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Наталья Викторовна Шершнева # 21 января 2018 в 16:38 0
молодцы,голос