Игры с пластилином для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
Игры с пластилином для развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Муравьева Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов, ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска.
Описание: Разработка содержит описание опыта работы по развитию творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Данная статья может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов, родителям обучающихся.
Цель развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, семейной и профессиональной ориентации.
Задачи:
1. Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развивать навыки лепки, использовать разные приемы.
Ход занятия
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие серьезные отклонения в психическом развитии, и как следствие, отклонения в развитии и поведении.Этим детям необходимо внимательное, доброе отношение взрослых, и в первую очередь педагога.
С такими детьми нужна систематическая последовательная работа и большое терпение.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой.
Лепка это интересное и полезное занятие, которое любят все дети, это отличный способ развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков.
Ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Игры с пластилином позволяют интегрировать различные образовательные сферы.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
В интересной игровой форме дети с ОВЗ обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Часто на занятиях по рисованию у детей есть возможность реализовать свой накопленный опыт, знания и умения.
Например, дети должны дорисовать недостающие элементы рисунка (дорисуй портрет, дорисуй мышке усики, зайчику глазки и хвостик и т.д.).
Детям младшего школьного возраста очень нравится работать с пластилином.
На уроках ручного труда и рисования я предлагаю детям следующие задания:
Скатать шарики из пластилина и украсить посуду.
Дополнить изображение.
Способом размазывания нанести пластилин на рисунок.
Украсить крылья бабочки разноцветным узором.
Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки»
Цель: Развитие внимание и логического мышления у детей с ОВЗ.
Задачи: Учить детей подбирать соответствующие "заплатки" по цвету и размеру.
Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику.
Ход игры:
Вариант №1: (Индивидуальная работа)
Ребенку выдаются карточки с отсутствующими частями картинки, и пластилин - так называемые "Заплатки". Ребенок должен подобрать цвет и сделать нужную заплатку
Вариант №2: (коллективная игра)
Нескольким детям выдаются по 1 карточке с отсутствующими частями.
Дети должны кто быстрее подобрать свои "заплатки".
Как показывает практика, это очень увлекательная игра!
Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином.
К данной технике наиболее часто мы возвращаемся при выполнении таких работ, как «Грибы», «Цветы», «Птицы», «Овощи - фрукты».
На уроках по ручному труду я использую лепку с целью показать нестандартные приемы работы с пластилином. Аппликация с помощью различных видов пластилина, изготовление объемных фигурок из шарикового пластилина - это простой, но необычный вид творчества.
Эти занятия хорошо корригируют внимание, мелкую моторику; развивают фантазию, воображение; воспитывают усидчивость.
Шариковый пластилин состоит из шариков и клеевых нитей, он не липнет к пальцам, приятен на ощупь, имеет очень яркие цвета и вызывает массу положительных эмоций у ребят.
При изготовлении объемных фигур я знакомлю детей со свойствами этого пластилина: бывает крупнозернистый и мелкозернистый, застывающий и не застывающий. Мелкозернистый пластилин плохо держит форму, поэтому учу детей сначала делать основу из бумаги (шарики, овалы), а затем облепливать пластилином. На втором занятии даю ребятам возможность изготовить фигурки животных по их замыслу или по картинкам-образцам.
На занятиях одни дети любопытны, выполняют работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Другие безынициативны, выполняют самую легкую работу побыстрее. Но я добиваюсь, чтобы ребенок не делал бесформенных ляпух, заставляю переделывать, сравнивать с образцами.
В процессе занятия слежу за тонусом детей. Если вижу, что они устали, делаю перерыв.
В конце занятия вместе с детьми убираем рабочие места, следим за чистотой одежды, моем руки.
Для проявления творческих способностей недостаточно дать ребенку кусок пластилина, необходим положительный пример.
И тут я хочу сказать о ведущей роли учителя в этой работе, который должен сам уметь рисовать, лепить, давать возможность наблюдать за процессом изготовления изделий.
Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому.
Занятие строится из 4–5 частей:
1. Эмоциональный настрой
2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Объяснение задания.
5. Непосредственная работа.
Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы.
Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.
Обязательно включаю пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям.
Игры с пальчиками очень увлекательны.
Играем пальчиками - развиваем речь, творческую деятельность.
Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук.
Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.
Большим стимулом для учащихся является школьная выставка творческих работ по декоративно - прикладному искусству, где помещаются лучшие работы.
Рекомендуем посмотреть:
Снежная баба своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста на тему "Колобок" Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у дошкольников Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство развития речиПохожие статьи:
Упражнения на подготовку руки к письму для старших дошкольников
Участник №46 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2020 года
← Аппликация к 8 марта «Корзина с цветами» пошагово с фото. Начальная школа | Объемная аппликация из бумаги к 8 марта для детей 6-8 лет пошагово с фото →
Автор: Ольга Евгеньевна Муравьева
Опубликовано: 1686 дней назад (22 марта 2020)
Просмотров: 8722
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!