Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната
Художественно-эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Автор: Муравьева Ольга Евгеньевна, воспитатель, ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска. Описание: Разработка содержит описание моего опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната. Данная статья может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов, родителям обучающихся.
Цель: Создание оптимальных условий для формирования и развития творческих умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.
Задачи:
1.Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с ограниченными возможностями здоровья художественных навыков.
Художественно-эстетическое воспитание в школе-интернате является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии.
У них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и оценивать прекрасное.
Многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
Художественно-эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.
Вследствие этого работа по художественно-эстетическому воспитанию в школе-интернате имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям обучающихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Переоценить значение творчества для психологического здоровья детей невозможно.
Занятия разными видами художественного творчества, как показывает практика, развивают когнитивные способности ребёнка, активизируют интеллектуальную деятельность, корригирует эмоционально-волевую сферу. Ребёнок учится образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память, развивает речь.
И всё это в интересной деятельности, без слёз, упрёков и обид.
Большое значение в осуществлении данного процесса имеет искусство.
Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний, содействует реализации его креативных потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими.
Занимаясь художественно-эстетическим воспитанием детей, я формирую у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в нашей школе-интернате, испытывают радость и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства. Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой.
Воспитать ребенка таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед воспитателями.
Какие же задачи преследует художественно-эстетическое воспитание:
1.Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся.
2.Формировать у обучающихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.
3.Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.
На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.
Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:
Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их). Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания
(беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
Важным условием реализации системы художественно-эстетического воспитания в школе-интернате является правильная организация предметно-развивающей среды.
Так как у нас дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большую часть времени, мы тщательно продумываем оформление коридоров, классных комнат, мастерских, столовой и спален. Особые требования предъявляем к обустройству умывальных комнат, виду школьного двора, спортивной площадки.
Главное условие эстетического воздействия – чистота, простор, свет.
Продумана цветовая отделка всех помещений в школе, декоративное оформление, освещение.
Уют и красоту им придают картины.

Всюду в художественном оформлении интерната присутствуют комнатные цветы.
Их очень много и в классах, и в коридорах, и в столовой. Дети заботливо ухаживают за ними.

Всему этому надо учить постепенно.
Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате.
Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым.
И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а в старших классах уже самостоятельно.
В своей группе я провожу беседы, творческие часы, где дети изготавливают различные поделки из разного материала, рисуют красками, карандашами и фломастерами.

Наряду с традиционными формами воспитательной работы, используются активные формы (методы), такие как вечера-встречи, праздники, разнообразные игры, мастер-классы, творческие мастерские, выставки, вечера полезных советов и т.д.

Средствами художественно-эстетического воспитания являются: ознакомление с художественной литературой – это чтение сказок и рассказов. Особое место занимают сказки.
Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки... каждая из них есть — поэма».
Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка».
Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку.
«Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден
В. А. Сухомлинский.
Просмотр поучительных мультипликационных и видеофильмов, изобразительная деятельностью, музыка, танцы – так же служит средством эстетического воспитания детей.
Полученные знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных, бережно относится к окружающему миру. Дети с удовольствием наблюдают за живой и неживой природой. Осторожно передвигаясь, дети стремятся как можно ближе подойти к наблюдаемому объекту: бабочке, жуку, воробью - рассмотреть его и сфотографировать.
Распускающиеся листья на деревьях и кустарниках, цветы на яблонях и вишнях - все это вызывает в детях неподдельный восторг и интерес к окружающей природе, побуждает их к бережному отношению к ней.

Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.
Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно и гуманно относится ко всему живому, подтверждая и подкрепляя это деятельным подходом - одна из главных и актуальных задач эстетического воспитания.
У наших детей удивительное восприятие мира!
И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если она не способствует развитию личности самого педагога.
Без творчества нет педагога-мастера.
Так же я использую в практике эффективные педагогические технологии:
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- элементы ИКТ;
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- здоровьесберегающие технологии
При проведении внеклассных занятий необходимо использовать компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для развития мышления, внимания, памяти.
Музыкально-эстетическая деятельность формирует художественную культуру ребенка, развивает эстетический вкус восприятие музыкальных произведений, способствует снятию эмоционального напряжения, корригирует нарушения звукопроизносительной стороны речи.
В процессе занятий музыкальной деятельностью ребенок учится слушать музыку.
Получая первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, элементах музыкальной грамоты, дети учатся воспринимать музыку с точки зрения ее эмоционально – ценностной стороны.
Важным звеном в системе воспитательной работы являются тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрацией репродукций.
Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством расширяют знания обучающихся.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети развивают мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус.
Они также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца.
На занятиях дети работают красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами.
Шаг за шагом осваивают работу с природными и с другими самыми разнообразными материалами.
При выполнении творческих заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого обучающегося выбирается оптимальный темп деятельности.
Ребенок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
При четком планировании и взаимосвязей мероприятий, проводимых во внеклассное время с программным содержанием уроков чтения, рисования, пения, эффективность эстетического воспитания повышается.
При работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания.
Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса - родителями, учителями, медработниками, кружководами, логопедами, дефектологами.
Важным средством эстетического воспитания является кружковая работа, где воспитанники работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В творческом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.

ТА «Импульс», «Ложкари» и многие другие.
В работе кружков применяются самые разнообразные материалы и инструменты.
Дети работают карандашами, фломастерами, ножницами, пластилином.
Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят и клеят.
Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития детей.
Развивается воображение детей, внимание, речь, чувство ритма, общая и мелкая моторика, координация движений.
Предлагаемые мероприятия позволяют детям компенсировать недостаток общения, проявить свои способности, увлечения, таланты, почувствовать свою значимость и нужность, оказаться в центре внимания, узнать что-то новое, ознакомиться с различными видами деятельности и выбрать ту, которая соответствует их интересам.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, сочностью, яркостью цвета.
Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы.

Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию в школе создана методическая база:
• библиотека познавательной литературы по искусству для педагогов;
• программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
• тематическое планирование работы кружков, секций;
• конспекты занятий, сценарии досугов и праздников.
Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.
Должная постановка художественно-эстетического воспитания предполагает хорошую подготовленность учителей и воспитателей.
Реализация системы художественно-эстетического воспитания требует от учителей и воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Оно осуществляется с помощью повышения квалификации педагогов через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые занятия, мастер-классы.
Каждый год один из педсоветов посвящен вопросам творческого развития воспитанников, на методических совещаниях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, проводятся недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит школе-интернату.
Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий школы и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.
Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Установление преемственности в эстетическом воспитании школы-интерната и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив школы-интерната тесно сотрудничает с «Детским Центром Мира», Детской библиотекой №6 г. Курска, Дворцом молодёжи Сеймского округа, Кукольным театром, Курским государственным цирком, молодёжным отделом при Курской Епархии, храмом Преображения Христова и др. Проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера.
Дети ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.
Заключение
Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты.
К концу обучения повышается уровень воспитанности обучающихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.
Рекомендуем посмотреть:


Участник №53 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 30 апреля 2017 года
← Пластилиновая аппликация из жгутиков к 8 марта Тюльпаны. Мастер класс с пошаговыми фото | Мероприятие на Пасху в школе. Сценарий →
![]() |
Автор: Ольга Евгеньевна Муравьева
Опубликовано: 2896 дней назад (15 апреля 2017)
Просмотров: 11510
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!