Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Эстетическое воспитание детей с нарушениями слуха на занятиях по изодеятельности

Из опыта работы воспитателя по эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха на внеклассных занятиях по изодеятельности в начальных классах.
Автор: Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Цель: формирование способности воспринимать прекрасное в окружающей жизни.
Задачи: формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к занятиям художественным творчеством; формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина; формировать способности к постижению эстетических ценностей;
Описание: Все дети рисуют с удовольствием. И рисуют они всё то, что видят вокруг, выражая в рисунке свои чувства и эмоции. Мой опыт работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста может быть полезен воспитателям, учителям начальных классов, учителям рисования.

Одна из существенных задач внеклассных занятий рисования – воспитание у учащихся с нарушением слуха умения видеть в окружающем мире красоту, видеть её в обычном, простом, повседневном. Способность к эстетическому восприятию, как и любая другая, развивается в процессе упражнения. Систематическое обучение даже элементарным основам рисования включает в себя умения рассматривать, устанавливать особенности рассматриваемого, умение воспроизводить увиденное в рисунке, используя правила и приёмы графического изображения.
На внеклассных занятиях по изодеятельности следует систематически развивать культуру зрительного восприятия, умения различать форму и окраску предметов.

В процессе обучения рисованию слабослышащих детей учитывается, что зрительное восприятие включает в себя и знание, и чувства. Они находятся в тесной взаимосвязи при ознакомлении с действительностью. Так, на внеклассных занятиях по изодеятельности с натуры игрушки слона, воспитатель сообщает интересные сведения о слоне. На основе понимания, знания особенностей предмета углубляется познавательная сторона зрительного восприятия. Умение рассматривать предмет, для того чтобы изобразить его, - анализ рисуемого. Анализ раскрывает, что это за предмет.

Если мы научим учащихся более точно различать форму и цвет окружающих предметов и явлений, значит, они будут обладать и большей эстетической восприимчивостью, будут лучше видеть и глубже понимать всё разнообразие и богатство в явлениях действительности, их гармоничность.
Детям с раннего возраста свойственны элементарные эстетические чувства. Им очень нравятся яркие краски игрушек, они чувствуют ритм в узоре, любят нанизывать в определённом порядке различные предметы. Да и сами детские рисунки всегда яркие, красочные.

Эти ещё не осознанные эстетические ощущения детей следует систематически развивать. Рисование, которое опирается на активное восприятие, когда ребёнок способен научиться различать, устанавливать сходства, сравнения, заключает предпосылки для эстетического восприятия.
Красочность цветовой палитры, чистота выполнения работы ребёнком постепенно помогают накопить запас суждений о том, почему тот или иной предмет более или менее привлекателен.
Образность и убедительность языка воспитателя имеют не меньшее значение для эстетического воспитания учащихся, чем сам анализ картины. Вот как, например, воспитатель может рассказать о картине А. Пластова «Первый снег»:
- Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь всё вокруг стало бело.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Выбежала на крыльцо девочка с маленьким братом. Девочка накинула на голову большой платок и в одном лёгком платье выскочила из избы. Только на ножках чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снег. Восторг, радость и удивление выражает её лицо. Застыла девочка и не замечает, что снежинки падают на лицо и тают. Глаза весело улыбаются, блестят.
Необходимо систематически обращать внимание учащихся на правдивость и выразительность изображения события, природы, животных и людей, на размещение предметов на переднем и заднем плане, на яркость или тонкость цветных отношений в показываемых репродукциях картин.
Понимание эмоциональной выразительности образа и настроения картины в целом постепенно развивается у детей при систематическом показе им художественных произведений.
В целях эстетического развития необходимо научить ученика различать форму и окраску предметов, определять их словесно. Это связано с запоминанием, которое может быть выражено в словесном описании увиденного. Поэтому я рекомендую упражнения по памяти.
Так, учащихся 1 класса, внимательно рассмотрев бабочек на картинках (махаон, павлиний глаз, медведка и крапивница), рисовали по памяти одну из них.

Наиболее понравившуюся. Когда рисунок был готов, учащиеся отвечали почему им понравилась та или иная бабочка, чем она красивее других.
"Что больше нравится?" - этот вопрос имеет большое значение для эстетического восприятия учащихся. Необходимость выбрать что-нибудь одно требует от ученика какого-то быстрого решения. И это решение, безусловно, будет эмоционально окрашено. Следовательно, вопрос: «Почему нравится?» - требует элементарного осознания выбора, объяснения. Необходимость ответить на этот вопрос воспитывает способность к эстетическим суждениям. Узнавание, определение сходств и различие в форме и окраске предметов обобщают и уточняют познания детей об окружающем мире, развивают их мышление.
Например, в 1 классе учащиеся учатся различать и правильно называть краски (красный, синий, жёлтый, зелёный, лиловый, коричневый…) и их тёмные и светлые оттенки, основные и произведённые цвета, усваивают понятие о предметах круглой и прямоугольной формы, отличают квадрат от прямоугольника, круг от овала, получают понятие об узоре и его применении.
Во 2 классе учащиеся различают цвета и оттенки, получают представление о предметах простой и сложной формы, симметричных и асимметричных, узнают элементарные приёмы их рисования. Расширяются способности детей к различению видимых особенностей предметов, когда воспитатель сам даёт словесную формулировку определённых понятий, возникающих в процессе рисования. Например, орнамент, компоновка, репродукция, идея, этюд, линия зрения и др. Усвоение этих понятий играет большую роль в эстетическом развитии.
С целью тренировки в различении и правильном назывании формы и окраски предметов учащимся показываются специально подобранные изображения различных предметов. Это могут быть цветные изображения осенних листьев или настоящие листья, наклеенные на бумагу, полевые или садовые цветы в букете, изображение бабочек, птичек с красивым оперением, ягод и т.п.. Задание назвать не только предметы, но и формы, и цвет, определить сходство, различие между ними развивает вкус, обогащает знания и речь.
Средства эстетического воспитания учащихся на внеклассных занятиях по изодеятельности достаточно разнообразны и будут эффективны только в том случае, если воспитатель систематически их использует.
Также большое значение в эстетическом воспитании детей приобретает рисование предмета с натуры. Поэтому желательно, чтобы педагог приносил в класс не только ту веточку или лист, который предстоит рисовать, но и несколько других веточек и листьев, разных по форме. Это даст возможность сравнить их между собой. Ученику должно нравиться то, что он рисует.
Учащихся необходимо научить наблюдать, рассматривать предметы и явления не только во время рисования с натуры, но и вне класса.
Рисование на темы «Осень», «Зима», «Весна» опирается на определённые образы, представления и знания учащихся, накопленные ими в результате непосредственных наблюдений, бесед с воспитателем, показа иллюстраций.
Каждый взрослый знает как неумело рисует первоклассник дерево.

Но и здесь поможет наблюдение: во-первых, он обращает внимание на строение дерева, сравнивает ствол внизу и вверху, смотрит как расположены ветки и листья. После такого наблюдения и анализа рисунки ребят становятся более реальными.
Учащиеся младших классов часто рисуют деревья. Дети с помощью воспитателя легко воспринимают яркость осенней окраски листвы, лёгкость весенних деревьев. Воспитатель помогает детям понять, что лёгкие, неповторимые переплетения большого количества веточек делает деревья красивыми даже зимой, когда на них уже нет листвы, и дети уже по-новому начинают смотреть на дерево зимой, начинают видеть в нём своеобразную красоту. Когда же дети сравнивают явления природы с изображением этих явлений в своём рисунке или при рассматривании картины - это тоже эстетическое воспитание.

Дети довольно часто рисуют дом с забором. Но ведь многие из них чаще видят дома не одноэтажные, а блочные многоэтажки с решётками-оградами.
И вот если учащимся дать задание рассмотреть ограду какого-то дома, сквера и затем нарисовать её, то работа будет выполняться с интересом. Они будут стараться сделать решётку более красивой, чем нарисовал одноклассник. Многие в свой рисунок внесут изменения. Старание будет говорить о творческом подходе, где немаловажное место займёт эстетическая оценка.
Большое значение для эстетического развития имеет рисование на темы сказок, особенно во 2 классе. Сказочные образы яркие, красочные, близки и понятны детям, развивают воображение, фантазию, выдумку. Выполняя рисунок к сказке, они его делают таким же красочным, ярким, как и сама сказка.

Но здесь надо иметь некоторые элементарные знания и зрительные представления о том, например, как одеть героя. Поэтому работа над сказкой с самого начала требует продуманного руководства со стороны воспитателя и подготовки учащихся. Только при этом условии рисование на темы сказок будет способствовать эстетическому воспитанию. Образное описание педагогом сцены из сказки, показ специально подобранного иллюстрированного материала, где учащиеся могут увидеть одежду, строение, средства передвижения, пробуждает в детях эмоциональное, творческое отношение к работе.
Так, прежде чем приступить к иллюстрированию сказки, воспитатель объясняет понятие иллюстрация, иллюстратор; рассказывает, как изображены главные герои; напоминает, что героев можно одевать в сказочную, волшебную одежду, животных очеловечивать. После этого учащиеся приступают к работе над сказкой.

Декоративное рисование также представляет большие возможности для художественного развития учащихся. Особенности узора, его ритмичность и красочность являются теми качествами, которые наиболее доступны для эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Яркий, ритмический узор всегда нравится ребёнку, легко им читается. Учащиеся любят выполнять узор и часто вводят в него самостоятельные элементы на различные темы (платье, скатерть, ковёр, узор на чашке).
Но всё таки сам узор бывает мало разнообразен, растительные формы бедны. Поэтому в беседах следует как можно чаще рассматривать украшение посуды, вышивки, народные узоры.
Интерес к декоративному рисованию повышается, когда задание имеет практическую цель, например, если узор, выполненный учеником, служит украшением какой-либо вещи (украшение поздравительной открытки).
Нельзя забывать о восприятии и оценки детьми собственных рисунков. Альбом с вырванными страницами, загнутыми углами и неряшливость при рисовании рисунков осуждается: такой альбом, рисунок не красивый, их не хочется брать в руки. Оценивается когда ребёнок правильно расположил рисунок на листе, законченность рисунка, ровная и аккуратная раскраска, сочетание цветов.
Систематический показ в классе наиболее удачных, выразительных и тщательно выполненных рисунков оказывает положительное влияние не только на повышение качество рисунков, но и на развитие творческого воображение ученика, активного отношения к работе товарищей и к его собственной.

Рекомендуем посмотреть:

Приём Кластер в начальной школе Эстетическое воспитание детей в семье Использование дифференцированной технологии в начальной школе Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе
Участник №160 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Внеклассное мероприятие «Праздник урожая» для 5-6 класса
Опубликовано: 3298 дней назад (13 декабря 2015)
Просмотров: 4248
Рубрика: Статьи
+11
Голосов: 11
Комментарии (12)
Альбина Анатольевна Печникова # 14 декабря 2015 в 17:20 +3
Ирина Александровна, познакомилась с вашим опытом работы с детьми начальных классов, имеющих определённые сложности в слуховом восприятии мира. Безусловно, вы нашли способ преподнести материал ребяткам так, что они и забыли о своих недугах.Это дорогого стоит! Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, - всё это вызывает интерес к занятиям художественным творчеством.Дети нарисовали замечательные рисунки, а это главное! Примите мой голос № 1
Ирина Александровна Черкашина # 14 декабря 2015 в 17:28 +4
Альбина Анатольевна, СПАСИБО Вам огромное за то, что нашли свободную минутку, чтоб познакомиться с работой и оставить комментарий. Очень приятно!
Ли Фе Ан # 14 декабря 2015 в 17:31 +1
Конечно же один из самых лучших способов эстетического воспитания таких особенных детей с помощью занятия рисованием. Они очень чувствительны и воспринимают окружающий мир в первую очередь глазами и видят, то что обычный человек может не заметить.Прекрасные рисунки! Успехов Вам и вашим детям,Ирина Александровна!
Ирина Александровна Черкашина # 14 декабря 2015 в 17:35 +2
Спасибо за тёплые слова в адрес работы, Лидия Фёдоровна!
Вера Валерьевна Ляпина # 14 декабря 2015 в 20:07 +3
Очень многие дети любят рисовать, в своих рисунках показать свое отношение к жизни. И думаю, что одного урока в неделю конечно маловато. Здорово, что вы проводите внеклассные занятия по рисованию, где дети учатся ценить прекрасное, видеть его вокруг. Работа ваша очень ценна, Ирина Александровна! Вы большая молодец! С большим уважением дарю вам свой скромный голос.
Ирина Александровна Черкашина # 16 декабря 2015 в 09:13 +2
Спасибо большое за высокую оценку моего труда, Вера Валерьевна!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 15 декабря 2015 в 21:30 +1
Ирина Александровна,спасибо за представленный опыт работы по эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха на внеклассных занятиях по изодеятельности в начальных классах. Интересная публикация, коротая будет востребована педагогами и специалистами для формирования способности детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни.Голос + 1, молодцы!
Ирина Александровна Черкашина # 16 декабря 2015 в 09:14 +2
Наталия Валерьевна, благодарю, что посетили страничку и познакомились с моей работой!
Виктория Олеговна Ляпина # 16 декабря 2015 в 19:42 +3
Как хорошо, что есть такие педагоги-неравнодушные! Сейчас детей мало учат рисовать- вот вам тема-рисуйте. Хорошо, что вы учите дополнительно на внеклассных занятиях. Сама не умею рисовать, не попался тот человек, который бы меня научил. Очень жаль. Вашим детям повезло! Вы молодец!
Алевтина Германовна Коробкина # 17 декабря 2015 в 19:03 +2
Здравствуйте, Ирина Александровна! Очень приятно, что пригласили на свой опыт работы по изодеятельности. Дети очень любят рисовать. А когда это под руководством профессионала,то формируются способности воспринимать прекрасное в окружающей жизни,а это прекрасно. Спасибо Вам, Ирина Александровна, что поделились своим опытом. Думаю, что материал будет востребован педагогами. С удовольствием дарю голос № 6
Евдокия Ивановна Киселева # 20 марта 2016 в 20:02 +2
Добрый вечер Ирина Александровна, познакомилась с Вашей работой, которую Вы выполняете с детьми имеющих определённые сложности в слуховом восприятии мира. Это ценно и правильно. Вы учите детей видеть прекрасное, воспринимать красоту природы, - всё это вызывает интерес к занятиям художественным творчеством. Вы замечательный педагог. Примите мой голос!
Майя Владимировна Бакулина # 13 декабря 2017 в 21:22 0
С удовольствием голосую!