Эстетическое воспитание детей с нарушениями слуха на занятиях по изодеятельности
Из опыта работы воспитателя по эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха на внеклассных занятиях по изодеятельности в начальных классах.
Автор: Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.Цель: формирование способности воспринимать прекрасное в окружающей жизни.
Задачи: формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к занятиям художественным творчеством; формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина; формировать способности к постижению эстетических ценностей;
Описание: Все дети рисуют с удовольствием. И рисуют они всё то, что видят вокруг, выражая в рисунке свои чувства и эмоции. Мой опыт работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста может быть полезен воспитателям, учителям начальных классов, учителям рисования.

На внеклассных занятиях по изодеятельности следует систематически развивать культуру зрительного восприятия, умения различать форму и окраску предметов.


Детям с раннего возраста свойственны элементарные эстетические чувства. Им очень нравятся яркие краски игрушек, они чувствуют ритм в узоре, любят нанизывать в определённом порядке различные предметы. Да и сами детские рисунки всегда яркие, красочные.

Красочность цветовой палитры, чистота выполнения работы ребёнком постепенно помогают накопить запас суждений о том, почему тот или иной предмет более или менее привлекателен.
Образность и убедительность языка воспитателя имеют не меньшее значение для эстетического воспитания учащихся, чем сам анализ картины. Вот как, например, воспитатель может рассказать о картине А. Пластова «Первый снег»:
- Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь всё вокруг стало бело.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Необходимо систематически обращать внимание учащихся на правдивость и выразительность изображения события, природы, животных и людей, на размещение предметов на переднем и заднем плане, на яркость или тонкость цветных отношений в показываемых репродукциях картин.
Понимание эмоциональной выразительности образа и настроения картины в целом постепенно развивается у детей при систематическом показе им художественных произведений.
В целях эстетического развития необходимо научить ученика различать форму и окраску предметов, определять их словесно. Это связано с запоминанием, которое может быть выражено в словесном описании увиденного. Поэтому я рекомендую упражнения по памяти.
Так, учащихся 1 класса, внимательно рассмотрев бабочек на картинках (махаон, павлиний глаз, медведка и крапивница), рисовали по памяти одну из них.

"Что больше нравится?" - этот вопрос имеет большое значение для эстетического восприятия учащихся. Необходимость выбрать что-нибудь одно требует от ученика какого-то быстрого решения. И это решение, безусловно, будет эмоционально окрашено. Следовательно, вопрос: «Почему нравится?» - требует элементарного осознания выбора, объяснения. Необходимость ответить на этот вопрос воспитывает способность к эстетическим суждениям. Узнавание, определение сходств и различие в форме и окраске предметов обобщают и уточняют познания детей об окружающем мире, развивают их мышление.
Например, в 1 классе учащиеся учатся различать и правильно называть краски (красный, синий, жёлтый, зелёный, лиловый, коричневый…) и их тёмные и светлые оттенки, основные и произведённые цвета, усваивают понятие о предметах круглой и прямоугольной формы, отличают квадрат от прямоугольника, круг от овала, получают понятие об узоре и его применении.
Во 2 классе учащиеся различают цвета и оттенки, получают представление о предметах простой и сложной формы, симметричных и асимметричных, узнают элементарные приёмы их рисования. Расширяются способности детей к различению видимых особенностей предметов, когда воспитатель сам даёт словесную формулировку определённых понятий, возникающих в процессе рисования. Например, орнамент, компоновка, репродукция, идея, этюд, линия зрения и др. Усвоение этих понятий играет большую роль в эстетическом развитии.
С целью тренировки в различении и правильном назывании формы и окраски предметов учащимся показываются специально подобранные изображения различных предметов. Это могут быть цветные изображения осенних листьев или настоящие листья, наклеенные на бумагу, полевые или садовые цветы в букете, изображение бабочек, птичек с красивым оперением, ягод и т.п.. Задание назвать не только предметы, но и формы, и цвет, определить сходство, различие между ними развивает вкус, обогащает знания и речь.
Средства эстетического воспитания учащихся на внеклассных занятиях по изодеятельности достаточно разнообразны и будут эффективны только в том случае, если воспитатель систематически их использует.
Также большое значение в эстетическом воспитании детей приобретает рисование предмета с натуры. Поэтому желательно, чтобы педагог приносил в класс не только ту веточку или лист, который предстоит рисовать, но и несколько других веточек и листьев, разных по форме. Это даст возможность сравнить их между собой. Ученику должно нравиться то, что он рисует.
Учащихся необходимо научить наблюдать, рассматривать предметы и явления не только во время рисования с натуры, но и вне класса.
Рисование на темы «Осень», «Зима», «Весна» опирается на определённые образы, представления и знания учащихся, накопленные ими в результате непосредственных наблюдений, бесед с воспитателем, показа иллюстраций.
Каждый взрослый знает как неумело рисует первоклассник дерево.

Учащиеся младших классов часто рисуют деревья. Дети с помощью воспитателя легко воспринимают яркость осенней окраски листвы, лёгкость весенних деревьев. Воспитатель помогает детям понять, что лёгкие, неповторимые переплетения большого количества веточек делает деревья красивыми даже зимой, когда на них уже нет листвы, и дети уже по-новому начинают смотреть на дерево зимой, начинают видеть в нём своеобразную красоту. Когда же дети сравнивают явления природы с изображением этих явлений в своём рисунке или при рассматривании картины - это тоже эстетическое воспитание.

И вот если учащимся дать задание рассмотреть ограду какого-то дома, сквера и затем нарисовать её, то работа будет выполняться с интересом. Они будут стараться сделать решётку более красивой, чем нарисовал одноклассник. Многие в свой рисунок внесут изменения. Старание будет говорить о творческом подходе, где немаловажное место займёт эстетическая оценка.
Большое значение для эстетического развития имеет рисование на темы сказок, особенно во 2 классе. Сказочные образы яркие, красочные, близки и понятны детям, развивают воображение, фантазию, выдумку. Выполняя рисунок к сказке, они его делают таким же красочным, ярким, как и сама сказка.

Так, прежде чем приступить к иллюстрированию сказки, воспитатель объясняет понятие иллюстрация, иллюстратор; рассказывает, как изображены главные герои; напоминает, что героев можно одевать в сказочную, волшебную одежду, животных очеловечивать. После этого учащиеся приступают к работе над сказкой.

Но всё таки сам узор бывает мало разнообразен, растительные формы бедны. Поэтому в беседах следует как можно чаще рассматривать украшение посуды, вышивки, народные узоры.
Интерес к декоративному рисованию повышается, когда задание имеет практическую цель, например, если узор, выполненный учеником, служит украшением какой-либо вещи (украшение поздравительной открытки).
Нельзя забывать о восприятии и оценки детьми собственных рисунков. Альбом с вырванными страницами, загнутыми углами и неряшливость при рисовании рисунков осуждается: такой альбом, рисунок не красивый, их не хочется брать в руки. Оценивается когда ребёнок правильно расположил рисунок на листе, законченность рисунка, ровная и аккуратная раскраска, сочетание цветов.
Систематический показ в классе наиболее удачных, выразительных и тщательно выполненных рисунков оказывает положительное влияние не только на повышение качество рисунков, но и на развитие творческого воображение ученика, активного отношения к работе товарищей и к его собственной.

Рекомендуем посмотреть:




Участник №160 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
![]() |
+11↑ Голосов: 11 |
Комментарии (12)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|