Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бисероплетение»
Из опыта работы педагога дополнительного образования. Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бисероплетение».
Позвольте представить вашему вниманию дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Бисероплетение», рассчитанную на школьников 7-14 лет, по которой я работаю пятнадцать лет. Смысловое значение программы, и ее актуальность обусловлены тем, что в современном образовании возникает необходимость обращения к духовным истокам культуры русского народа, к изучению родного края, а так же востребованностью сегодня такого вида декоративно-прикладного творчества, как бисероплетение. Цель программы – создание действенной и интересной системы обучения мастерству бисероплетения, обеспечивающей развитие творческой активности, индивидуальности обучающихся, прививающей любовь к родному краю.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что, создавая работы, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была для них ведущим видом деятельности - это оказывает большое влияние на всестороннее развитие обучающихся. Система обучения мастерству бисероплетения становится более действенной и интересной, обеспечивающей развитие творческой активности, индивидуальности обучающихся. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Отличительной особенностью программы является плетение сказочных персонажей на основе изучения сказок уроженки села Старая Тойда Аннинского района сказительницы А.Н. Корольковой, а также русских народных сказок, сказок русских и зарубежных писателей. Оформление сказочных композиций развивает творческие способности, воображение и фантазию детей.
При реализации программы используются различные виды деятельности для повышения уровня проявления творческих потенциальных способностей ребёнка. Выделяются следующие уровни деятельности обучающихся: воспроизводящая, преобразующее-воспроизводящая, творческая.
Многоуровневый подход к деятельности помогает развивать непрерывные связи образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду деятельности до уровня индивидуальной творчески-ориентированной работы, что делает обучение приёмам техники бисероплетения доступным для обучающихся с различным уровнем способностей и каждому из них предлагается ситуация выбора и успеха.
Ещё одной особенностью программы является интегрирование педагогических возможностей бисероплетения и других вспомогательных дисциплин: этнографии, краеведения, изобразительного творчества, театрализации. В процессе работы планируется создание образовательной среды, погружающей ребёнка в особый мир творчества.
В основе каждого занятия лежит маленькое открытие, дети принимают самое активное участие в уроке и мероприятии.
Сочетание теории и практики, индивидуальных и коллективных форм работы позволяет более полноценно познать искусство бисероплетения.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития детей – предлагаются задания, различные по степени сложности выполнения. Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья носят индивидуальный характер и для них разрабатывается индивидуальный маршрут обучения. Занятия с одарёнными детьми предполагают изготовление изделий повышенной сложности и защиту творческих проектов.
Обучение приёмам бисероплетения расширено вовлечением обучающихся младшего школьного возраста в близкий для них «мир сказок». Подача материала осуществляется во время экскурсий в краеведческий музей, центральную библиотеку, во время познавательно-досуговой деятельности и в игровой форме.
Темы первого года обучения призваны привлечь внимание юных к бисероплетению. Познавательный и практические моменты способствуют становлению гражданской активности, формированию ценного качества личности – самостоятельности.
На втором году обучения происходит внедрение более сложных понятий. Познав секреты мастерства, ребенок в каждую свою работу вносит что-то личное, отражающее собственное видение, поэтому при выполнении работа не носит характер механического копирования образцов, а является творческим процессом изготовления изделия.
При организации работы соединяются игра, практическая работа и обучение. Информационный материал небольшой по объему и увлекательный несёт в себе достаточно информации для овладения знаниями. Командные игры, викторины, несложные поисковые задания, игровые программы, праздники укрепляют коллектив, создают атмосферу погружения в загадочный мир бисероплетения.
В младшем школьном возрасте игровая деятельность остаётся одной из основополагающих. В то время как обучающиеся из среднего звена стараются найти своё, совершенствовать приобретённый навык. Ребёнок в моём объединении познаёт, творит, фантазирует, додумывает, экспериментирует.
Для моих воспитанников важна частая смена деятельности на занятиях, получение знаний через предмет, который они видят, осязают. Поэтому многие занятия проводятся мною в форме мастер классов, особенно – в первый год обучения. Подготовка к каждому занятию – это новые игры, заочные путешествия, тренинги, которых не найдешь в книгах и интернете. Я стараюсь применять самые разные формы организации учебного процесса.
Не случайно в моей программе огромное количество часов отводится практической работе. Именно в процессе непосредственного создания продукта своей деятельности, обучающийся склонен проявиться, иногда посомневаться, но найти совместно с педагогом правильное решение. Здесь на помощь приходят различные творческие проекты, которые мы осуществляем уже с детьми второго года обучения.
Организация выставок внутри объединения позволяет обучающемуся не только поделиться опытом среди своих одногруппников, но и перенять опыт других, сравнить свои возможности, найти для себя новый источник вдохновения или идею.
Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков происходит в процессе коллективного планирования и подведения итогов уже проведённых дел, мероприятий, открытых уроков, выставок, итоговой и промежуточной аттестаций.
Среди ожидаемых эффектов следует отметить повышение уровня мотивации к практической деятельности, проявление потребности в самовыражении, желания в общении друг с другом, понимании и уважении прав и достоинств других, умение доводить начатое дело до конца, активное развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения.
В заключении хочу сказать, что программа «Бисероплетение» не является завершённой и статичной, остаётся открытой для новых идей и изменений.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий творческого отчёта дома детского творчества Благотворительные акции в Доме детского творчества Стартинейджер. Что это такое Игровые технологии на занятиях в дополнительном образованииПохожие статьи:
Автор: Оксана Викторовна Кретова
Опубликовано: 1690 дней назад (18 марта 2020)
Просмотров: 1056
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!