Из опыта работы учителя истории. Применение приёма сравнения на уроках истории
Методическая статья "Применение приёма сравнения на уроках истории"
Статья из опыта работыСодержание:
Одной из важнейших задач современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез, соотнесение.
В процессе обучения истории мной часто используются данные приёмы умственных действий, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала, но хотелось бы более подробно остановиться на приёме сравнения.
Что же такое сравнение? В педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение данному термину:
Сравнение – одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними.
С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.
Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.
Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений.
Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, при решении задач, в лабораторных работах, самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.
Объектом сравнения в курсе истории средней школы могут быть: исторические события и явления, исторические эпохи, историческое время, отдельные личности.
В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы, диаграммы. Широко применяются исторические документы.
Приёму сравнения на уроках истории я начинаю обучать в начале 5 класса. Поподробнее остановимся на практических примерах. На уроках истории в 5 классе, при изучении темы « Древняя Спарта» учащиеся рассматривают спартанскую систему воспитания, находят в ней положительные и отрицательные моменты, сравнивают её с современной; а потом отвечают на вопрос, захотели ли они привнести что-нибудь из древней Спарты в наше время. А сравнивая олимпийские игры в Древней Греции и современные, например, те, которые прошли в Сочи в 2014 году, отмечают, что осталось прежним, а что изменилось. В 6 классе рассматривается тема « Правление князя Владимира и крещение Руси» . Учащиеся, характеризуя деятельность князя, сравнивают его с отцом, князем Святославом Игоревичем и отвечают на вопрос: «Какой князь вам больше нравиться и почему?» Тем самым формируется личностный взгляд на историю своей страны. С возрастом задания усложняются. Например, в 7 классе при изучении темы «Народные движении 17в.» можно задать такой вопрос: «Сравните действия Алексея Михайловича в ходе Соляного и Медного бунтов. В чём причина изменения его поведения?». Учащиеся приходят к выводу об усилении царской власти и развитии самодержавия.
Прием сравнения хорошо применять, используя различные таблицы, как уже готовые (взятые в рабочих тетрадях), так и составленные обучающимися на уроке. Вопросы для сравнения могут предлагаться как учителем, так и самими учащимися в ходе работы.
Таблица проецируется на экран с помощью проектора. При его отсутствии может быть нарисована на доске, или на плакате.
По истории в 5 классе при изучении темы «Афинская демократия при Перикле» разбирался вопрос – « Общее и различное в системе управления Афин и Спарты». Учащиеся вспоминали , как в этих городах-государствах принимались законы, кого избирали на государственные должности, кому принадлежала власть в Афинах и в Спарте. Выделялись общие черты и различия. После этого на доске и в тетрадях составлялась сравнительная таблица. В 6 классе, изучая тему «Образование централизованного государства в Англии» и рассматривая создание английского парламента, учащиеся начинают сравнивать его с Генеральными Штатами во Франции ( изученными раннее) и заполняют таблицу:
Линия сравнения Генеральные Штаты Парламент
1. Дата созыва 1302 1065
2. Кто и с какой Филипп IV, чтобы заручиться Симон де Монфор, для укрепления целью созвал поддержкой сословий в борьбе своей власти.
против папы.
3. Устройство Представители трёх сословий, Палата лордов и палата общин
заседавшие отдельно. 4.Какие слои населения Духовенство, дворянство, Духовные и светские феодалы, представлены. бюргерство рыцари,горожане 5.Для чего собирались Утверждение новых налогов, Утверждение новых налогов,
издание законов. и здание законов.
6.Историческое значение. Сложилась сословная монархия. Права сословий стали самыми
широкими в Европе.
Очень плодотворно использовать приём сравнения при работе с историческим документом. Работа с документом учит ребят применять методы исследовательского характера, изучать, анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять общие черты и различия, давать собственную оценку. В 10 классе при изучении темы «Общественное движение в 30-40гг 19в.» одна группа учащихся изучает статьи славянофилов А.С.Хомякова «О старом и новом» и И.В. Кереевского «В ответ Хомякову», в которых сформулированы основные положения славянофильской доктрины. А вторая группа рассматривает работы западников К.Д. Кавелина «Письма к А.И.Герцену» и Т.Н.Грановского «Речь перед студентами 1845г». Учащиеся самостоятельно выделяют вопросы для сравнения. Результаты своей работы записывают в таблицу:
Р Вопросы для сравнения Славянофилы Западники
А 1.Государственное устройств.о Сохраняется самодержавие,но В России должна установиться
З народ имеет право выражать конституционная монархия.
Л своё мнение через совещате
И льный Земский собор. Ч 2.Исторический путь России. Свой самобытный путь Россия развивается по единому
И отличный от запада. с Западной Европой пути.
Я 3.Отношение к Петру I. Пётр I нарушил естественный ход Пётр I сблизил Россию с . развития России. с Европой.
4.Отношение к общине Орудие сохранения социального Община тормозит развитие
мира в стране. страны.
С 1.Отношение к крепостному Отмена крепостного права.
Х праву.
О 2.Характер изменений. Мирный эволюционный характер преобразований
Д
С
Т
В
О
Исходя из данного примера видно, что используя приём сравнения , школьники учатся чётко определять линии сравнения, находить в документах общие черты и различия. Затем, проанализировав таблицу, в ходе дискуссии, учащиеся делают выводы. Таким образом, формирование приёма сравнения у учащихся на уроках и обучение их обобщению на основе этого приёма способствует развитию у детей наблюдательности, вырабатывает умение логически мыслить, делать выводы, ведёт к сознательному усвоению материала и подготавливает к самостоятельному обобщению знаний.
Литература.
1. Интернет ресурс
2. Педагогический энциклопедической словарь М.,2002 г. Стр.274-275
3. Е.А.Крючкова История средних веков. Рабочая тетрадь. 6кл. М., 2012 г.
Скачать Применение приёма сравнения на уроках истории
Рекомендуем посмотреть:
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории История шахматной игры и игровые комбинации
Автор: Оксана Викторовна Давыденко
Опубликовано: 3224 дня назад (25 января 2016)
Просмотров: 4329
Рубрика: статьи
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|