Разработка урока истории в 9 классе: Начало Великой Отечественной войны
Конспект урок по истории в 9 классе: Начало Великой Отечественной войны.
Цель:1. Образовательная – выяснить причины неудач Красной армии в первые месяцы войны, проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в первые недели войны, показать периодизацию войны.
2. Воспитательная – формировать у учащихся историческое критическое мышление, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
3. Развивающая – развивать навыки работы с источниками, формировать умения различать факты, анализировать полученную информацию, отстаивать собственную позицию. Развитие умений и навыков работы с картой.
Тип урока – комбинированный
Оборудование: карты «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война», пакет документов, эпиграф.
Проблема урока: каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
Ход урока.
Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война
Ведь эта память – наша совесть
Она, как воздух нам нужна.
Ю.П. Воронов
Проверка домашнего задания
1. Сбор материалов по выполнению творческих заданий.2. Проанализируйте внешнеполитическую деятельность СССР, Германии и стран западной демократии в 30-е годы.
В какой мере каждая из сторон, на ваш взгляд, виновна в развязывании войны ?
3. В чем суть пакта «Молотова- Риббентропа»? На что рассчитывали Сталин и Гитлер, подписывая его?
3. Охарактеризуйте состояние, в котором находилась наша страна в канун войны
Изучение нового материала
Вступление.Учитель: Основная масса населения жила обычной жизнью, но в воздухе висела война.
( выходит ученица, выбегает девочка, идёт диалог мамы и дочери)
Мама: Снова дралась во дворе? ( Поправляет волосы)
Девочка: Ага, мама, но я не плакала.
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванне плавала.
М. Боже, не девочка, а беда,
Сил моих больше не ту.
Д. Мама, а вырасту я когда?
М. Вырастешь, ешь котлету.
Д. Мама, купи мне живого коня.
М. Коня? Да что же это делается?
Д. Мама, а в лётчики примут меня?
М. Примут, куда они денутся?
Ты же из каждого сатана
Душу сумеешь вытрясти.
Д. Мама, а правда что будет война
И я не успею вырасти.[ 1стр. 4]
Звучит аудиозапись речи Левитана о объявлении войны [ 3 ]
Учитель: И так, война дошла и до наших границ. 22 июня 1941г. Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Что такое война, какие ассоциации вызывает у вас это слово? ( уч-ся отвечают, а учитель записывает их ответы на доске). А теперь обратите,
пожалуйста, внимание на слайд, где записано определение слова « война» по толковому словарю С.И.Ожегова: « Война – вооружённая борьба между государствами». Вот такое скупое даётся определение войны в словаре. Вот так понимаете войну вы.
Тема нашего сегодняшнего урока « Начало Великой Отечественной войны».
Проблема урока: каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны(решается на основе работы с документами).( записывается уч-ся в ходе урока и проверяется в конце урока)
План изучения нового материала.
1. Нападение. Периодизация военных действий.2. Трагическое начало.
3. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
4. Верхнее Турово в начале войны.
1. Нападение. Периодизация военных действий.
Учитель: Посмотрим эпиграф на доске…. Память…В честь этой памяти мы зажжём свечу. В апреле Гитлер окончательно утвердил план « Барбаросса». В 1941году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР. А расположение войск вблизи границ СССР объяснял необходимостью их вторжения в Англию вне досягаемости английской авиации. Сталин считал, что пока Германия не разделается с Англией ( не раньше 1942 года) воевать на два фронта она не решится. Стремясь оттянуть военное столкновение, Сталин опасался дать повод к войне и не прислушивался к донесениям.
Обратимся к документам №1,2,3 (работа по группам).[2стр.37-38]
Какие можно сделать выводы на основе этих документов?
Ответы учащихся:
1. Крупные просчёты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки, в сроках вероятного начала войны.
2. Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
Учитель:
Только за несколько часов до начала войны Сталин по настоянию наркома обороны С.К.Тимошенко и начальника Генштаба Г.К.Жукова разрешил отдать приказ о приведении войск приграничных военных округов в боевое положение. Но во многие дивизии и полки этот приказ поступил уже после начала военных действий.
Учитель: Официальной датой начала войны раньше считали 4часа утра 22 июня 1941г. Однако первые бомбы упали на Севастополь в 3ч.15мин. В 3ч.15мин. артиллерийский обстрел вёлся на всём протяжении границы. Донесения шли в наркомат обороны. Тимошенко попросил Жукова доложить Сталину, тот долго не верил, считая, что это провокация. Было собрано Политбюро ЦК. Создана директива №2.
Смотрите документ №4.[3 ]
Что из него следует?
Ответ уч-ся: Главенствовала военная доктрина, которая предусматривала военные действия только на чужой территории.
Учитель: В полдень по радио выступил Молотов, посмотрите документ №5 [4]и скажите каковы же ключевые слова этого выступления?
Ответ уч-ся: « Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Учитель: Эти слова стали девизом на все дни войны. В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. Были созданы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южные фронты. Для оперативного управления фронтами 23 июня была образована Ставка Главного Командования, преобразованная в Ставку Верховного Главнокомандования. 30 июня образован Государственный Комитет обороны во главе с Сталиным для руководства деятельностью всех государственных ведомств и учреждений.
Периодизация военных действий ( для самостоятельного изучения).
2. Трагическое начало.
Учитель: Вероломное нападение Германии застало врасплох большинство дивизий. Осуществление плана « Барбаросса» началось по трём основным стратегическим направлениям на Ленинград, Москву, Киев, ударами групп армий «Север»,»Центр», «Юг». Посмотрите документы №6-7 по группам.[2 стр.36]
Какие выводы можно сделать на основе этих документов?
Ответы уч-ся: войска не были приведены в боевую готовность, произошёл демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе, просчёты Сталина и его окружения.
Учитель: Итог внезапного удара страшен. Сотни тысяч убитых ,раненых, пленных, многие части в окружении. Уже к 10июля немецкие войска продвинулись на 500-600км. Захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Обстановка была катастрофической. Обратимся к документам - №8,9.[2 стр.40-41]
Ответы уч-ся: причины неудач: репрессии в высшем эшелоне военного руководства. Большинство командиров не имели специального образования, не было опыта боевых действий; превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях, наша армия только начала перевооружаться.( слайд)
Учитель: И не смотря на это, враг встретил упорное сопротивление. Первыми приняли бой пограничники. Всем известно о подвиге Брестской крепости. (слайд)
А сколько ещё безымянных, никому неизвестных крепостей! И сколько было неизвестных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах.
Фрагмент фильма « В июне 1941г.»
1. Просмотр видеофрагмента из кинофильма «В июне 1941года…»;
2. Вопросы:
- Десятки тысяч солдат в первые дни войны погибли или попали в плен. Но, не смотря ни на что, наши солдаты мужественно сопротивлялись фашистским захватчикам, проявляя массовый героизм. Как вы думаете, что двигало нашим солдатом, когда он один остался в живых «на поле боя»? Как поступили бы вы в подобной ситуации?
А трагедия продолжалась. Немецкое наступление было приостановлено, но лишь в районе Смоленска, где советские войска держали оборону с 16июля по 15 августа. На Ленинградском направлении фашисты прорвались к Ладожскому озеру, и отрезали Ленинград, началась его блокада. После 2-х месяцев обороны сдана Одесса. Начались бои за Крым. ( слайд карта)
3. Давайте подытожим нашу работу и вернёмся к нашей проблеме, назовём причины неудач Красной Армии:
1. Крупные просчёты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки, в сроках вероятного начала войны.
2. Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
3. Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе.
4. Военная доктрина, которая предусматривала военные действия только на чужой территории.
5. Войска не были приведены в боевую готовность.
6. Репрессии в высшем эшелоне военного руководства. Большинство командиров не имели специального военного образования.
7. Значительное превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.
8. Отсутствие опыта ведения масштабных военных операций в новых условиях (фашисты воевали уже несколько лет).
9. Германия имела значительный экономический и военный перевес; на армию гитлеровцев работала промышленность 14 стран Европы.
4. Верхнее Турово в начале войны.
Рассмотрим Верхнее Турово в годы войны. 21 июня как и по всей стране в нашем селе проходил выпускной бал. Первый выпуск в нашей средней школе. А 22 июня объявили о начале войны. И бывшие выпускники пошли на фронт. Вот перед вами фотография выпускников 1941 года. Только лишь нескольким удалось вернуться живыми домой. Послушаем сообщения о ситуации в селе в первые годы войны.
• Вторжение
Война шла уже год. Село словно процедили сквозь сито. Почти все мужчины ушли на фронт. То тут, то там раздавался раздирающий душу женский плач: «…Милый ты наш, на кого же ты нас оставил!». Это в том доме, где получили «похоронку». Ходили слухи, что «немец остановился зимовать в Щиграх, а весной будет в Воронеже». И советская контрразведка, и местные органы всячески пресекали, как тогда называли, «провокационные слухи».
В селе появился странный человек. Об этом донесли местные ребята – «ястребки» (так именовали на селах членов истребительных групп по борьбе с фашистской агентурой). Во что бы то ни стало надо поймать и обезвредить фашистского лазутчика. Выследили. Началась погоня. Незнакомец заметался. Увидев на отшибе погреб, он быстро нырнул в него. Активисты села Митрофан Ильич Бердников и Стефан Михайлович Колтаков заметили это. Бердников несколько раз крикнул: «Вылезай!» Но из погреба ни звука. Тогда Бердников полез в погреб. Какая неосмотрительность! Но слишком горяч и храбр был Бердников. Не успел и до пояса спуститься по лестнице, как глухо раздался пистолетный выстрел. Вслед за выстрелом выскочил из погреба неизвестный в красноармейской гимнастерке, без пилотки и ремня. Колтаков срезал его из охотничьего ружья насмерть.
Митрофана Ильича Бердникова хоронили всем селом как героя. Прах его поныне покоится в братской могиле нашего села.
А через некоторое время потянулись через село, по дороге Нижнедевицк-Воронеж вереницы беженцев, стада коров. Очень бы хотелось, чтобы нынешняя молодежь не испытала на себе, что такое эвакуация. Но мы должны и умом, и сердцем понимать, какое страшное это мероприятие.
В начале июля фашисты нанесли по селам нашего района первый бомбовый удар. Кого бомбили самолеты с черными крестами в нашем селе? Люди старшего поколения говорят, что у нас никакого скопления войск не было. Бомбили село, расстреливали на дороге беженцев – женщин и детей, стада животных. При этой первой бомбежке погибло много односельчан. Одна из них – учительница нашей школы Капитолина Николаевна Трофимова. Она была убита у себя дома осколком.
А через два дня пришли фашисты. Они шли со стороны Нижнедевицка, цепью, по огородам, по цветущей картошке. Вот и улица. Опасливо озираясь, заходят в каждую хату, в каждый сарай. В одном из погребов заметил фашистский солдат, что кто-то здесь прячется. Наставив автомат в погребной люк и что-то сердито бормоча по-своему, он велит выходить. Из погреба вылезла одна женщина, другая, вылез старик.… В проеме показался мальчик в буденовке с красной суконной звездой. В это время каждый мальчишка с гордостью носил солдатскую пилотку или фуражку.
А тогда двенадцатилетний Алеша Перевозчиков носил буденовку. Фашист заорал, выхватил гранату с длинной ручкой из-за голенища сапога и бросил в погреб. От этого взрыва погиб Алеша, двенадцатилетний мальчишка, и еще одна старушка, которая хотела вылезти последней.
• Война не жалела детей
Воспоминания тех, кто были детьми в годы этой войны, наполнены болью и горечью.
«Жарким летом 1942 года фашисты оккупировали наше село и сразу же начали наводить свой «новый порядок». На всех видных местах – на плетнях, на стенах домов – белели гитлеровские приказы, запрещающие ходить по улице вечером, выезжать за околицу села, скрывать выходивших из окружения красноармейцев и оказывать им помощь. Все эти приказы заканчивались крупными буквами, слагающимися в слово «расстрел». По всему селу развесели портреты своего бесноватого фюрера.
Урожай тем летом выдался отменный. Скосить успели, в снопы связали, в крестцы сложили, а вот обмолотить не пришлось.
Большие трудности испытывало наше село: все мужчины сражались на фронте. Дома остались только женщины, дряхлые старики да мы, малолетки, поэтому все тяготы этого лихолетья легли на наши плечи. Вот и захватили нас фашисты врасплох.
Пришлось жителям села ухитряться, тайком пробираться в поле, чтобы принести домой необмолоченные снопы. Отчаяннее всех были подростки. Сколько страха мы тогда натерпелись! Сколько вихрастых голов мальчишек и девчонок посеребрила тогда седина!
Наступили лютые морозы зимы 1943 года. Казалось, весь снег земли опустился на наше село. Вот и погнали нас немцы расчищать большак и железнодорожные пути станций Курбатово и Кузиха от заносов, а вдоль всей линии дороги Воронеж-Курск рыть окопы. Мука была несусветная. Самые отчаянные мальчишки и девчонки пытались сопротивляться, отказываясь идти «на окопы». Фашисты их не расстреливали, но жестоко наказывали: били плетками, раздетых закрывали в амбаре, не давали пищу. Больше всех досталось Тихону Павловичу Нечаеву, Дарье Григорьевне Новичихиной, Наталье Петровне Паниной и Анне Ивановне Баркаловой. Просидев три дня в холодном амбаре, Тихон и Анна выжили, а вот Наталья и Дарья простудились, тяжело заболели и умерли.
Когда мы узнали, что разбомбили станцию Курбатово, и там остался склад с зерном, то тайком от немцев ходили туда пешком (а это 7-10 км) и на себе носили мешки с рожью и пшеницей, чтобы не умереть от голода.
А вот что рассказал Василий Федотович Жданов: «В 1941 году моего отца, Федота Игнатовича, забрали на фронт. Я, младший брат и сестра остались с матерью. Немцы пришли и поселились в нашем доме. Заставляли нас, подростков, ухаживать за скотиной. В здании школы устроили конюшню. Женщин выгоняли на работу. Учиться стало негде. У местных жителей отбирали продукты, резали кур и другую скотину».
IV. Закрепление.
Выполнить задание №2 в рабочей тетради, стр.7.Заключение. Учитель: Уроки прошлой войны нужно помнить, чтобы защитить будущее. А сейчас прошу вас взять ручки и написать на листочке своё заветное желание. Сверните листок и положите в каску ( присутствующие складывают). Мы живём в мире, строим планы, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны ( поджигаются листочки). И все наши надежды превращаются в пепел. ( показывается пепел аудитории). И приходится начинать сначала: залечивать страшные раны и строить новую жизнь.
Мальчикам, играющим в войну
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательней, дружок,-
Тот без рук, а этот вот без ног.
Третий чёрный, зубы лишь как мел,
Видно в танке заживо сгорел.
На четвёртом - ордена как щит,
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза –
Сорок лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну-
Не играйте мальчики в войну.[4 стр.116-117]
Завершающее слово учителя: «Никогда не забывайте о подвиге нашего народа! Помните, мы живем только потому, что они тогда погибли! Любите и уважайте своих отца и мать! Берегите свое здоровье, иначе если наша молодежь будет активно употреблять алкоголь и наркотики, то зачем тогда отдавали свои жизни наши прадеды, зачем боролись с врагом? Думайте об этом, будьте достойными памяти своих предков. Как показала история нашего государства, в каждом нашем мужчине есть та «неуловимая сила» и они сумеют всегда защитить свой дом, свою маму своих детей. Война коснулась всего нашего народа, представители всех национальностей Советского Союза плечом к плечу встали на защиту нашей Родины! Не забывайте об этом! Я горжусь, что живу в этой стране, рядом с такими мужчинами как вы, ребята!»
V. Д/З. п.31. Сообщение о Жукове, Коневе. Рабочая тетрадь – задание №4.
Выставление оценок.
2.Подготовить презентацию или доклад о подвиге в годы В.О.В. (проверка на следующих уроках)
3. Написать эссе «Дух войны, есть ли он у меня?», «Существуют ли герои в современном мире?» (проверка на следующих уроках)
Список использованной литературы.
1. Классные часы. 11класс./ Сост. Н.И.Еременко.-Волгоград.,2005г.
2. Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках истории: Учебно.-метод. пособие.- Воронеж: ВОИПКРО, 2005г.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4. Предметная неделя истории в школе./ Н.И.Харьковская. -Ростов н/Д. 2006г.
Документ 1.
Предупреждения о подготовке фашистской Германией нападения на Советский Союз по разведывательным и дипломатическим каналам начали поступать уже сначала 1940 года. Из радиограмм Рихарда Зорге:
18.11.1940. Первое сообщение о возможном нападении Германии.
15.05.1941. Девять армий в составе 170 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 года.
В этой тревожной остановке в газете «Правда» 14 июня публикуется заявление ТАСС. В нем говорилось: «Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападении на СССР лишены всякой почвы».
Документ 2. Из воспоминаний К. Симонова.
Сталин несет ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная вина пред страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки вполне компетентных людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали возможностью доказать главе государства масштаб опасности и не располагали правами для того, чтобы принять достаточные меры к ее предотвращению.
Из докладной записки Л.П.Берия И.В. Сталину 21 июня 1941года.
«… Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня «дезами» о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это нападение начнется завтра. Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1951 году Гитлер на нас нападет».
А вот резолюция Берии на документе, датированная 21 июня 1941 года:
«В последнее время многие работники поддаются на наглые провокации и сеют панику. Секретных сотрудников Ястреба», «Кармен», «Верного» за систематическую дезинформацию стереть в лагерную пыль, как пособников международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией».
Документ 3.
Из воспоминаний заместителя председателя Совнаркома СССР А.И.Микояна.
Когда незадолго до войны в Москву из Берлина на несколько дней приехал наш посол Деканозов, германский посол Ф. Шуленбург пригласил его на обед… Во время обеда Шуленбург сказал:
«Господин посол, может этого еще не было в истории дипломатии, поскольку я собираюсь сообщить Вам государственную тайну номер один: передайте господину Молотову… что Гитлер принял решение 22 июня начать войну против СССР. Вы спросите, почему я это делаю? Я воспитан в духе Бисмарка, а он всегда был против войны с Россией.
Деканозов поспешил к Молотову. В тот же день Сталин собрал членов Политбюро и, рассказав им о сообщении Шуленбурга, заявил: «Будем считать, что дезинформация пошла уже на уровне послов».
Документ 4. Директива №2.
«Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск».
«Обрушиться всеми силами на враждебные силы и уничтожить их в районах, где нарушили советскую границу».
Но тут же говорилось: «Впредь, до особого распоряжения, наземным войскам границу не переходить».
Документ 5. Из выступления В.М.Молотова по радио 22 июня 1941 года.
«Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий, без объявления войны германские войска напали на нашу страну…
…Теперь, когда нападение уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины.
Правительство призывает вас, граждане и гражданки, сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевицкой партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Документ 6. Из дневника генерала Гудериана, командующего2-й танковой группой немецких войск
20-21 июня находился в передовых частях моих корпусов, проверяя их готовность к наступлению. Тщательное наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших наблюдательных пунктов, под звуки оркестров они проводили развод караулов. Береговые укрепления вдоль Западного Буга не были заняты русскими войсками. Работы по укреплению берега едва ли хоть сколько-нибудь продвинулись вперед за последние недели. Перспективы сохранения момента внезапности были настолько велики, что возник вопрос, стоит ли при таких обстоятельствах проводить артиллерийскую подготовку, как это предусматривалось приказом…
Внезапность нападения была достигнута на всем фронте танковой группы… однако вскоре противник оправился от первоначальной растерянности и начал оказывать упорное сопротивление.
Документ 7. Из военного дневника начальника германского генштаба Ф.Гальдера.
22.06.1941. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всем фронте полной тактической внезапностью. Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать.
07.08.1941. становится все очевиднее, что колосс Россия, который сознательно готовился к войне… был нами недооценен. Эта констатация относится как к организационным, так и к экономическим силам, а в особенности к чисто военному потенциалу.
Документ 8. Из очерков писателя Е.Носова.
Не потому ли на нас напали в сорок первом, что враг понимал: лучшего момента, более ослабленной изнутри России, чем тогда, может уже и не быть…
Шли на встречу вражеским танковым армадам плохо вооруженные и плохо снаряженные, не всегда с патронами в подсумках и снарядами в артиллерийских передках. Шли без несостоявшихся танковых корпусов, на развертывании которых настаивал маршал Тухачевский, без ракетной огневой поддержки, так же предложенной им, но отвергнутой как идея, исходившая от «врага народа», без самого маршала - смелого новатора, знатока тактики и стратегии германского милитаризма. Шли, заведомо понеся огромные моральные и стратегические потери, как если бы, еще не начиная сражения, наперед отдали врагу трех прославленных маршалов, почти всех командармов, большинство командиров дивизий, командиров полков и почти поголовно всех политкомиссаров всех уровней и рангов. Слишком большая и опасная фора германскому вермахту!
Документ 9.
К началу Великой Отечественной войны только 7% командиров наших Вооруженных Сил имели высшее образование, а 37% не прошли полного курса обучения даже в средних военно-учебных заведениях. Около 75% командиров и 70% комиссаров находились в своих должностях менее года.
Только в 1937- 1938гг. репрессиям подверглась пятая часть общей численности командиров и политработников Красной Армии, около половины командиров полков, почти все командиры дивизии и бригад…
Всего в армии было репрессировано 43 тыс. человек из командного и политического состава.
Документ 10. Из Постановления СНК СССР и ВКП(6) от 5 июня 1940г.
Придавая особо важное значение оснащению Красной Армии танками Т-34, СНК СССР и ЦК ВКП (б) постановляют:
1. Обязать народного комиссара среднего машиностроения Лихачева И.А. изготовить в 1940 года 600 танков Т-34, из них:
Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Завод № 183 10 20 30 80 115 120 125
СТЗ - - - - 20 30 50
Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 5 мая 1941г.
СНК СССР и ЦК ВКП (б) постановляет:
1. Утвердить Наркомсредмашу на 1941 год план производства танков Т-34 в количестве 2800 штук с обеспечением постановки этих машин по следующему графику:
Всего До 1.V V VI VII VIII IX X XI XII
Завод № 183 1800 525 140 150 160 175 175 150 160 165
СТЗ 1000 130 60 80 100 110 110 130 130 15
Рекомендуем посмотреть:
Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по правуПохожие статьи:
Автор: Оксана Викторовна Давыденко
Опубликовано: 3189 дней назад (9 февраля 2016)
Просмотров: 4693
Рубрика: Конспекты уроков
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
Хороший конспект. Позаимствовала пару идей у вас. |