Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории
Статья посвящена проблеме развития критического мышления школьников в процессе изучения истории. Материал будет полезен для учителей общественно- гуманитарного цикла, т.к.имеет универсальное значение в практике использования стратегий и приёмов технологии развития критического мышления для учащихся средней и старшей школы.

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане и государствах СНГ. Категория «критический» в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. – всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Один из первых исследователей в сфере образования Джон Дьюи признал, что «направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству». Современные образовательные программы, направленные на развитие критического мышления у детей и взрослых, изучение проблем и принятие решений индивидуально или в группах опираются на три стержневых компонента, которые предложил Эдвард Глейзер:
1. Осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапазон формирования своего опыта.
2. Знание методов логического исследования и рассуждения.
3. Практические навыки в применении данных методов.

Двадцать первый век «потребовал» качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребёнка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии развития критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжа Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Условия необходимые для развития критического мышления
:
• Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
• Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения.
• Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Дайана Халперн выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Технология развития критического мышления даёт ученику
: повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология развития критического мышления предполагает от учителя
:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать рефлексивным практиком, грамотно анализировать свою деятельность.
Всё вышеизложенное предполагает равные партнёрские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения, а учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Согласно таксономии мыслительных умений Бенджамина Блума, основные навыки критического мышления структурируются в определённую систему иерархии: от самых низких (знание, понимание, применение) до высоких (анализ, синтез, оценивание).

Основой технологии развития критического мышления является трёхфазовая структура урока: вызов - осмысление - рефлексия. Стадия вызова предполагает пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации. Её функции: мотивационная, информационная и коммуникационная. Для активизации познавательной деятельности учащихся на начальном этапе урока, используется приём «верно – не верно», когда учащимся предлагаются карточки с текстом верных и неверных утверждений. Учащиеся должны определить их правильность, делая пометки по принципу: крестики (верно) – нолики (не верно). На стадии вызова можно использовать приём ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»). В начале обсуждения темы учащиеся записывают сведения, которые знают по теме в колонку «Знаю». Спорные идеи и вопросы заносят в колонку «Хочу узнать». В процессе освоения темы учащиеся заполняют третью колонку «Узнал». Данный приём эффективен и для подведения итога урока, т.к. позволяет осуществлять рефлексию.
Стадия осмысления – это получение учащимися новых знаний, которая несёт в себе информационную и систематизирующую функции. Организовать активную деятельность учащихся на стадии осмысления можно с помощью методического приёма « зигзаг». Материал для изучения делится на 4 части, а класс делится на четыре группы, каждая группа при этом работает над своей проблемой. Затем представители от группы («учителя») переходят в другие группы и объясняют материал своей группы. При этом приёме можно организовать работу в парах (составить вопросы по теме и т.п.). Возможности применения стратегии разнообразны и здесь многое зависит от креативности педагога. При изучении достаточно объёмного текста, можно использовать приём «зигзаг2". Учащиеся делятся на группы, в которых каждый участник работает над своим материалом темы, обозначая его конспективно или схематически. Затем учащиеся, работавшие над одним материалом, объединяются и прорабатывают проблему в так называемых экспертных группах, систематизируя и оформляя материал (например: кластер) После этого эксперты возвращаются в свои рабочие группы и знакомят со своей темой. Таким образом, происходит обмен информацией всех участников группы и в каждой рабочей группе, благодаря экспертам, складывается общее представление об изучаемой теме. Следующий этап – презентация сведений по отдельным проблемам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Так происходит «второе слушание» темы, а повторение, как известно, «мать учения». На стадии осмысления весьма эффективен приём «Insert», который делает зримым процесс накопления знаний. Суть его состоит в маркировке текста на полях значками: «v» – уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Таким образом, учащиеся включены в активную познавательную деятельность. Приём « чтение с остановками», когда текстовый материал по теме читается дозированно, предполагает обсуждение или коллективный поиск ответа во время паузы после определённой смысловой части текста. В данном случае возможно выполнение задания, как в группах, так и индивидуально.
Составление кластеров – универсальный приём. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, и рефлексии, а также и стратегией урока в целом. Делая какие - либо записи, зарисовки для памяти, учащиеся интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям. Мысли учеников располагаются в определенном порядке.
Различать в каком – либо историческом процессе или явлении составные части, а в событии – выделять причины и последствия помогает приём «Фишбоун». На основе учебного материала (рассказ учителя, текст учебника, видео ролик, презентация) учащиеся на изображении рыбьего скелета располагают смысловой материал о событии или явлении, при этом проблема – голова, вывод – хвост, а факты и события, повлекшие за собой суть проблемы – это косточки (верхние и нижние). На основе составленной схемы ученику не составит труда аргументировать свой ответ и подтвердить его примерами.
Стадия рефлексии – это рождение новых знаний, где осуществляются коммуникационная, информационная, мотивационная и оценочная функции. На стадии рефлексии важно выяснить, как учащиеся усвоили учебный материал, достигнуты ли были цели урока, что и почему не удалось. Помимо перечисленных приёмов и стратегий технологии развития критического мышления, используемых на протяжении всего или большей части урока применяются следующие приёмы. Синквейн (пятистишие) позволяет в коротких фразах обозначить суть пройденной темы и выделить самое главное. Правила написания синквейна: первая строка – имя существительное (кто? что?). Вторая строка – два прилагательных (какой?). Третья строка – три глагола (что делает?). Четвёртая строка – фраза (мысль автора по теме) и пятая строка – новое звучание темы (кто? что?). Например: 1.Абылай. 2.Бесстрашный, мудрый. 3.Сражается, защищает, управляет. 4.Любимец казахского народа. 5.Дипломат.
Весьма уместно на стадии рефлексии написание резюме: «Я понял (а), что…» (учащиеся индивидуально записывают знания, полученные на уроке). А так же написание эссе (сочинение - рассуждение) на конкретную тему, причём главное правило при написании эссе – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.
Применение тех или иных стратегий и приёмов технологии развития критического мышления в процессе обучения - это не самоцель, а целенаправленное творческое сотрудничество участников педагогического процесса: учеников и учителя. На уроках истории ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения, интерпретации, и помочь в этом учителю может использование технологии развития критического мышления, которая является системой стратегий и методических приёмов для современного урока.
Литература
1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье, 2014г.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. 1995г.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М: Народное образование. 1998 г.
4. Халперн Д. Психология критического мышления . 1996 г.
5. Глейзер Е.М. Эксперимент в развитии критического мышления. 1941 г.

Рекомендуем посмотреть:

Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по праву
Классный час на тему: Толерантность, 8 класс
Опубликовано: 3274 дня назад (6 декабря 2015)
Просмотров: 5258
+4
Голосов: 4
Комментарии (3)
Ольга Алексеевна Борисова # 7 декабря 2015 в 18:53 +2
Марат Нигаматжанович! Поздравляю с первой публикацией на сайте "Кладовая развлечений"! Спасибо за конкретное правило написания эссе. Статья интересная, а для педагогов полезная. Голосую!
Марат Нигаматжанович Мухамедзянов # 7 декабря 2015 в 19:44 +3
Уважаемая Ольга Алексеевна! Огромное спасибо за поддержку.Желаю Вам творческих успехов и побед! dance
Альбина Анатольевна Печникова # 12 марта 2016 в 17:45 +1
Марат Нигаматжанович!Здравствуйте!Очень ценный материал вами опубликован! Нужно вам за него взять сертификат о публикации обязательно!Желаю дальнейших успехов!+3 v