Развитие критического мышления учащихся на уроках истории
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории
Статья посвящена проблеме развития критического мышления школьников в процессе изучения истории. Материал будет полезен для учителей общественно- гуманитарного цикла, т.к.имеет универсальное значение в практике использования стратегий и приёмов технологии развития критического мышления для учащихся средней и старшей школы.Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане и государствах СНГ. Категория «критический» в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. – всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Один из первых исследователей в сфере образования Джон Дьюи признал, что «направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству». Современные образовательные программы, направленные на развитие критического мышления у детей и взрослых, изучение проблем и принятие решений индивидуально или в группах опираются на три стержневых компонента, которые предложил Эдвард Глейзер:
1. Осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапазон формирования своего опыта.
2. Знание методов логического исследования и рассуждения.
3. Практические навыки в применении данных методов.
Двадцать первый век «потребовал» качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребёнка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии развития критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжа Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Условия необходимые для развития критического мышления
:• Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
• Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения.
• Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Дайана Халперн выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Технология развития критического мышления даёт ученику
: повышение эффективности восприятия информации;повышение интереса к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология развития критического мышления предполагает от учителя
:- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать рефлексивным практиком, грамотно анализировать свою деятельность.
Всё вышеизложенное предполагает равные партнёрские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения, а учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Согласно таксономии мыслительных умений Бенджамина Блума, основные навыки критического мышления структурируются в определённую систему иерархии: от самых низких (знание, понимание, применение) до высоких (анализ, синтез, оценивание).
Основой технологии развития критического мышления является трёхфазовая структура урока: вызов - осмысление - рефлексия. Стадия вызова предполагает пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации. Её функции: мотивационная, информационная и коммуникационная. Для активизации познавательной деятельности учащихся на начальном этапе урока, используется приём «верно – не верно», когда учащимся предлагаются карточки с текстом верных и неверных утверждений. Учащиеся должны определить их правильность, делая пометки по принципу: крестики (верно) – нолики (не верно). На стадии вызова можно использовать приём ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»). В начале обсуждения темы учащиеся записывают сведения, которые знают по теме в колонку «Знаю». Спорные идеи и вопросы заносят в колонку «Хочу узнать». В процессе освоения темы учащиеся заполняют третью колонку «Узнал». Данный приём эффективен и для подведения итога урока, т.к. позволяет осуществлять рефлексию.
Стадия осмысления – это получение учащимися новых знаний, которая несёт в себе информационную и систематизирующую функции. Организовать активную деятельность учащихся на стадии осмысления можно с помощью методического приёма « зигзаг». Материал для изучения делится на 4 части, а класс делится на четыре группы, каждая группа при этом работает над своей проблемой. Затем представители от группы («учителя») переходят в другие группы и объясняют материал своей группы. При этом приёме можно организовать работу в парах (составить вопросы по теме и т.п.). Возможности применения стратегии разнообразны и здесь многое зависит от креативности педагога. При изучении достаточно объёмного текста, можно использовать приём «зигзаг2". Учащиеся делятся на группы, в которых каждый участник работает над своим материалом темы, обозначая его конспективно или схематически. Затем учащиеся, работавшие над одним материалом, объединяются и прорабатывают проблему в так называемых экспертных группах, систематизируя и оформляя материал (например: кластер) После этого эксперты возвращаются в свои рабочие группы и знакомят со своей темой. Таким образом, происходит обмен информацией всех участников группы и в каждой рабочей группе, благодаря экспертам, складывается общее представление об изучаемой теме. Следующий этап – презентация сведений по отдельным проблемам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Так происходит «второе слушание» темы, а повторение, как известно, «мать учения». На стадии осмысления весьма эффективен приём «Insert», который делает зримым процесс накопления знаний. Суть его состоит в маркировке текста на полях значками: «v» – уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Таким образом, учащиеся включены в активную познавательную деятельность. Приём « чтение с остановками», когда текстовый материал по теме читается дозированно, предполагает обсуждение или коллективный поиск ответа во время паузы после определённой смысловой части текста. В данном случае возможно выполнение задания, как в группах, так и индивидуально.
Составление кластеров – универсальный приём. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, и рефлексии, а также и стратегией урока в целом. Делая какие - либо записи, зарисовки для памяти, учащиеся интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям. Мысли учеников располагаются в определенном порядке.
Различать в каком – либо историческом процессе или явлении составные части, а в событии – выделять причины и последствия помогает приём «Фишбоун». На основе учебного материала (рассказ учителя, текст учебника, видео ролик, презентация) учащиеся на изображении рыбьего скелета располагают смысловой материал о событии или явлении, при этом проблема – голова, вывод – хвост, а факты и события, повлекшие за собой суть проблемы – это косточки (верхние и нижние). На основе составленной схемы ученику не составит труда аргументировать свой ответ и подтвердить его примерами.
Стадия рефлексии – это рождение новых знаний, где осуществляются коммуникационная, информационная, мотивационная и оценочная функции. На стадии рефлексии важно выяснить, как учащиеся усвоили учебный материал, достигнуты ли были цели урока, что и почему не удалось. Помимо перечисленных приёмов и стратегий технологии развития критического мышления, используемых на протяжении всего или большей части урока применяются следующие приёмы. Синквейн (пятистишие) позволяет в коротких фразах обозначить суть пройденной темы и выделить самое главное. Правила написания синквейна: первая строка – имя существительное (кто? что?). Вторая строка – два прилагательных (какой?). Третья строка – три глагола (что делает?). Четвёртая строка – фраза (мысль автора по теме) и пятая строка – новое звучание темы (кто? что?). Например: 1.Абылай. 2.Бесстрашный, мудрый. 3.Сражается, защищает, управляет. 4.Любимец казахского народа. 5.Дипломат.
Весьма уместно на стадии рефлексии написание резюме: «Я понял (а), что…» (учащиеся индивидуально записывают знания, полученные на уроке). А так же написание эссе (сочинение - рассуждение) на конкретную тему, причём главное правило при написании эссе – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.
Применение тех или иных стратегий и приёмов технологии развития критического мышления в процессе обучения - это не самоцель, а целенаправленное творческое сотрудничество участников педагогического процесса: учеников и учителя. На уроках истории ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения, интерпретации, и помочь в этом учителю может использование технологии развития критического мышления, которая является системой стратегий и методических приёмов для современного урока.
Литература
1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье, 2014г.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. 1995г.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М: Народное образование. 1998 г.
4. Халперн Д. Психология критического мышления . 1996 г.
5. Глейзер Е.М. Эксперимент в развитии критического мышления. 1941 г.
Рекомендуем посмотреть:
Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по праву
Опубликовано: 3305 дней назад (6 декабря 2015)
Просмотров: 5271
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|