Экологическая программа «Что вы знаете о белке?»
Описание. Публикация знакомит с образом жизни белки обыкновенной. Материал рассчитан на ребят 5-9 лет и может пригодиться учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольных учреждений.
Автор. Зубович Карина, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Руководитель. Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство с образом жизни белки обыкновенной.
Задачи: - привлечь внимание к белке обыкновенной;
- развить творческие способности;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
1. Знакомьтесь = это белка!
Для знакомства с образом жизни белки предлагается просмотреть видео.
2. Викторина «Что вы знаете о белке?»
1. Зачем белке хвост? (он служит рулем во время прыжков и одеялом, когда холодно)
2. Сколько раз в год линяет белка? (2 раза)
3. Чем питается белка шишками ели или семенами ели? (семенами ели)
4. Кто враг белок: ястреб, клест или глухарь? (ястреб)
5. Кто может помочь белкам с постройкой гнезда? (дятел)
6. Как называется дом белки? (гайно)
7. Сколько обычно «дверей» в гнезде белки? (два)
8. Можно ли забирать бельчат домой? (нет)
9. Опасен ли заяц для белок? (нет)
10. Делают ли запасы на зиму белки? (да)
11. Что не едят белки: цветочные почки, жуков, грибов, кору осины, ягоды? (кору осины)
12. Что делают белки, если в лесу не хватает корма? (собираются в большие группы и мигрируют в другой лес)
3. Авторская сказка «Дружная семья»
Ребятам предлагается послушать авторскую сказку. В одном лесу жила белочка Маша. Она была очень веселой, ловкой и очень любила орехи.
Рыжий маленький зверёк
прыгнул с ветки на пенёк
парашютом пышный хвост
лапки чешут чуткий нос
хоть и занят он собой
ушки ловят звук любой
но, попробуй, подойди
уже с дерева глядит
Трудно с белкой подружиться
ей на месте не сидится
(М. Миняшина) У неё было три бельчонка. Тема – самый старший и ответственный из бельчат. Айка – очень шустрый и веселый. Белла – самая младшая в семье, большая любительница семян ели.
Дом белок находился в дупле высокой сосны, которая росла в чаще леса. Дупло сделал знакомый дятел, мама – белка выложила его сухой травой и мхом. Поэтому оно было очень теплым и уютным.
Белочка живет в дупле,
На развесистой сосне.
Любит свой уютный дом –
Чистота, порядок в нем:
Вот перинка изо мха,
Теплый плед из лопуха,
Стол – грибок моховичок,
Вместо радио - сверчок.
Чашки есть из желудей,
Чай с малиной для друзей,
Лампа – яркий светлячок,
Темной ночи маячок!
Колокольчик у дверей:
«Динь-ди-линь!» - зовет зверей,
Белка ждет сегодня всех,
Есть большой лесной орех!
В гости к дружной семье белок часто прилетал их большой друг ворон.
Чёрный, темноты темней,
Нету птиц, его умней.
На высокой ели – вон он.
Это – старый, мудрый ворон.
Ворона звали Алекс. Он был совсем черным и очень мудрым.
Бельчата очень любили, когда Алекс рассказывал интересные истории о жизни в лесу и за его пределами. Маша угощала всех орехами и советовалась с вороном о ягодных местах. Птица хорошо знала все ягодные полянки в старом лесу и давала полезные советы.
Заяц Тиша часто прибегал к сосне послушать рассказы ворона и поиграть с бельчатами. Их любимым занятием было бросать шишку – кто дальше.
Дружная семейка делали запасы на зиму из грибов, ягод, желудей и орехов.
Почему грибы на ёлке,
На сучках, сидят верхом?
Не в корзине, не на полке,
Не во мху. Не под листком –
У ствола и среди веток
На сучки они надеты.
Грузди, рыжики, синявки,
Толстяки боровики
Не в сухой осенней травке,
А надеты на сучки!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это Белкина кладовка,
Это Белкин летний сбор!
Вон она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик,
С пышной шёрсткой и хвостом.
(Е. Трутнева) Так прошло лето и осень. Наступила зима.
Снег выпал глубокий, укутал деревья и кустарники.
Зайцы и белки сменили летние шубки на зимние наряды.
Маша радовалась запасам орехов, желудей, сушеных грибов и ягод. Урожай шишек ели и сосны был в этом году большой и бельчата часто наведывали хвойные деревья, чтобы полакомиться семенами ели и сосны.
Однажды, когда бельчата, весело перебрасываясь снежками, прыгали с ветки на ветку, они увидели, как лиса охотилась на зайца. Она уже почти поймала его, когда в неё полетели сосновые шишки.
Это бельчата решили помочь своему другу. Хищнику пришлось поджать хвост и ретироваться.
В благодарность Тишка показал своим друзьям дорогу к болоту с крупной клюквой.
Бельчата отправились за ягодами. На обратном пути Белла провалилась в болото. Но в это время пролетал мимо ворон. Он вытащил её из воды и отнес маме в дупло.
Остальные бельчата благополучно добрались домой.
На следующий день под сосной был устроен пикник. Почетными гостями были заяц Тишка, ворон Алекс и дятел Макс.
Мама белка рассказала всем увлекательную историю белочки-умелочки, их родственницы из соседнего леса, которую написал один добрый человек по имени Леонид Куликов.
4. Конкурс рисунков «Иллюстрация к сказке «Дружная семья»
Участникам программы предлагается сделать иллюстрации к сказке «Дружная семейка»
Рекомендуем посмотреть:
Эссе педагога дополнительного образования «Игра на занятиях в объединениях по интересам экологическо
Экологическая игра "Поле чудес" для начальной школы
Похожие статьи:
Экологические игры для младших школьников
Ролевая экологическая игра для школьников, 9 - 11 класс
Игровая экологическая программа для начальной школы, 2-4 класс