Конспект занятия - экскурсии в старшей группе детского сада. Путешествие в осенний лес
Занятие-экскурсия «Путешествие в осенний лес» (для старшей группы)
Цель: формирование представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.Материалы: песок, камешки, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого); банка с водой, палочка, клубок ниток, листья, скелетированные листья, таз, игрушка-птичка, коробки от сока для создания кормушек, ключ в тарелке с водой, стакан, спички, тарелка, витаминизированные напитки (ромашка, мята, шиповник) для угощения.
Ход занятия
В: Стали дни короче,Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Д: Осенью…
В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только сначала побудем немного на опушке и рассмотрим песок.
Опыт № 1:
В: Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Д: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Песок лепится. По цвету он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
В: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей). Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. Алена пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Из сухого пека мы можем лепить? (Ответы детей). Давайте представим, что пошел осенний дождь. Егор, ты будешь дождиком: возьми леечку и полей песок. (Мальчик выполняет пользу). Куда ушла вода?
Д: Вода впиталась в песок.
В: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей). А ходить по нему удобно? Милана, пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, Милана ушла, а что осталось на песке?
Д: Следы.
В: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто здесь прогуливался. (Ответы детей). Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Д: Песок остаётся на подошве.
Наблюдение № 1
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
В: Из чего состоит песок?
Д: Песок состоит из очень мелких песчинок.
Наблюдение № 2
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать, слушают стук при падении камня, шуршание струйки песка.
В: Назовите свойства камней.
Д: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
В: Песчинки- это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни труться, ударяются друг о друга.
Опыт № 2
В: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни и перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материал оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.
Дальше воспитатель приглашает детей пройти немного по-дальше «в лес».
В: Здравствуй, лес,
Дремучий лес.
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы-свои! ( С. Погореловский)
Игра «Продолжи слово»
В: Ребята, а давайте мы с вами немного поиграем?
Давайте, докажем лесу, что мы свои. Я буду кидать мяч и говорить начало слова, а вы будете возвращать мяч и заканчивать слово.. .
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я, бел-ка, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.д.
«Правила леса друзей»
В: Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
(Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот же называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.)
Д: Нельзя разводить костры в лесу. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После отдыха нужно убрать за собой весь мусор. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и птиц. Нельзя разорять муравейники- они санитары леса. Нельзя ловить насекомых- они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, цветов. Если мы найдем нору животного- нельзя близко подходить к ней. Нельзя далеко отходить от взрослых. Если увидели чужой мусор- нужно помочь убрать его. Нельзя глубоко заходить в водоем. Нельзя руками трогать птичьи яйца в гнезде.
В: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей)
Аня: Лес- это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
В: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Д: Когда выпадет снег- мы можем укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и подкармливать птиц..
В: Вот сейчас мы говорили нельзя то, нельзя это… А что можно делать в лесу?
Д: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями, цветами. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
В: Правильно, молодцы!
Игра «Признаки поздней осени» (с клубком ниток)
В: Дни корокие, а ночи длинные, темные.
Д: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, стали коричневыми, опали. Птицы улетели на юг, потому что нет насекомых. Солнце светит все реже, поднимается невысоко. Небо часто бывает темное, серое. Иногда идет дождь со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки, лужи покрываются тонким льдом. Очень часто идет дожди. Земля замерзает. Животные запасают на зиму припасы. Многие животные готовятся к спячке.
В: Физминутка
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
В: Ребята, расскажите мне пожалуйста, как деревья к зима готовятся.
Д: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы их не кормить и не кормить,- им самим нужны силы, чтобы пережить холодную зиму. Листики они сбрасывают на землю, под свои корни чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает много снега и ветки сломаются под его тяжестью.
Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям, кустам осенью и зимой для утепления. А скоро ещё и снежок прикроет их.
Опыт № 3 с листьями
В: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Д: Да, пахнет листьями.
В: А что вы слышите?
Д: Мы слышим как листья шелестят, шуршат.
В: Почему листья завяли, засохли? (Предположения детей). Возьмите по одному листочку. Посмотрите на внутреннюю сторону листочка - она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья- это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу- листочек охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. (Показать каждому скелетированные листья).
Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется перегородка- пробка. Она отделяет лист от ветки и он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз и Максим польет их из лейки, как будто это дождик. В конце занятия мы посмотрим, что произойдет с ними. (Листья станут мягкими и не будут шуршать).
В: Это кто тут сидит у нас на веточке? Да это же малюсенькая птичка.. Ребята, она наверное проголодалась. Как вы думаете, чем мы можем помочь птичке?
Д: Покормить её.
В: Правильно! А для того, чтобы мы могли покормить её, нам нужно сделать для неё кормушку. Давайте смастерим для наших птиц кормушки.
Дети с воспитателем делают кормушки.
Опыт № 4 «Сухим из воды»
В: Ребята, посмотрите: в нашем лесу лужица ещё не замерзла. (в тарелке- ключ)
Подумайте и скажите, как можно достать ключ не замочив пальцы. (Дети предлагают разные способы и проверяют их)
В: Предлагаю провести ещё один опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Объясняя, демонстрирует опыт). Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку , рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется в стакан, обнажив дно тарелки. Теперь ключ можно достать пальцами. Ребята, расскажите мне, как всё произошло? (Предположения детей). Ещё раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха вода втянулась в стакан.
Экологическое кафе
В: Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе….. Проходите, занимайте места на стульчиках. Не случайно такое кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво. Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю и вы ребята хорошо знаете обитателей леса. Давайте немного поиграем.
Отгадайте загадки:
Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)
Косолапый, маленький, в белой шубке, валенках. (Заяц)
В: А теперь след. задание: изобразите зверя так, чтобы все догадались, кто это. (Дети играют)
В: След. задание- «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы- выбирать только тех, которые живут в наших лесах и хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот, волк, верблюд, морж, тюлень, медведь, слон, обезьяна.
В: Вот наша прогулка и подошла к концу. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).. А теперь я всех приглашаю попробовать витаминные напитки!
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированное занятие с презентацией для детей старшей группы на тему: Осень Осеннее развлечение в старшей группе. Сценарий Конспект логоритмического занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ФФНР на Праздник Осени в старшей группе в детском саду. СценарийПохожие статьи:
Осеннее театрализованное представление в ДОУ. Старшая группа
Конспект занятия на тему «Осень» в старшей группе
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на осеннюю тему
← Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание младших дошкольников | Кружок в старшей группе детского сада. Конструирование из бумаги. Планирование →
Опубликовано: 3159 дней назад (29 апреля 2016)
Просмотров: 4454
Рубрика: Сценарии занятий, мероприятий в ДОУ
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!