Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект «Рукавичка» для детей разновозрастной группы

Проект для дошкольников разновозрастной группы «Рукавичка»
Проект адресован воспитателям детских садов, дошкольных групп и включает в себя разнообразные виды деятельности: познавательную, изобразительную, игровую. В приложениях к проекту представлены разработки непосредственно образовательной деятельности по теме, бесед, сценарии развлечений.
Актуальность. Находясь в современном пространстве, все чаще наблюдается, что интересы ребенка связаны с гаджетами, телефонами, телевизором и др. Беседуя с родителями, отметила, что в домашних условиях детям все реже читают книги, играют с ними в игры, мало уделяют внимания развитию познавательных способностей. А ведь вокруг столько предметов, вещей, которые окружают нас каждый день, о происхождении которых мы даже не задумываемся. Дети называют календарные праздники, а ведь, оказывается, даже у рукавички есть свой день-24 декабря.
С целью развития познавательных интересов, общения, расширения кругозора как детей, так и взрослых, было решено разработать проект «Рукавичка», который объединил в себе виды деятельности различной направленности: познавательную, речевую, изобразительную, физическую, социально – коммуникативную. Эта дата оказалась благоприятной, так как, во-первых-это зима, во-вторых-преддверие Нового года.
Проблема: мало знаний о предметном мире у воспитанников средней, старшей и подготовительной групп, не сформированы навыки одевания у воспитанников младшей подгруппы.
Гипотеза: воспитатель через различные виды деятельности будет помогать осваивать воспитанниками окружающий мир, вызывать у них интерес к возникновению различных предметов, вещей; участие в совместной деятельности детей и родителей укрепит детско-родительские отношения, будет способствовать развитию познавательной активности детей и родителей; даст возможность родителям приобрести новый опыт передачи знаний своим детям.
Тип проекта: информационно-творческий.
Длительность проекта: краткосрочный (4 недели).
Участники: воспитанники дошкольной группы, родители, воспитатель.

Цель проекта: формировать потребность к изучению многообразия предметного мира, окружающего детей.
Задачи проекта:
- знакомить детей с разнообразием праздников; подвести детей к пониманию того, что у привычных нам вещей тоже могут быть праздники;
- расширять представления детей о предметах одежды: познакомить с историей возникновения рукавиц, учить понимать отличия рукавиц, варежек, перчаток;
- обогащать словарный запас, речевую активность путем знакомства с новыми словами вязанки, плетенки, связни, рукавки, катанки, валянки, шубницы, мохнатки, мохнашки, митенки, исподочки; через чтение стихов, отгадывание загадок;
- формировать понятия: мягкий, жесткий, пушистый, гладкий; по материалу, из которого изготовлены рукавицы, перчатки, варежки: вязаные из ниток, сшитые из меха или ткани, резиновые, полиэтиленовые, кожаные;
- знакомить детей с профессиями людей, использующими для работы различные виды перчаток, рукавиц; воспитывать уважение к истории, традициям, труду людей;
- способствовать вовлечению в проектную деятельность родителей через знакомство ими с информацией о проекте, помещенном в родительском уголке, через знакомство с историей возникновения рукавиц, варежек, перчаток; участие родителей в спортивно- музыкальном развлечении и новогоднем представлении по теме проекта; участие в творческом конкурсе «Рукавички для елочки».
- систематизировать представления об окружающем мире через различные виды деятельности;
- способствовать развитию познавательного интереса, развитию логического мышления;
- развивать музыкальные, исполнительские, творческие навыки детей через заучивание стихов, песен, частушек;
- учить изображать рукавицы, варежки, перчатки; создавать книжку- малышку.
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к рукавицам, варежкам, перчаткам. Воспитанников младшей подгруппы продолжать учить правильно и последовательно одеваться на прогулку, одевать рукавицы, варежки и перчатки.
Методы проекта:
- изучение материалов о предмете;
- наблюдения;
- игры (сюжетно- ролевые, настольные, печатные, подвижные);
- беседы;
- рассматривание;
- чтение произведение художественной литературы, заучивание стихотворений (в том числе и с использованием мнемотаблицы);
- исполнение музыкальных произведений;
- просмотр мультфильма;
- драматизация сказки;
- поиск решений проблемных ситуаций;
- коллекционирование (создание коллекции рукавиц, варежек и перчаток).

Предполагаемый результат:
- у воспитанников развивается познавательный интерес к изучению не только данного предмета, но и других предметов и вещей;
- через различные виды деятельности дошкольники учатся планировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;
- воспитанники более коммуникабельны, стараются поделиться знаниями с другими детьми, работниками дошкольной группы и школы, родителями;
- овладевают навыками создания коллекции предметов, выставок;
- родители заинтересованы в совместной деятельности, в проведении мероприятий;
- воспитанники младшей подгруппы овладевают навыками одевания на прогулку.
Продукты и презентация проекта:
- проведение открытого занятия в разновозрастной группе для педагогов по теме «Знакомство с историей рукавичек и варежек» (Приложение 1);
- спортивно- музыкальное развлечение «В поисках рукавичек» (Приложение 2);
- создание коллекции рукавиц, варежек и перчаток;
- выставка детских работ;
- совместное изготовление родителями и детьми рукавичек для елочки;
- Новогоднее представление «В поисках рукавичек Деда Мороза» (Приложение 3);
- создание книжки- малышки «Ай, да рукавичка!»;
- публикация этапов реализации проекта в школьной газете «Мелом»; на школьном сайте;
- фотоотчет проекта.

План реализации проекта.
1 этап. Подготовительный (1 неделя).
Цель этапа. Сформулировать цель, задачи проекта воспитателем; собрать материалы по теме, продумать мероприятия.
Мероприятия.
1. Сбор и прочтение теоретического материала о рукавицах (варежках): история возникновения, разновидности, использование, в том числе людьми разных профессий.
2. Подбор сказок, стихотворений, загадок, мультфильмов для просмотра.
3. Подбор предметов для организации предметно- пространственной среды: нитки для вязания, спицы, различные виды рукавиц, варежек и перчаток для создания коллекции; раскраски.
4. Продумать работу с родителями: участие в творческом конкурсе, участие родителей в мероприятиях; помощь в сборе экспонатов рукавиц, варежек и перчаток.

2 этап. Организационный (2 недели).
Цель этапа: разработать мероприятия, беседы, практическую часть, организовать работу с родителями и педагогами; объявить конкурс для родителей и детей «Рукавички для елочки»; пригласить родителей для участия в спортивно- музыкальном развлечении и Новогоднем представлении для детей.
Мероприятия.
1.Разработка проблемных вопросов по теме в НОД, в режимных моментах, во время прогулки; экспериментирования.
- Ситуативная беседа «Да здравствует мыло душистое, да полотенце пушистое» (Приложение 6).
- «Что будет, если после прогулки не посушить варежки?» (Приложение 5).
Проблемные вопросы на прогулке.
- Что будет, если вы забудете надеть варежки?
- Нужны ли они людям? Зачем?
- Чем можно заменить варежки?
- В чем теплее: в варежках или перчатках? Объясните, почему?
- Почему у рукавиц и варежек есть один «маленький домик» и один «большой домик»?
2. Разработка мероприятий.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей разновозрастной группы «Знакомство с рукавичкой и варежкой» (Приложение 1).
- Рисование рукавичек в рамках занятия.
- Спортивно- музыкального развлечения «В поисках рукавичек» (Приложение 2).
- Беседы «Людям каких профессий нужны рукавицы, варежки и перчатки?» (Приложение 4).
- Новогоднего праздника для детей «В поисках рукавичек деда Мороза» (Приложение 3).
- Объявить о творческом конкурсе «Рукавички для елочки».
- Организовать родителей для участия в мероприятиях в рамках проекта.
- Продумать организацию выставок «Рукавички для мамы (папы, брата, сестры)», «Коллекция рукавиц, варежек и перчаток», «Рукавички для елочки».
- Подготовка к драматизации сказки «Рукавичка» (настольный театр из пластиковых капсул).
- Подготовить к просмотру мультфильм «Варежка», Союзмультфильм, 1967 г.
- Подготовить мнемотаблицу к стихотворению Н.Саконской «Где мой пальчик?»
- Подготовить стихи, частушки для разучивания; подбор музыкального сопровождения.
- Подобрать игровой материал:
Игровые ситуации: «Кто быстрее спрячет пальчик?», «Кто быстрее оденет варежки, перчатки на прогулку?»
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Покажем кукле, как надо одеваться» (младшая, средняя группы); «Найди пару рукавичке», «Дорисуй узор на рукавичке», «Найди две одинаковые рукавички» (средняя старшая, подготовительная группы), работа с раскрасками (все группы).
- Консультация для родителей «Это интересно! 24 декабря- день рукавички».

3 этап. Практический (творческий)- 1 неделя.
Задачи:
- знакомить детей с разнообразием праздников; подвести детей к пониманию того, что у привычных нам вещей, тоже могут быть праздники;
- расширять представления детей о предметах одежды: познакомить с историей возникновения рукавиц, учить понимать отличия рукавиц, варежек, перчаток;
- обогащать словарный запас, речевую активность путем знакомства с новыми словами словами: вязанки, плетенки, связни, рукавки, катанки, валянки, шубницы, мохнатки, мохнашки, митенки, исподочки; через чтение стихов, отгадывание загадок;
- формировать понятия: мягкий, жесткий, пушистый, гладкий; по материалу, из которого изготовлены рукавицы, перчатки, варежки: вязаные из ниток, сшитые из меха или ткани, резиновые, полиэтиленовые, кожаные;
- знакомить детей с профессиями людей, использующими для работы различные виды перчаток, рукавиц; воспитывать уважение к истории, традициям, труду людей;
- способствовать вовлечению в проектную деятельность родителей через знакомство ими с информацией о проекте, помещенном в родительском уголке, через знакомство с историей возникновения рукавиц, варежек, перчаток; участие родителей в спортивно- музыкальном развлечении и новогоднем представлении по теме проекта; участие в творческом конкурсе «Рукавички для елочки».
- систематизировать представления об окружающем мире через различные виды деятельности;
- способствовать развитию познавательного интереса, развитию логического мышления;
- развивать музыкальные, исполнительские, творческие навыки детей через заучивание стихов, песен, частушек.
- учить изображать рукавицы, варежки, перчатки; создавать книжку- малышку.
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к рукавицам, варежкам, перчаткам. Воспитанников младшей подгруппы продолжать учить правильно и последовательно одеваться на прогулку, одевать рукавицы, варежки и перчатки.
Реализация данного этапа осуществляется через мероприятия, перечисленные в организационном этапе. Сценарии мероприятий представлены в приложении.
4 этап. Итоговый.
- Организация выставок: «Рукавички для мамы (папы, брата, сестры)»,
- «Коллекция рукавиц, варежек и перчаток», «Рукавички для елочки».
- Изготовление книжки- малышки со стихами, загадками, рисунками про рукавички, варежки и перчатки «Ай, да рукавичка!»
- Освещение итогов проектной деятельности в школьной газете «Мелом», на школьном сайте.
- Создание фотоотчета проекта.
Достигнутые результаты:
- дошкольники радуются достигнутому результату;
- старшие воспитанники умеют ставить перед собой новые задачи для развития познавательной деятельности как для взрослых, так и для детей;
- через различные виды деятельности дошкольники планировали, систематизировали, обобщали, делали выводы;
- воспитанники стали более коммуникабельны, делятся знаниями с другими детьми, работниками дошкольной группы и школы, родителями;
- овладели первоначальными навыками создания коллекции предметов, участвовали в организации выставок;
- родители стали более заинтересованы в совместной деятельности, в проведении мероприятий;
- воспитанники младшей подгруппы продолжают овладевать навыками одевания на прогулку.
Приложение 1.
Занятие по ознакомлению с окружающими миром «Знакомство с историей рукавички и варежки» для детей разновозрастной группы
Цель:познакомить детей с новым праздником - днем рукавички.
Задачи: формировать у детей представление о видах праздников, о том, что каждая вещь, предмет имеет свою историю возникновения; развивать познавательный интерес через знакомство с историей происхождения рукавиц, варежек, перчаток; речевую активность, словарный запас через знакомство с новыми словами: вязанки, плетенки, связни, рукавки, катанки, валянки, шубницы, мохнатки и мохнашки, митенки, исподочки; через чтение стихов, отгадывание загадок. Воспитывать уважение к истории, традициям, труду людей. Учить рисовать рукавицы (варежки).
Материалы и оборудование: открытки, сувениры к праздникам; презентация «Знакомство с историей рукавички и варежки», ноутбук, интерактивная доска; образцы рукавиц и варежек; вырезанные силуэты рукавичек для раскрашивания детьми младшей и средней группы, листы бумаги для рисования рукавичек для детей старшей и подготовительной групп, цветные карандаши, простой карандаш; мнемотаблица к стихотворению Н.Саконской «Где мой пальчик?»
Предварительная работа: разучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой пальчик?» с использованием мнемотаблицы, заучивание стихов про варежки и рукавички.

Воспитатель заранее организует выставку открыток, сувениров, чтобы дети смогли рассмотреть ее до занятия. Дети стоят полукругом у доски.
Воспитатель. Ребята, вы любите праздники. Какой праздник вам больше нравится? Почему? (поздравляют, дарят подарки).
- Что еще могут подарить на праздник? (открытку)
Действительно, есть календарные праздники, например, Новый год…
- Какие еще назовете праздники? Если дети затрудняются, можно показать открытку. (День защитников Отечества, Международный женский день 8 марта, День весны и труда, день Победы, День защиты детей, День России, День знаний, День народного единства).
Есть профессиональные- День учителя, День работников дошкольного образования, День работников сельского хозяйства, День работников торговли и др.
Есть народные, церковные праздники – Масленица, Пасха, Рождество. Посмотрите, какие красивые открытки печатают к праздникам, делают сувениры.
- А вы знаете, оказывается, у предметов, вещей, которыми пользуемся каждый день, которые нас окружают, тоже бывают праздники, а мы об этом даже не задумываемся. Эти праздники никто не празднует.
Дети садятся на стульчики.
На экране по очереди появляются изображения посуды, одежды.
- Как назвать одним словом то, что изображено на картинке (посуда, одежда)?
Появляется изображение знака вопроса.
- Что обозначает этот знак? (нужно что- то спросить, ответить на вопрос, подумать).
- Какой вопрос вы бы задали? (Как, когда появились эти вещи, предметы?)
- Действительно, ведь их тоже когда- то люди изобрели.
- А вот у какой вещи совсем скоро, 24 декабря, будет праздник, вы узнаете, если отгадаете загадку, а на экране появится отгадка.
Они, как мамины ладони,
Они, как гнездышко для птички.
Их бабушки внучатам вяжут.
Зовут их просто … (рукавички)
Воспитатель задает вопросы, ориентируясь на воспитанников младшей и средней группы. Старшие дошкольники помогают с ответами.
- Как вы думаете, от какого слова произошли слово рукавички? (рука)
- Как по- другому называют рукавички? (варежки)
- В какое время года носят рукавицы, варежки?
- А можем ли мы носить рукавички осенью, весной? (да, если на улице холодно)
- Почему мы говорим то рукавички, то варежки? Есть ли какое – то различие? Оказывается, есть. Рукавички шьют из меха, а варежки вяжут из ниток. А мы иногда называем так, как нам нравится.
Рассматривание рукавиц и варежек.
Про рукавички и варежки поэты тоже сочиняют стихи.
Рассказывание стихов, выученных детьми заранее, а так же стихотворения «Где мой пальчик» Н.Саконской по мнемотаблице.
Подарила мне сестричка
В день рожденья рукавички.
Рады ручки: повезло.
Им теперь в мороз тепло!
Огланова О.

Ох уж эти рукавички —
Непослушные сестрички!
Пропадают постоянно
С батареи, из кармана,
Только выпустишь из рук —
Исчезают как- то, вдруг!
Я хватаю их за спинки —
Пришиваю их к резинке!
— Доигрались, рукавички,
Непослушные сестрички —
Шерстяные, вязанные?!
Вы теперь наказанные!

- А теперь представим, что мы собираемся на прогулку.
Физкультминутка
В наших маленьких сапожках
Мы потопаем немножко. (Дети топают)
Руки тоже мы согреем (Трут пальчики друг о друга)
И похлопаем скорее. (Хлопки)
Рукавицы мы надели- (Имитируем движения одевания рукавиц)
Не боимся мы метели.
Мы с морозом дружим, (Прыжки)
Как снежинки кружим. (Дети кружатся, руки в стороны)

- Будьте внимательны, когда собираетесь на прогулку, и прячьте пальчик в домик. Берегите, не теряйте рукавички, ведь в них вложен труд мастериц.
Для детей младшей подгруппы занятие окончено. Когда они отдохнут, то раскрасят красивые рукавички.
- Для кого вы нарисуете рукавички?
- Скажите, а ваши мамы, бабушки умеют вязать?
- Что используют для вязания? (спицы и нитки- показ детям, в свободное время можно показать, как вяжут спицами).
В окна стучится холодная вьюга,
Бабушка варежки вяжет для внука.
Тёплые, добрые руки у бабушки,
Добрые, тёплые выйдут и варежки.
Выбежит утром на улицу внук
И ощутит теплоту её рук.
Красильников Н.
- А что нужно, чтобы сшить рукавицы? (мех, ткань, нитки, иголки, швейная машина, ножницы)
- А мы с вами умеем их рисовать. Воспитанникам средней группы дается задание украсить рукавички, то есть не просто раскрасить, но и нарисовать узор. Задание они будут выполнять в свободной деятельности. Дети уходят с занятия.
Работа продолжается с воспитанниками старшей и подготовительной группы.
Воспитатель. Как появились рукавички, варежки? (руки мерзли, и люди думали, как их согреть)
Откуда же появилось это слово – «варежка»? Оно происходит от словосочетания «варяжская рукавица». Наверное, варежки пришли к нам от варягов - выходцев из скандинавских стран. Но, может быть, слово «варежка» произошло от глагола «варити», «варовати», что значит «охранять», «защищать». А возможно, оно произошло от другого глагола «вареги», то есть «варить», потому что в былые времена шерстяные рукавички сначала вязали, а потом проваривали в кипятке, чтобы те стали плотнее и теплее.
Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки – их обычно вязали; катанки, валянки –их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.
Постепенно происходило разделение понятий. Рукавицами называли то, что шилось из меха или ткани. А варежки стали только вязаные.
Считается, что варежки на Руси появились в 13 веке. Но скорее всего это произошло гораздо раньше, просто пользовались ими до 13 века только крестьяне.
А вот дворяне и бояре не пользовались рукавицами, потому что их одежды имели очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Одежда с такими рукавами была неудобна для работы, поэтому и появилась поговорка: работать спустя рукава, значит очень плохо.
Однако у русских царей в те времена были перчатки, которые назывались перстатые рукавицы. Их перчатки обычно были на меху. Перстами раньше называли пальцы, значит, обозначает выражение рукавицы, одетые на персты- перстатые. Они были богаче и наряднее, чем у крестьян. Варежки у господ были из парчи, бархата и сафьяна, их украшали бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем. Эти рукавички представляли собой настоящие шедевры, которые передавались из поколения в поколение по наследству.
Варежки обычно различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались без резинки, чтобы в них было комфортно работать и запросто скинуть с руки, например, чтобы пот утереть. Женские варежки были наряднее и миниатюрнее, разноцветные и с узорами.
На Руси, как правило, носили несколько пар рукавиц одновременно: сначала одевали вязаные (исподочки), потом меховые (мохнатки). А для того, чтобы работать, сверху надевали еще кожаные рукавицы, холщовые или из конского волоса. В будние дни исподочки одевали однотонные, а по праздникам многоцветные с узорами.
В 19 веке в моду вошли митенки (их еще называли накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев. Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых хлопковых ниток и носили по большим праздникам. Но в 20 веке мода на них уже прошла. Однако мастерицы валяльщицы до сих пор валяют митенки из шерсти для любителей ретро стиля.
По старинному русскому обычаю, перед свадьбой невеста должна была изготовить (кроме шитья свадебного наряда) для всех членов семьи жениха узорные рукавицы и чулки. Причем на всех изделиях должны были быть разные орнаменты.
Кстати, техника вязания варежек на спицах пришла в Россию из Скандинавии. В скандинавских странах обычно вязали мужчины. У нас же это искусство освоили женщины, причем учились они этому с раннего возраста, чтобы успеть подготовить приданое к свадьбе.
Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий, довольно широко распространенное и поныне. Мастерицы на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков. Мы можем увидеть птиц, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, это символы- обереги, переходившие от матери к дочери.

Динамическая пауза.
Я надену рукавички —
Две весёлые сестрички…
Буду хлопать я в ладоши,
День морозный и хороший!
Пригоцкая С.
Воспитатель. А сейчас отгадайте еще одну загадку.
Каждый братец дом имеет,
Дом его зимою греет (перчатки).

- Трудно ли одевать перчатки?
- Почему?
- Скажите, а рукавицы, варежки, перчатки нужны только для тепла и красоты?
- Где люди используют рукавицы, перчатки?
- Ребята, вспомните, пожалуйста, недавно мы рассматривали коллекцию бумаги и картона. Что еще могут коллекционировать люди? (открытки, значки, монеты, календарики, машинки и многое другое).
- Можно ли составить коллекцию рукавиц, варежек, перчаток?
- У нас с вами уже есть в коллекции несколько пар. Мы будем продолжать собирать экспонаты коллекции.
- Как можно показать коллекцию родителям, гостям, другим детям? (устроить выставку или создать музей рукавички).
- Как можно изобразить рукавичку, чтобы она подходила вам по размеру? (обвести свою ладонь).
Дети старшей и подготовительной группы рисуют по одной рукавичке. Самостоятельно выбирают узор. В свободной деятельности дорисовывают пару рукавичке.

Релаксация. Покажите ваши рукавички, варежки! Какие они красивые! Кому бы вы подарили рукавички?
- Почему мы с вами столько сегодня говорили о рукавичках, варежках? (потому что скоро будет день рукавички)
- Что нового вы узнали на занятии?
Приложение 2.
Сценарий музыкально- спортивного развлечения для детей разновозрастной группы «В поисках рукавичек»
Задачи: продолжать знакомить детей с необычными праздниками- днем рукавички; способствовать развитию познавательной активности через беседы, чтение стихов и отгадывание загадок; двигательной активности дошкольников; способствовать проявлению сплоченности детского и родительского коллектива, взаимопомощи герою.
Оборудование: письмо от метели, снежинки с заданиями; пластиковые мячи, гимнастические палки, пособие «следы», ложка, аудиозаписи частушек, музыкальной игры «Лепим ком большой», магнитофон, рукавицы из картона, волшебная палочка.
Предварительная работа: беседа об истории праздника, истории происхождения рукавиц; чтение и разучивание стихов, частушек, просмотр мультфильма «Варежка»; рисование рукавиц; разыгрывание сказки «Рукавичка»; участие в творческом конкурсе «Рукавички для елочки».
Действующие лица: Снеговик- родитель,
ведущий - воспитатель.

Воспитатель.
Снежная пора
Белым снегом замело,
Все кругом — белым- бело.
Закружились снежинки,
Рассыпаясь серебром,
И блестят сосульки- льдинки,
Примостившись под окном.
Хорошо, когда пора
Снежная приходит
И у самого двора
Белым снегом бродит.
Автор: Г. Соренкова

Зима приносит с собой не только холод, метели, но и радость от окружающей красоты, от блестящих снежинок, от веселых игр со снегом, а еще от самого любимого праздника- Нового года.
Но в декабре есть необычный праздник. А вот у какого предмета, отгадайте загадку.

Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их … (рукавички)
24 декабря - день рукавичек. Мы с вами узнали историю возникновения рукавичек, читали и учили стихи, пели песни и частушки, рисовали рукавички, смотрели сказку и мультфильм. А сегодня пришла пора отдохнуть.
В это время слышится плач.
В группу заходит снеговик.

Воспитатель. Здравствуй, снеговик. Что у тебя случилось?
Снеговик. Завтра праздник- день рукавички.
На праздник моя бабушка
Связала рукавички.
Но налетели злые метели,
Рукавички улетели.
Где искать их, я не знаю.
Вот шагаю наугад
И пришел к вам в детский сад.
- Ребята, вы поможете мне найти рукавички?
Воспитатель. Дети, поможем снеговику? (да)
В группу вносят письмо.
Воспитатель. Интересно, от кого же оно? Давайте прочитаем.
«Вы отыщете рукавички, если выполните мои задания. А задания прочитаете на снежинках.
Метель».

Воспитатель. Ну, что ж, снеговик, не горюй, наши дети смелые, находчивые, веселые, они справятся с любыми трудностями. Так ведь, ребята.
Снеговик. Спасибо, ребята. Как здорово, что я встретил вас.
Воспитатель. Тогда читаем первое задание, называется оно «Доскажи словечко».
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла …(зима)

Не колючий,
Светло- синий,
По кустам развешан ...(иней)

С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)

Наши окна — как картинки.
Кто художник- невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)

Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
Снеговик. Опять эти метели!
Воспитатель. Не бойся, снеговик. С этим заданием мы справились, читаем дальше.

2 задание.
«Если вы тропу найдете,
Смело вы по ней пойдете».
- Ребята, давайте встанем, посмотрим, где же тропочка? Нашли? Ну, тогда осторожно идем по ней (из гимнастических палок выложена узкая тропка, дети должны пройти, не задев палки).
Воспитатель. И с этим заданием справились!

3 задание.
«В руки вы снежки возьмите.
Дальше по следам идите,
Да снежки не потеряйте,
А в корзинку их кидайте».
Воспитатель раздает детям мячи, выполняется ходьба «змейкой» по следам, подойдя к последнему следу, дети кидают мяч в корзину.

4 задание.
«Пронесите снежок в ложке,
Аккуратно по дорожке.
Если верно вы пройдете-
Рукавички вы найдете».
После того, ка дети выполнят задание, воспитатель показывает снеговику рукавички из картона.
- Снеговик, это твои рукавички?
Снеговик. Нет, у меня были вязаные, а эти из картона. Метель нас обманула?
Воспитатель. Подожди, снеговик. Что- то здесь не так.
Давайте прочитаем следующее задание.

5 задание.
Игра «Найди пару рукавичке». Воспитатель и снеговик раздают детям по одной рукавичке, а остальные раскладывают на полу. Дети ищут пару своей рукавичке.
Снеговик. Молодцы, дети.
Воспитатель. А вот еще снежинка.
«Знаю, что про варежку вы стих учили, расскажите его».
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите- ка, нашла!
Ищешь, ищешь,
и найдёшь!
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?

Дети хором читают стих.

6 задание.
«Стих читать умеете, а частушки про рукавицы знаете»?
Воспитатель. Знаем? (да)

Частушки.
Рукавицы, рукавицы,
Варежки пуховые.
На ладонях дырочки,
Скорей свяжите новые!

Рукавички я надену,
Стану я красавица.
Потому что рукавички
Всем ребятам нравятся!

Я на улицу пошла.
Варежки надела.
Засмотрелась я на них,
С лестницы слетела.

Во дворе у нас Андрей
Очень любит снегирей.
Вышью их на варежках,
Ведь они так нравятся.

Своими рукавичками
Я снегурочку леплю.
И весной ее не брошу,
В холодильник поселю.

Мы частушки петь кончаем,
Ко всем обращаемся.
Рукавички вы носите,
Зимой руки не студите.

Снеговик. Может теперь найдутся рукавички?
Воспитатель. Наверное, нет, так как здесь еще задания.

7 задание.
Исполните танец «Лепим ком большой».
Воспитатель. Кого же мы слепили? (снеговика)
Вот какая хитрая метель, сколько всего придумала.

8 задание.
Игра «Заморожу».
«Снеговик, а теперь ты должен заморозить детей с помощью волшебной палочки».
Снеговик. Я не хочу вас замораживать. Вы же мне помогаете. Что же делать?
Воспитатель. Не переживай, снеговик, давай поиграем, дети наши ловкие, они не дадут заморозить свои ручки.
(Дети образуют круг, руки перед собой. Снеговик встает в круг и под веселую музыку пытается дотронуться волшебной палочкой до рук детей. К кому он подбегает, тот прячет руки назад).
Воспитатель. Не удалось метели перехитрить нас! Наоборот, мы ее перехитрили. Ну что ж, метель, отдавай рукавички!

9 задание.
«Глазки закрывайте,
Чудеса встречайте».
В это время воспитатель кладет рукавицы. Дети открывают глаза.
Воспитатель. Что- то изменилось?
Снеговик. Смотрите, рукавицы. Вот спасибо, дети, за вашу помощь. Какие вы смелые, ничего не боитесь. Мои ручки теперь не замерзнут. Побегу обрадую бабушку. А метель больше мне не страшна, когда у меня есть такие друзья!
Воспитатель. Снеговик, а мы с детьми приглашаем тебя на елку. Ты придешь?
Снеговик. Спасибо, конечно приду, теперь у меня столько замечательных друзей. До свидания, ребята, до встречи на новогодней елке.
Дети прощаются со снеговиком.
Воспитатель. Дети, что мы сегодня с вами сделали? (доброе дело, добрый поступок, мы помогли снеговику найти рукавички).
Вы- молодцы, так как пришли на помощь другу!
Приложение 3.
Новогодний праздник для детей разновозрастной группы «В поисках рукавичек Деда Мороза»
Задачи. Приобщать детей к праздничной культуре. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Закреплять навыки организованного поведения в дошкольной группе, формировать доброжелательное отношение друг к другу. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, формировать умение следить за развитием действия. Способствовать развитию певческих навыков, совершенствовать исполнение танцевальных движений, способствовать развитию навыков выразительного чтения стихотворений.
Действующие лица:
Ведущий- воспитатель.
Исполнитель ролей в кукольном театре- воспитатель.
Дед Мороз, Снегурочка, снеговик- родители, помощник воспитателя.

Воспитатель: Праздник Новогодний к нам пришёл сегодня,
Ёлочку зелёную ярко нарядил.
Вся сверкает льдинками, белыми снежинками!
Новый год веселье детям подарил!

Исполнение песни «Ай да, елочка», слова и музыка Л.Мочаловой
Воспитатель. Ребятки, смотрите, кто у елочки плясал, рукавичку потерял?
Детки, это вы? (нет)
Может, это кукла Таня? (нет)
Или это мальчик Ваня? (нет)
Может это пес Барбос? (нет)
Может Дедушка Мороз? (да)
Воспитатель поднимает рукавичку.
Воспитатель. Ребята, в ней что- то лежит. (Достает снежок). Посмотрите, какой красивый снежок, наверное, он волшебный, и он куда- то зовет нас. Воспитатель кидает снежок. Выходит Снеговик.
Снеговик. Здравствуйте, мои друзья.
Я торопился к вам на праздник.
Но налетел ветер – проказник.
Все дорожки он замел,
Еле я до вас дошел.
Спасибо вам, за то, что помогли и мне найти рукавичку (накануне в группе проводилось развлечение «В поисках рукавички» в рамках проекта «Рукавичка»).
Все хором. Здравствуй, снеговик.
Воспитатель. Снеговик, нам так понравилось с тобой танцевать, давай исполним танец «Лепим ком большой».
Воспитатель. Оказывается, снежок и правда волшебный, раз он тебе помог нас найти. Мы тебя ждали на нашем празднике, но у нас самого начала происходят какие то чудеса: то ветер все тропинки замел, то рукавичку Деда Мороза нашли. Что происходит?
Снеговик. Может, у Снегурочки спросить?
Воспитатель. А где же она? Может, снежок готов нам в этом помочь?
Воспитатель бросает снежок.
Снегурочка. Здравствуйте, а вот и я!
Я – Снегурочка, друзья!
К вам сегодня торопилась
И, конечно, нарядилась.
Будем с вами петь, плясать,
Вместе Новый год встречать!
Воспитатель. Здравствуй, Снегурочка. Мы с ребятками нашли рукавичку, а в ней волшебный снежок, он и привел нас к тебе. Но где же дед Мороз?
Снегурочка.
Шёл по лесу Дед Мороз,
Среди ёлок и берёз
Лёд на речке проверял,
Всех зверюшек забавлял.
Кормил зайчат, белок и синицу
И потерял там рукавицы.
Дедушка Мороз попросил меня прийти к вам на праздник, а сам остался рукавицы искать.
Воспитатель. Как же так? Какой же праздник без деда Мороза? Одну рукавичку мы нашли.
Волшебный снежок, может, ты поможешь подсказать, где же вторая рукавица Деда Мороза? Снежок предлагает нам взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова:
«Дружно за руки возьмитесь,
На полянке окажитесь».
Вы окажетесь на полянке и увидите, что в это время происходило с рукавицей.
Воспитатель. Готовы отправиться? Ну, тогда, беремся за руки, закрываем глазки и говорим слова.
«Дружно за руки возьмитесь,
На полянке окажитесь».

Дети открывают глаза, садятся на стульчики. Показ кукольного театра.
Воспитатель: Мышка по лесу бежала
Рукавичку увидала!

Мышка: Рукавичка хороша
Тёплая такая.
Будет жить в ней, поживать
Мышка полевая!

Воспитатель: Мышка в домике живёт
Тихо песенку поёт.
Слышит: кто- то к ней идёт…
А по тропочке лесной
Серый зайчик шёл домой,
Рукавичку увидал
В дверь тихонько постучал!

Зайчик: Эй, хозяева, пустите,
В рукавичку пригласите!
Обогреюсь, а потом
Вместе дружно заживём.

Мышка: В тёплом домике вдвоём
Нам и холод нипочём!
Заходи, зайчишка милый,
Угощу чайком с малиной!

Ведущий: Им не тесно в рукавичке.
Тут к друзьям летит синичка!

Синичка: Вот так домик - рукавичка,
Не широк и не высок.
Загляну- ка я, синичка,
В домик тот на огонёк
Тук - тук!

Звери хором: Кто там?

Синичка: Это я, лесная птичка,
Я - синичка невеличка!
В домик свой меня пустите
Сладким чаем угостите!

Мышка: Рады мы тебя пустить,
Обогреть и накормить!

Воспитатель: Ловко скачет по дорожке
Белочка лесная!
Хвостик пышный, в шубке рыжей,
Славная такая!

Белочка: Вот так терем - теремок,
Не широк и не высок!
Тук, тук, тук, откройте дверь.
Я совсем не страшный зверь!

Звери: Рады мы тебя пустить,
Обогреть и накормить!

Ведущий: Ах, какой хороший дом!
Стали жить в нём вчетвером!
Живут, поживают
И горя не знают!
Рукавичка всех согрела
Дружно жить - большое дело!

- Вот как рукавичка Деда Мороза помогла лесным жителям, согрела их!
Воспитатель берет рукавичку, обращает внимание на то, что животных там нет, они согрелись и убежали, значит можно взять рукавицу.
Воспитатель. Надо как то сообщить Деду Морозу, что мы нашли рукавицы, но как это сделать?
Снеговик. Давайте поиграем в снежки. Дедушка Мороз услышит наш звонкий смех и веселую музыку и найдет дорогу к нам.
Проводится игра в снежки под веселую музыку.

Входит Дед Мороз.
Слышу, слышу, вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
С Новым годом поздравляю!
Всем здоровья я желаю!

Все здороваются с Дедом Морозом.
Извиняюсь, опоздал.
Рукавички я искал.
Вы их случайно не видали?

Воспитатель. Дедушка Мороз, мы нашли твои рукавички.
Снеговик. Дети такие молодцы, они и мне помогли.
Воспитатель. Дети наши молодцы. Они ждали праздник, подарки, готовились, учили песни, стихи,
Дед Мороз. А я приготовил для вас угощения за вашу помощь.
Дед Мороз. А теперь давайте веселиться и встречать праздник. Встаем в хоровод.
Исполнение песни «Маленькой елочке холодно зимой», слова З.Александровой, музыка М.Красева.
Воспитатель. Дедушка Мороз, мы спели песню про то, что маленькой елочке холодно зимой, поэтому дети вместе с родителями приготовили для нашей елочки рукавички. Дети наденут рукавички на елочку, и ей будет тепло.
Дети украшают елочку рукавичками.

Дед Мороз. Какие молодцы! Вы всем помогли: и Снеговику, и мне, и елочке. Примите за это угощение.
Воспитатель. Дедушка Мороз, а в твоей рукавичке был волшебный снежок, он предлагает нам поиграть в игру «Догони рукавичку» (дети под веселую музыку передают рукавичку).
Дед Мороз. Молодцы, ребятишки, повеселили, устал даже!
Дед Мороз. А почему у вас на елочке нет огоньков? Надо это исправить.
Пусть от песенок весёлых.
От улыбок детворы
Зажигаются на ёлке
И гирлянды, и шары!
Не зажигаются!
- Давайте еще дружнее улыбнемся.
Дед Мороз произносит еще раз слова. Зажигаются огоньки на елочке.
Исполнение песни «Раз, два, три, елочка, гори».
Дед Мороз. В хороводе мы плясали,
А стихи вот не читали!
Кто же к ёлке подойдёт
И стишок нам свой прочтёт?
Дед Мороз садится на стул около ёлки.
Снегурочка предлагает детям рассказать стихи.
Дед Мороз. Молодцы, но что- то жарко мне стало, может морозца немного напустить.
Игра с Дедом Морозом «Заморожу».
Дети: А мы снега наберем, хорошенько нос потрем.
Дед Мороз: А как?
Дети: А вот так!
Дед Мороз: Застужу сейчас вам ноги - убежите по дороге!
Дети: Мы затопаем ногами, застучим все каблучками.
Дед Мороз: А как?
Дети: А вот так!
Дед Мороз: Если только захочу, ваши руки прихвачу!
Дети: Руки тоже мы согреем - мы похлопаем скорее!
Дед Мороз: А как?
Дети: А вот так!
Дед Мороз: Доберусь же я до вас, пустимся все лучше в пляс!
Дети: Ну что ж, не беда - любим мы плясать всегда!
Звучит русская народная песня. Дед Мороз и дети свободно пляшут. После танца дети садятся на места.
Снеговик. Дедушка Мороз, отдохни, а дети тебе еще стихи расскажут.
Дети читают стихи.
Снеговик. Дети, Дед Мороз, Снегурочка, давайте встанем в хоровод и исполним новогоднюю песню.
«Новогодняя хороводная», слова Ю.Леднева, музыка А.Островского

Дед Мороз. Да, здорово танцевать у елки целый год, но нам пришла пора прощаться. Мне с моими друзьями нужно поздравить всех детишек.
- Ой, а где же мешок с подарками? Опять чьи- то проделки?
Снеговик. Давайте попросим, чтобы снежок помог нам.
Дед Мороз говорит заклинание, просит детей повторить вместе с ним:
Ты, снежок, нам помоги,
И подарки принеси!
Дед Мороз. Вокруг ёлки обойду и подарочки найду!
Находит мешок, накрытый покрывалом.
А ну, ребята, по местам! Всем подарки я раздам!
Дед Мороз раздаёт подарки.
Дед Мороз.
Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора!
Много радости сегодня вам желаю, детвора!
Чтобы вы росли большими,
Чтоб не знали вы хлопот!
Снегурочка.
А мы с дедушкой Морозом
К вам вернёмся через год!
Снеговик. Ну что ж, друзья, прощаться нужно,
Всех поздравляю от души!
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши!

Все вместе: До свидания!
Приложение 4.
Беседа «Людям каких профессий нужны рукавицы, варежки, перчатки?»
Задачи: формировать (уточнять) знания дошкольников о профессиях, о том, людям каких профессий для работы необходимо использовать рукавицы, перчатки, варежки. Продолжать знакомить с разнообразием рукавиц, перчаток, варежек, их назначением и названиями: голицы, рабочие перчатки, медицинские перчатки, перчатки для повара, прихватки. Активизировать словарный запас детьми названиями перчаток, рукавиц, варежек. Развивать познавательный интерес через чтение стихов, отгадывание загадок, чтение произведений детских писателей о профессиях.
- Ребята, на занятии вы говорили о том, что перчатки, рукавицы нужны для работы. В каких случаях мы надеваем рабочие перчатки?
- Людям каких профессий нужны рукавицы? (рабочим, дворнику- голицы, дворнику).
- Люди каких профессий используют перчатки- воспитатель показывает перчатки, дети называют профессии людей (медицинские работники, продавцы, повара, пожарные- краги, уборщики помещений, слесари, механики).
- Для чего они используют перчатки? (чтобы не поранить руки, чтобы не испачкаться, не обжечь руки)
- Из какого материала изготовлены перчатки, рукавицы? (они связаны из ниток, сшиты из ткани)
- Из чего изготовлены медицинские перчатки или перчатки для уборки (из резины)
- Значит, они какие? (резиновые)
- Кто может сказать, что это за рукавица? (воспитатель показывает прихватку)
- Для чего нужна прихватка?
- Кто пользуется прихваткой? (повар, пекарь, мама, когда готовит дома еду)
Дети рассматривают изображения людей разных профессий.
В конце беседы дополняют коллекцию рукавиц, варежек и перчаток новыми образцами, еще раз называя их.

Приложение 5.
Обсуждение проблемной ситуации «Что будет, если после прогулки не посушить варежки?»
Цель: формировать навыки ухода за варежками и рукавицами, развивать навыки самообслуживания, беречь свои руки.
После прогулки воспитатель забывает положить свои варежки сушить. Вечером воспитатель достает варежки детей из сушильного шкафа и задает вопросы.
- Потрогайте ваши варежки. Какие они на ощупь? (теплые, сухие, мягкие)
- Посмотрите, что случилось с моими варежками? (они сырые, их не положили сушить)
- Какие они, потрогайте. (сырые, холодные, неприятные).
- Что произойдет, если я надену свои сырые варежки и пойду в них на улицу? (руки замерзнут)
- Почему это произойдет? (на морозе капельки влаги начнут замерзать)
- Какой сделаем вывод? (не забываем сушить варежки после прогулки, а не убираем их сырыми в шкафчик)

Приложение 6.
Ситуативная беседа «Да здравствует мыло душистое, да полотенце пушистое»
Задачи: воспитывать у дошкольников культурно- гигиенические навыки на примере произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»; способствовать умению называть предметы, необходимые для гигиены: мыло, полотенце, мочалка, губка, зубная паста, зубная щетка; познакомить с разновидностью мочалок, а именно мочалка- варежка, мочалка- перчатка. Продолжать пополнять коллекцию рукавиц, варежек и перчаток новыми экспонатами.
Сюрпризный момент: в гостях у детей Мойдодыр (изображение).
Мойдодыр. Здравствуйте, дети? Вы узнали меня?
- Из какой сказки я к вам пришел?
- Про кого это произведение?
- Кто автор произведения?
- Почему от мальчика убежали предметы?
- Давайте перечислим, что от него убежало.
- А вы всегда умываетесь по утрам?
- Умываться нужно только утром?
- Когда надо мыть руки?
- А все ли из вас чистят зубы?
- Назовите принадлежности, необходимые для того, чтобы содержать свое тело, лицо, руки, волосы и зубы в чистоте.
- Какие бывают мочалки?
- А я вам покажу интересные мочалки.
Воспитатель показывает варежку- мочалку и перчатку- мочалку.
- Сравните наощупь обе мочалки (варежка жесткая, перчатка- мягкая).
Воспитатель еще раз подводит детей к выводу, что нужно всегда быть чистыми на примере отрывка из произведения «Мойдодыр».
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
Да зубной порошок,
Да густой гребешок».
Дети пополняют коллекцию рукавиц, варежек и перчаток.

Проблемные вопросы на прогулке.
- Что будет, если вы забудете надеть варежки?
- Нужны ли они людям? Зачем?
- Чем можно заменить варежки?
- В чем теплее: в варежках или перчатках? Объясните, почему?
- Почему у рукавиц и варежек есть один «маленький домик» и один «большой домик»?
- Рассматривание варежек, рукавиц: сравнение их по материалу, цвету, размеру, рисунку.
Игровые ситуации: «Кто быстрее спрячет пальчик?», «Кто быстрее оденет варежки, перчатки на прогулку?»
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Покажем кукле, как надо одеваться» (младшая, средняя группы); «Найди пару рукавичке», «Дорисуй узор на рукавичке», «Найди две одинаковые рукавички» (средняя старшая, подготовительная группы), работа с раскрасками (все группы).
Мероприятия.
Организация выставок: «Рукавички для мамы (папы, брата, сестры)»,
«Коллекция рукавиц, варежек и перчаток», «Рукавички для елочки».
Работа с педагогами, родителями:
- Показ открытого занятия для педагогов «Знакомство с историей рукавички и варежки».
- Участие родителей в конкурсе новогодних поделок «Рукавички для елочки».
(Использование рукавичек для игровой деятельности детей после проведения выставки и новогоднего представления).
- Участие родителей в развлечении «В поисках рукавичек».
- Участие родителей в новогоднем представлении для детей «В поисках рукавичек Деда Мороза».

Просмотр Мультфильма «Варежка».
Драматизация сказки «Рукавичка» (настольный театр из капсул).

Изготовление книжки- малышки со стихами, загадками, рисунками про рукавички, варежки и перчатки «Ай, да рукавичка!»


Чтение стихов, заучивание стихов, заучивание стихов по мнемотаблице, отгадывание загадок, чтение сказки «Рукавичка».
Освещение проектной деятельности в школьной газете «Мелом».
Создание фотоотчета проекта.

Рекомендуем посмотреть:

Новогодний проект во 2 младшей группе детского сада Проект для детей младшей группы на тему: Новый год Проект в детском саду в младшей группе. Тема: Зима Проект в детском саду "Ёлочка-красавица в гости к нами пришла". Младшая группа
Участник №6 творческого конкурса для педагогов «Зимние забавы» с 1 декабря 2022 года по 28 февраля 2023 года
Сценарий осеннего праздника в разновозрастной группе детского сада современный
Опубликовано: 672 дня назад (19 февраля 2023)
Просмотров: 1229
Рубрика: Проекты
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Наталья # 4 января 2024 в 09:31 0
Браво! Отличный материал!