Организация деятельности детей средней группы по формированию безопасного поведения в быту
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы по формированию безопасного поведения в быту
Материал предназначен для педагогов детских садов, педагогов коррекционных групп.Дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и своевременно предотвратить причины ее возникновения.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучить адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.
Работа по формированию безопасного поведения детей должна носить системный характер.
Если не формировать у детей основы безопасного поведения в быту они не смогут научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации, не смогут ориентироваться в окружающем пространстве.
Успех в работе по обучению безопасности детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те понятия, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи, и в условиях поисково-исследовательской деятельности, которая наиболее приемлема, так как схожа с игровой.
Цель нашей работы - в доступной форме сформировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения в быту, вооружить умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей;
- формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
- научить соблюдать определенные правила поведения в различных жизненных ситуациях;
- стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности, принятию самостоятельных решений;
Возраст 4-5 лет – это период впитывания и накопления различных понятий. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность.
Поэтому работу по воспитанию безопасного поведения в быту нужно начинать с накопления первичных компетенций об опасностях и поведения в них, затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Содержание работы по формированию навыков безопасного поведения в быту позволили определить результаты обследования.
Выявить уровень осведомленности, интересов, степени сформированности практических умений и навыков ребят помогли тестовые вопросы, беседы, разбор проблемных ситуаций («Что нельзя трогать дома?», «Как разогреть еду?» «Чем забить гвоздь?» «Если ты порезался» и др.).
Главными объектами познавательно-исследовательской деятельности стали опасные предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей:
1. предметы, которыми категорически запрещается использовать (спички, газовые или электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.);
2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).
И конечно всевозможные ситуации, и другие предметы домашнего быта, которые могут представлять опасность.
Разработали план организации познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет по формированию безопасного поведения в быту включающий на подготовительном этапе:
- беседы: «Как вызвать полицию», «Если ты один дома»,
- чтение детской литературы, занятия: «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Если «чужой» приходит в дом» и др.,
- рассматривание картинок, рассматривание фотографий самих детей в опасных ситуациях (смоделированных),
На этапе проведения познавательно-исследовательской деятельности:
- анализ заданных ситуаций: «Почему нельзя прятаться в шкафу для одежды», «Что делать, если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из - под шкафа»;
- игровые тренинги: «Предметы бывают разные-опасные и безопасные», «Незнакомец стучится в дверь»,
- игры с правилами «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме»,
- дидактические, подвижные, проблемные игры;
- беседы обсуждения после просмотра обучающих презентаций «Опасные предметы в быту», «Кто стучится в дверь», «Убережем себя от беды»;
- комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов;
- проблемные ситуации, например: «Почему нельзя зажигать свечи на елке?», «Дым в группе, дым из соседнего дома, твои действия?», которые ставятся перед детьми заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обобщать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.
С целью закрепить умение набирать телефон экстренной помощи сообщить о случившемся, назвать свой адрес помогает разбор проблемной ситуации «Что делать если...». Таким образом, дети вовлекаются в познавательно-исследовательскую деятельность с помощью разнообразных средств.
- обсуждение обучающих мультимедиа-презентаций («Опасные предметы в быту», «Кто стучится в дверь», «Убережем себя от беды» и др.) мультипликационные сериалы («Стасик и его друзья», «Фиксики» «Уроки тетушки Совы», «Уроки Аркадия Паровозова», «Барбоскины», «Лунтик» и др.), которые раскрывают темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома.
- Игры-эксперименты, например: Игра «1,2,3, что может быть опасно — найди» и др. помогают закрепить представления об источниках опасности в доме, развивают сообразительность, внимание.
- Занимательные опыты: «Что будет если зажечь свечу на елке», «Если оставить включенным утюг», «Если попробовать на вкус лекарства», «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?», помогают увидеть на практике что может произойти в различных случаях, объясняют свойства предметов, дают возможность ощутить реальную опасность.
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Пожарные» и др. позволяют моделировать типовые варианты бытовой обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, возможность применить их на деле, и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
В игре и в совместной деятельности закрепляем правила безопасного использования предметов в быту.
- Игры-эстафеты («Отважные пожарные») учат детей быстро реагировать на опасность, преодолевать препятствия: пролезая через обручи, через модули, добраться до стены, позвонить в колокольчик и вернуться обратно.
В результате познавательно-исследовательской деятельности дети учатся устанавливать элементарные причинно-следственные связи, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни.
Активно привлекаем родителей к работе по формированию безопасного поведения детей в быту, проводим тематические родительские собрания, распространяем памятки, буклеты, используем для информирования чаты. Выработанные в детском саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье.
Таким образом благодаря организации познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы по формированию безопасного поведения в быту происходит успешное обучение детей осознанному и ответственному отношению к выполнению правил безопасного поведения, дети вооружены основными умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Рекомендуем посмотреть:
Досуг по пожарной безопасности в старшей группе ДОУ. КонспектПохожие статьи:
Опубликовано: 297 дней назад (30 января 2024)
Просмотров: 342
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!