Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Особенности межличностного восприятия при общении на сайтах знакомств

Педагогическая статья. Особенности межличностного восприятия при общении на сайтах знакомств
В связи с глубоким проникновением глобальной сети во все сферы межличностного взаимодействия, а также доступности и популярности цифровой фотографии возрастает роль восприятия человека по фотоизображению.
Сотни тысяч сайтов во всём мире предполагают ситуацию межличностного оценивания по фото: социальные сети, сайты знакомств, блоги, а также многие деловые Интернет-ресурсы. Особо следует отметить значимость исследований субъективных моделей личности в контексте формирования романтических отношений с учётом современной трансформации феномена знакомства и появления новых видов общения. В частности, речь идёт о непрерывной популяризации сайтов знакомств, охватывающих в настоящее время более 15% населения России репродуктивного возраста. Было показано, что решающую роль в принятии решения о знакомстве на таких сайтах играет именно физический облик, и даже предварительный просмотр анкет базируется на оценке привлекательности фотографий.
Представляется важным выделить общие тенденции в восприятии электронного изображения человека в силу использования изображения лица участника взаимодействия, как иногда единственного доступного визуального образа, фигурирующего в Интернет-общении. Взаимодействие посредством компьютера чаще осуществляется путем передачи текста собеседнику, но электронный текст не отражает физического облика. Электронные изображения являются единственным сигналом, передающим физический облик другого человека.
Проблему социальной перцепции лица человека в последнее время изучают по нескольким направлениям: адекватность восприятия другого человека, взаимосвязь особенностей личности воспринимаемого и воспринимающего, восприятие эмоций на лице. В то же время, социально-психологические особенности социальной перцепции лица человека остаются не изученными.
Повышение социальной мобильности, увеличение объёмов доступной информации и ускорение темпа жизни определяют современную тенденцию эфемеризации отношений (Э. Тоффлер, 2008), которая приводит к сокращению времени общения между людьми, необходимом для принятия конкретных межличностных решений, возникновения чувств и т.п. В итоге снижается значимость признаков, требующих длительного времени для изучения, и усиливается значимость наглядных признаков, в первую очередь, всех характеристик физического облика. Данные признаки позволяют выносить достаточно много суждений о личности незнакомого человека и зачастую становятся определяющими для формирования дальнейших межличностных отношений. Отсюда возникает очевидная необходимость в исследованиях субъективных моделей личности, формируемых на основе непосредственного восприятия физического облика.
Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по внешности неразрывно связано с феноменом физической привлекательности. Физическая привлекательность является важнейшим фактором формирования эмоциональных отношений, а также регулятором социальной интеракции и коммуникации (А.А. Бодалёв, 1983; В.Н. Панфёров, 1982; Л.Я. Гозман, 1987).
Интерес к вопросу о физической красоте человека и её роли в общении и взаимодействии появился задолго до возникновения научной психологии, однако до сих пор не выработано ясного и непротиворечивого понимания природы, механизмов и функции физической привлекательности. На современном этапе развития науки активные исследования, связанные с телесной привлекательностью, начались в 60-х годах XX века в социальной психологии (Э. Бершейд, Э. Уолстер) и в 80-х — в ряде биологических дисциплин. Несмотря на намечающееся сближение двух этих достаточно развитых подходов, их определённая рассогласованность остаётся и поныне, что, естественно, препятствует продуктивному познанию такого сложного феномена как физическая привлекательность. В частности, зачастую процесс познания другого человека на основе восприятия внешности сводится лишь к оценке физической привлекательности, хотя в действительности это многогранное явление, включающее в себя большое количество компонентов.
Восприятие личности незнакомого человека по фотографии при общении в Интернет предоставляет достаточно социально-психологической информации для принятия решения о возможности построения межличностных отношений. Видимые морфологические признаки определяют приписывание личностных черт и оценку привлекательности, а личностные атрибуции совместно с физической привлекательностью детерминируют решение о знакомстве.
Ключевым компонентом в структуре субъективного образа - личности, формирующегося при восприятии фотоизображения; является комплекс черт, отражающий содержание стереотипа физической привлекательности. Данный компонент оказывает наибольшее влияние на принятие межличностных решений при общении на сайтах знакомств.
Содержание стереотипа физической привлекательности не универсально. Его проявление, как по объёму, так и по содержанию в значительной степени определяется полом объекта и субъекта восприятия, а также социокультурными факторами.
При общении на сайтах характер влияния физического облика на принятие решения о знакомстве определяется установкой, создаваемой содержанием анкетных данных и первого прочитанного сообщения: она может, как усиливать, так и нивелировать конкретные аспекты воздействия внешности на межличностные решения.
Таким образом, принятие межличностных решений на сайтах знакомств определяется взаимодействием факторов физической привлекательности, субъективной модели личности и содержанием сообщений.

Литература:
1. Мелешников, А.А. Атрибутивные модели физического облика: структура и детерминанты / А.А. Мелешников // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. – 2008. – Том 14. – С. 195-197.
2. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М., 1998. - 557 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. –
М., 1960. — 486 с.
4. Андреева, Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии / Г.М. Андреева. //Вопросы психологии. 1979. - № 6. - С. 26-38.
5. Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. Межличностное восприятие в группе / Г.М. Андреева. М., 1981.

Рекомендуем посмотреть:

Николай Корф. Педагогические идеи Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности Цитаты Ушинского Права и обязанности учителя

Похожие статьи:

Визитная карточка учителя на конкурс

Высказывания о воспитании детей

Высказывания о самовоспитании, воспитанности и этикете

Высказывания о здоровье, вредных привычках и пороках

Педагогическая статья. Виртуальные миры
Опубликовано: 3207 дней назад (12 февраля 2016)
Просмотров: 1315
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!