Обучение дошкольников правилам дорожного движения в детском саду
Обучение дошкольников правилам дорожного движения. Работа с родителями по правилам дорожного движения
Знакомство ребёнка с дорожно-транспортной средой имеет свои особенности. Для этого ему важен личный опыт, испытание на себе этой среды, как он испытывал огонь свечи или горячую пищу. Однако последствия ДТП нельзя испытать на себе лично, оно не адекватно лёгкому ожогу. Поэтому личный опыт должен быть заменён опытом, накопленным обществом, путём проведения превентивных мер по предварительному обучению детей безопасному поведению на дороге.Слово «общество» употреблено в этом вопросе не случайно. Обеспечение безопасного поведения ребёнка на дороге должно быть частью государственной программы обеспечения безопасного движения на дороге всех людей. Каждый родитель заботиться о своём ребёнке, а государство (общество)заботится обо всех детях. Обществом является всё : папы, мамы, бабушки, дедушки, взрослые, водители, средства массовой информации, специальные журналы и газеты, отчёты, справочники и руководства для разработки мер по безопасности движения, тематические конгрессы и конференции, месячники безопасности дорожного движения, специальные учебные заведения.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное - он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасное™ на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они описаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Воспитатели дошкольных учреждений по тому воздействию, которое они ока-зывают на ребенка, идут следом за родителями. Порой они дома что-то делают или не делают именно потому, что так сказала их любимая воспитательница. Их авторитет порой ставится выше, чем авторитет родителей. Именно это воспитатели должны максимально использовать и учитывать, когда они ведут работу но воспитанию у ребенка навыков безопасного поведения на дороге.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, по¬
могут ему несколько позже приобрести знания.
Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, гак и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.
Знания - это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые" он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных,используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить. * Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет. Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее«попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребенка. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребенка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения -приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.
В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавливает, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как действовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешехода от возможных грубых ошибок, что подтверждает статистика ДТП!
Задача любого воспитателя - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге -главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:
- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка
огорчить их своим поведением;
- показать возможные последствия лично для ребенка;
- использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
- активизировать его творческую саморегуляцию;
- развивать его мыслительные (умственные) навыки.
К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы,
воспитателя»;
- «Я буду хорошим пешеходом»;
- «Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТ11. Использовать эти возможности — задача воспитателя.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:
- знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.
- знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности
- педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Я целенаправленно организовала свою работу по выполнению этих рекомендаций. И уже через год ощутила положительные результаты, убедилась, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста.
Мной составлен перспективный план по обучению детей всех возрастных групп правилам дорожного движения, разработаны памятки, состоящие из двух разделов: 1) Что должны знать воспитатели; 2) Что должны знать родители
Перспективный план и памятка позволили правильно, в соответствии с «Программой» отобрать материал для работы с детьми.
Раз в два года с помощью работников ГИБДД мы проводим семинар, на котором воспитатели слушают выступления из опыта работы, получают рекомендации по использованию новых диафильмов, художественной и методической литературы.
В моей работе стали системой совместные встречи коллективов дошкольного учреждения и школы с сотрудниками ГИБДД. На них сотрудники ГИБДД рассказывают о дорожных происшествиях, их причинах, рекомендуют педагогам, на что следует обратить особое внимание в своей деятельности, а воспитатели и учителя рассказываю! о состоянии обучения детей правилам дорожного движения.
Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия. Создавали мы их постепенно. Вначале сшили костюмы, нагрудники с изображением различного вида транспорта, сделали светофоры для занятий и игр, приобрели жезлы регулировщика. Изготовили небольшой макет части города для упражнений детей в правильном переходе улицы. Для занятий приобрели разные виды грузовых и легковых автомобилей, фургоны, автобусы и другие виды транспорта. Укреплена материальная база. На территории сада оборудовали автогородок. Отвели специальное помещение, где размещены дидактические и настольные игры, атрибуты к сюжетно- ролевым играм, макеты города.
Взяв за основу специальную методическую детскую литературу я разработала конспекты, беседы о правилах дорожного движения. Большое внимание уделяю составлению логических задач, подборке дидактических nip. Разработала карточки оборудования занятий по обучению детей правилам дорожного движения.
Обучение детей правилам дорожного движения проводятся с первой младшей группы. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля; у них формируются пространственные ориентировки, умения различать красный и зелёный цвета. Всё обучение детей проводится в игровой форме. Так, при проведении дидактической игры «Красный - зелёный» воспитатель говорит детям: «Ты, Алёша, вместе со своим другом Мишуткой идёшь в гости к бабушке. Когда я покажу зелёный кружок, вы с Мишей идите, когда я покажу красный кружок - стойте». Такая игра, по с разными игрушками проводилась с детьми несколько раз. Дети хорошо научились различать красный и зелёный цвета. Потом им объяснили, почему при зелёном цвете светофора надо идти, а при красном стоять.
Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, продолжаю работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учу их различать грузовые и легковые машины, закрепляю умение называть части автомобиля.
Дети на прогулках наблюдают за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации с изображением машин называют их.
Используя игры с не сложными правилами и сюжетом, закрепляю у ребят умение различать красный, зелёный и жёлтый цвета, учу ориентироваться в пространстве, знать понятия «далеко, близко, вверху. внизу, слева на право, справа на лево».
В игровых ситуациях учу детей правильно входить в автобус к выходить из пего. В качестве транспорта использую модели «автобуса» </ «трамвая», которые сделали родители.
Много внимания уделяю индивидуальной работе с детьми: рассматриваем картинки, игрушки, изображающие автобусы, машины, светофор. В беседах с детьми выясняем, на каком транспорте они ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель.
Знания, приобретённые детьми в младших группах, расширяются и углубляются в последующих. Гак, в средней группе дошкольники должны были знать где могут ходить люди и где ездить машины. Почему? В этой группе детям впервые объясняли для чего нужен светофор. Они рассматривали игрушку — светофор, иллюстрации с изображением светофора. Во время прогулки ходили к ближайшему перекрёстку, наблюдали за работой светофора, рассказывали о назначении его световых сигналов (зелёный разрешает ехать автомашинам и идти пешеходам, красный запрещает, а жёлтый предупреждает о томя, что сигнал сейчас переменится). Дети видели, как с помощью светофора регулируется движение машин, людей. Полученные знания закреплялись в дидактических играх и упражнениях, а также на занятиях. Например, на занятиях физкультурой дети играли в игру «Найди свой цвет» с использованием цветных флажков, светофоров с одним зажженным световым сигналом.
Дорожное движение требует от человека большого внимания, поэтому значительное место в играх я уделяю его развитию у детей, задавая им вопросы тина: «Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушёл?», «Сделай, как было» и др.
Дети средней группы впервые встречаются с сотрудниками ГИБДД, которые в доступной форме рассказывают им о том, как строго они следят за тем, чтобы водители и пешеходы выполняли правила дорожного движения. Дети рассматривают их машину, узнают о назначении цветового сигнала фонаря па крыше машины.
Из года в год знания, приобретённые детьми расширяются. В старшей группе ребята знакомятся с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого использую целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы.
Много внимания уделйю ознакомлению детей с дорожными знаками. Некоторые ребята, родители которых имеют автомашины, довольно хорошо знают назначение тех или иных дорожных знаков и охотно помогают усвоить их другим. Мы начинали работу с ознакомления дошкольников с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»; Затем запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Въезд запрещён». Во время игр е «транспортом» дети узнают предписывающие знаки: «Круговое движение», «Движение только прямо», а также указательные: «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пешеходный переход». Обращаю внимание на то, что знак «Пешеходный переход» есть в предупреждающих и указательных знаках, но назначение его разное. Предупреждающий знак предназначен для водителей: «Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость, следите за дорогой», а указательный знак помогает пешеходам: «Не переходите дорогу в не положенном месте, рядом пешеходный переход». Внешне эти знаки разные, одинаков лишь рисунок.
В старшей группе знакомлю детей с работой регулировщика. В нашем городе на сверх основных перекрёстках установлены светофоры, поэтому видеть работу регулировщика невозможно. Снова обратились в ГИБДД с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят, рассказать, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик сто;/:v в центре, какое движение жезлом он делает, чтобы разрешить движение или запретить его. Чтобы закрепить и расширить знания детей о работе регулировщика, показали два диафильма «А ты знаешь?» и «о профессии регулировщика», читали главы из книги Б.Житкова «Что я видел» и С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
Дети получили чёткое представление о том, что правила предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизней и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их: ходить только по правой стороне, иначе натолкнёшься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только гам, где имеется пешеходный переход, при двустороннем движении транспорта переходить дорогу посмотрев сначала на лево, а дойдя до середины дороги - на права, ожидать транспорт только на специальной остановке.
Свои знания о правилах дорожного движения дети отражают в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, они рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр ребята не только закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в общественном транспорте: уплатить за проезд, не садиться, если стоит взрослый и т.д. Для закрепления знаний детей правил дорожного движения провожу викторины, в которых использую логические задачи. Например: «Петя и Коля бегут по тротуару, на встречу им идёт женщина с сумкой. Ребята не заметили женщину, столкнулись с ней, женщина выронила сумку. Петя с Колей подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что правильно? Что должны были сделать ещё?»
В подготовительной к школе группе проводится работа по закреплению знаний детей правил дорожного движения, полученных в предыдущих группах (дети решают логические задачи, выполняют игры упражнения). На территории детского сада имеется автогородок, где наши дети имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с поставленными дорожными знаками. Площадка, оборудованная действующим светофором, дорожными знаками, детским транспортом, различными постройками, привлекает детей, позволяет играть почти всей группой: водителям надо отремонтировать машины на станции технического обслуживания, заправить их бензином, заехать в пункты медицинской помощи, питания - везде их ждут. Любимая роль детей в этой игре сотрудник ГИБДД, который следит за движением машин и пешеходов на дороге.
Я разъясняю дошкольникам, как важно не только знать, но и следовать правилам дорожного движения им, как будущим школьникам, Скоро они самостоятельно, без родителей, должны будут ходить по улицам города в школу. После беседы проводим обучающую игру «Мы идём в школу». Игая, дети упражняются в переходе дороги гам, где нет светофора, используя «остановки безопасности». Работу проводимую по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения, связываю с развитием речи. В подготовительной к школе группе в течении года несколько раз планирую занятия, на которых дети составляют рассказы на темы: «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Алёшина дорога в школу» и др. рассказы детей построены на знании правил дорожного движения.
Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения нам помогают родители.
Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего болылого человеческого общества.
Ф. Адлер
Родители должны дать ребёнку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человек;! внешней среде, в том числе и в дорожно- транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации очень меняются.
Ребёнка нет дома, и у матери болит душа: всё ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растёт. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребёнком, научить считать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребёнка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребёнок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведёт к травме или гибели ребёнка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведёт к травме или гибели ребёнка, очень большая». В этой стране и других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребёнка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Нвропы ребёнок сдаёт в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране- тысячи. Не говорите, что это маленькие страны- у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в пашей.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа,- правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в возрасте от семи лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасти до семи лет, когда родители ребёнка водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребёнком делают первый шаг на проезжую часть дороги.
Любой член семьи с ребёнком, которого он держит за руку, или ребёнок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребёнок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своём сознании эту дорожную ситуацию зафиксируем. Если можно с напой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И ещё хуже, если так сделали мама или папа- значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребёнка, помните! Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге- основу возможной будущей трагедии.
Но своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои правила, и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребёнка за руку, проходит весь маршрут и объясняет весь порядок его прохождения. Затем ребёнок должен взрослого члена семьи провести но маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребёнка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребёнок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребёнок при этом не должен знать, что за ним ведётся контроль.
Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что всё будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создаёт в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребёнка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал всё, чтобы мой ребёнок ходил самостоятельно».
Мною разработаны памятки для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге, их используют во всех возрастных группах нашего детского сада. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть привычную недооценку угрозы детского травматизма, привычную веру в то, что с его ребёнком несчастного случая не произойдёт, и которые готовы выделить хоть немного времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.
Па общих и групповых родительских собраниях выступаю!' сотрудники ГИБДД, подчёркивая необходимость обучения детей правилам дорожного движения, а также ответственность родителей за сохранность жизни и здоровья детей. Дают советы и рекомендации.
Па консультациях я знакомлю родителей с содержанием работы по изучению дошкольников правилам дорожного движения, в панках-передвижках помещаю практические материалы: стихи, списки литературы. С помощью родителей изготовлены многие атрибуты: дорожные знаки, плоскостные фигуры, костюмы и др.
В результате проведённой работы родители не только следят за тем, чтобы их дети соблюдали правила дорожного движения, но и сами их выполняют.
Выпуская детей в школу, я знаю, что мои воспитанники умеют ориентироваться в окружающей обстановке. Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения моими воспитанниками.
Рекомендуем посмотреть:
Развлечение по ПДД в средней группе детского сада. Сценарий Сценарий развлечения по ПДД для детей младшего дошкольного возраста Сценарий развлечения по ПДД для детей 1 младшей группы Конспект занятия по ПДД в детском садуПохожие статьи:
Конспект занятия в 1 младшей группе. Правила дорожного движения
Праздник по ПДД в подготовительной группе
ПДД в детском саду. Старшая – подготовительная группа
Конспект занятия по ПДД в старшей группе. Знаки в жизни человека
Конспект занятия по ПДД в старшей группе. Для чего нужны дорожные знаки
← Конспект ОД по математике в детском саду в старшей группе с презентацией | Сценарий зимнего спортивного праздника на улице в старшей группе детского сада →
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (3)
|
|
||
|
|
||
|