Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для школьников 7-8 класса. Монологи о войне
Монологи в прозе о войне. Постановка "А зори здесь тихие"
Описание:
Инсценированный отрывок из повести Бориса Васильева (длительность 7:56)
В процессе подготовки к последнему звонку, сценарий которого я стараюсь сделать всегда совместно со старшеклассниками, у нас возникла идея. Она как будто сама собой сформировалась в отдельный проект. Из простого "номера для учителя истории и обществознания" она выросла до "самостоятельной постановки ко Дню Победы". Не могу не поделится. Считаю этот номер заслуживающим внимания.
Эта постановка пригодится для работы педагогам дополнительного образования, учителям русского языка и литературы, работникам библиотеки, классным руководителям для мероприятий, посвященных военной тематике. А может быть и абитуриентам, поступающим в театральные ВУЗы или студентам этих ВУЗов.
Цель:
Развитие навыков сценической речи и ее эмоциональной составляющей при подготовке номера для концерта, посвященного Дню Победы.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитать уважительное отношение к ветеранам у старшеклассников. А так же дать возможность детям «прикоснуться» к военной эпохе.
2. Научить работать с прозой и через восприятие текста выражать сильные эмоции.
3. Отработать актерские навыки, научить приемам словесного действия и сценарного мастерства в процессе работы над постановкой.
4. Создать атмосферу для коллективного творчества.
Ход работы:
1. Выбор темы. В ходе обсуждений номера наш выбор пал на героев повести "А зори здесь тихие." По многим причинам: они примерно того же возраста, что и наши девушки, у всех яркие и непохожие на друг друга характеры и у каждой своя история.2. Роли распределили путем жеребьевки и стали собирать информацию. Каждая девушка самостоятельно читала и изучала свою героиню. Они смотрели фильм (обе версии), нашли в интернете аудиозаписи , озвученные профессиональными актерами. Сами принесли мне истории всех девушек, попавших в военную действительность почти сразу со студенческой скамьи - недавних школьниц.
3. Мы несколько раз перерабатывали тексты, чтобы они превратились в монологи и резали их. Ведь - краткость сестра таланта. Искали главную мысль каждого монолога. Нужно сказать, что за дело взялись наши самые активные участницы школьных мероприятий: ведущие концертов и детских утренников. Но некоторые девушки открылись для меня только в этом проекте.
4. Расставляли паузы. Работали над каждым предложением: где поставить смысловое ударение во фразе, где замедлить, а где ускорить темп и т.д.
Жесты, мимика, "смысловая нагрузка слова"... все обсуждалось, отсекалось, добавлялось, переставлялось местами. И вот, что у нас получилось:
Сценарий "А зори здесь тихие..."
Фоном звучит романс "Жди меня и я вернусь"На сцене в разных местах сидят девчата, занимаются каждая свои делом: пишет письмо, читает книгу, зашивает гимнастерку, играет а гитаре, делает прическу....
Тут раздается стук подошв, все поворачиваются .
Вероника:
"Это наша Соня топает!"
На сцену выходит Соня, читая на ходу томик Блока, девчата хихикают.
Соня Гурвич:
А топали сапоги потому, что я никогда их не носила и получила в каптерке на два номера больше. Но наша семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже папа не знал, за какие уши их надо тянуть…
На дверях нашего маленького домика висела медная дощечка: «ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ». И хотя папа был простым участковым врачом, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам привинтил к дверям.
У нас была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была.
Еще в университете я носила платья, перешитые из платьев сестер. Длинные и тяжелые, как кольчуги… Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму. И сапоги — на два номера больше.
Я и в зенитчицы попала случайно. Фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц нет.
Галя Четвертак:
Да, я из детдома, и фамилию мне дали там же, потому что в четверть меньше всех ростом была. В десять лет я стала знаменитой: устроила скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Конечно, нападение бородатого дядьки - все это выдумка. А потом слава прошла, но потом по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. А не врать я просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность. Повзрослев, я стала спокойнее, даже согласилась петь в хоре, хотя в душе мечтала о сольной партии, красивых платьях и популярности. Война застала меня на третьем курсе, и в первый же понедельник наша группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а меня не хотели брать воевать, потому что не подходила под армейские стандарты ни ростом , ни возрастом. Но, главное, не сдаваться! Я упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил в зенитчицы. Осуществленная мечта всегда лишена романтики.
Лиза Бричкина:
А я все свои 19 лет провела в ощущении счастья. Жила на кордоне, с отцом. Он у меня лесником был. Мама умерла перед войной. Сильно болела, задыхалась от кашля. Дело мое было обычное: прибиралась в доме, готовила обед, обходила отцовские кварталы... Подруги мои, окончив школу... кто уехал учится, кто вышел замуж... А я ждала завтрашнего дня. Каждое утро просыпалась в ожидании какого-то чуда. А тут война. А потом я влюбилась...
Вероника:
Влюбилась наша Бричкина! В старшину влюбилась!
Рита Осянина:
Девчонки, а я ярче всего помню школьный вечер, встречу с героями пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнутся. А потом...Потом он пошел меня провожать, и я схитрила. Я повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж. Причем не за кого-нибудь, а за красного командира пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете...Эта проклятая война! Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что куда важнее чем я, мой муж, который геройски погиб во второй день войны... А если мои сын останется сиротой, мой маленький сын, в этом огромном и страшном мире..... Я все время думаю о нем: " Как переживет он войну? И как потом сложится его жизнь?"
Женя Комелькова:
Как тяжело любимых потерять,
Увидеть, как пронзают пули их тела.
Как страшно видеть смерть и промолчать
И знать, что ничего вернуть назад нельзя.
Увидеть, как сестренку добивают,
Но не увидеть жалости в глазах убийц,
Как тяжело в войну бывает,
Уж я то знаю. Я - боец!
Шутила и смеялась всю дорогу,
Ни страха, ни усталости в глазах.
И одному лишь было видно Богу,
Как всё болит внутри, там, глубоко впотьмах...
Так что к этим сволочам немецким у меня свой личный счет имеется! Маму, сестренку, братишку... всех из пулемета уложили. И я совсем одна осталась.... И сказала я себе тогда: патроны кончатся - прикладом добью, мертвой буду - а зубами загрызу....
Монолог Женьки обрывает звук автоматной очереди, все девушки встревожено оглядываются, встают со своих мест и выстраиваются в одну линию и пятеро из них делают шаг вперед
6. Перед выступлением мы еще раз проговорили задачу каждой героини повести и кратко попытались обозначить ее:
* У Сони: чудесное теплое защищенное детство, воспоминания о котором спасали от ужасов войны.
* У Гали: мечты и планы с ноткой авантюризма и реальность, которая не соответствует ее представлениям.
*У Лизы: романтичность и очень добрая душа, которая и среди войны сумела найти влюбленность.
*У Риты: резко оборвавшаяся любовь и материнство, и страх за сына.
*У Женьки ..... вот тут мы поспорили.
У всех после прочтения повести отложилось в понимании этакая "боевая девчонка, фронтовая подруга...". А мне виделась полнейшая незащищенность. Девчонка, генеральская дочка, у которой на ее глазах расстреляли всю семью, которая осталась одна одинешенька посреди войны и пыталась выжить, как сумела. И я попросила Настю рассказать об этом. У нее получилось очень хорошо.
Среди зрителей было много детей начальной школы (2-3 класс), но плакали все: и взрослые , и дети. И сами девчонки уходили со сцены в слезах.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ.
Мы решили не говорить о смерти, мы захотели, чтобы в памяти зрителя девчата остались живыми.
P.S. Сами монологи получились недлинные, т.к. мы ориентировались на возраст зрительской аудитории. Наверное, это было самым сложным: сократить текст и втиснуть его в заданные временные рамки, но не потерять одновременно главную мысль каждого отрывка.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий концерта ко Дню Победы 9 мая в школе Митинг на День памяти и скорби Интеллектуальная игра на тему 9 Мая - День Победы. Сценарий для 7-8 класса Сценарий вечера встречи с ветеранамиПохожие статьи:
Фестиваль военно-патриотической песни в школе. Сценарий
Беседа к 9 мая – День Победы, 7-8 класс
Литературно-музыкальная композиция на День Победы, 8 класс
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая для школьников 8-11 класса
Автор: Наталия Юрьевна Мурашова
Опубликовано: 3147 дней назад (12 мая 2016)
Просмотров: 5379
Блог: Блог Наталии Мурашовой
|
+8↑ Голосов: 8 |
Комментарии (8)
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|