Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе. Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента
Конспект НОД по изобразительной деятельности. Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»
Цель: ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения.Задачи.
Обучающие.
- Познакомить детей с составлением узоров из различных элементов коми - пермяцкого орнамента.
Развивающие.
- Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, воображение.
Воспитательные.
- Вызвать интерес к искусству коми – пермяцкого народа.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: аудио проигрыватель (ноутбук), доска, композиция - «Марья Моль», иллюстрации с орнаментами коми- пермяков нескольких основных групп. Две картонные куклы, элементы коми-пермяцкого орнамента, рисунок пояса и передника, (кушак).
Материалы. Альбомные листы (вырезанные в форме передничка, внизу обозначена полоса для орнамента), акварель, кисти, клеенка.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о людях другой национальности, живущих в Пермском крае.
Рассматривание альбома «Костюмы народов Пермского края».
Беседа о коми-пермяках: традиции, занятиях
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними и давайте начнем.
Очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами снова будем путешествовать по огромной стране «Вообразили и Творчества». Будем творить и рисовать. И так, все улыбнулись, друг другу пожелали удачи и начинаем наше веселое путешествие.
Основная часть.
Педагог. А вот чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам отгадать. Прослушайте для начала внимательно отрывок очень веселой песенки.
Звучит отрывок песни «Марья Моль» - народные коми-пермяцкой песни
Ребята слушают мелодию
Педагог: Вам понравилась мелодия?
Ответы детей: Да очень весёлая песенка.
Педагог: Ребята, о чем поётся в песне, вы поняли?
Ответы детей: Нет, потому, что она не на русском языке.
Педагог: Вы правы эта песенка не на русском и даже не на английском языке. Она на коми-пермяцком языке. Мы с вами знаем, что в Пермском крае живут люди, не только говорящие на русском, но еще и люди других национальностей. Какие вы помните?
Ответы детей. Русские, татары, башкиры, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси.
Педагог. Молодцы. И сегодня я вас приглашаю заглянуть в прошлое маленькой, но очень интересной нации коми – пермяков. Помогать нам будут, две сестренки – Маша и Глаша. Педагог на доску вывешивает две куклу сделанные из картона, обе куклы одеты в одинаковый наряд, но у одной наряд (передник, рукава рубашки вышиты узорами у другой нет)
Педагог: Знакомьтесь, это Маша и Глаша. Они коми-пермячки. Маша и Глаша с удовольствием помогут нам разобраться, в некоторых особенностях коми-пермяцкого народа.
Педагог: Ребята, посмотрите на них внимательно. Скажите, они похожи?
Ответы детей: Да!
Педагог: И чем же? (подвести наводящими вопросами к наряду кукол)
Ответы детей: Лицом, волосами. У них одинаковый наряд.
Педагог: Итак, вы считаете, что Маша и Глаша в абсолютно одинаковой одежде? (показывает на куклах)
Педагог: У Маши белая рубашка, сарафан и у Глаши все точно такое же, согласны со мной?
Ответы детей: Нет, мы не согласны. Маша выглядит нарядней.
Педагог: А почему Маша выглядит нарядней?
Ответы детей: Маша нарядная так, как у нее узоры на одежде.
Педагог: Все правильно и сегодня мы с вами выясним, что же за такие волшебные узоры украшают наряд нашей гостьи Маши. Выясним и постараемся украсить скучный наряд Глаши.
Физкультминутка.
Я иду, и ты идешь.
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Педагог: Ребята, этот узор называется орнамент. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Педагог: Посмотрите внимательно на наряд Маши, на каких частях одежды присутствует орнамент? (Работа с куклами)
Ответы детей: На рукавах рубашки, на поясе, на воротничке
Педагог: Всё это не случайно. В старину орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые тоже “охраняли” от «всякой нечисти». Ребята, какие элементы вы видите на орнаменте у Маши?
Ответы детей: мы можем увидеть крестики, галочки.
Педагог: Все элементы, из которых состоит узор, являются определенными символами и не случайно появились в этих узорах. В орнаментах на наряде Маши, встречаются простые геометрические элементы: точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. Источником для создания интересных композиций в коми - пермяцких орнаментах для человека стала природа и окружающий мир. В итоге орнаменты коми- пермяков можно разделить на несколько основных групп:
- одни связаны с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас…
-другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)
-третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)
-четвёртые являлись изображением фигур людей.
На сегодняшнем занятии ваша задача выполнить коми-пермяцкий орнамент используя элементы, которые представлены на доске.
Педагог: У каждого из вас на столе листок (вырезанный в форме передничка, внизу обозначена полоса для орнамента), и я вам предлагаю помочь Глаше и украсить ее скучный наряд. Мы сделаем для нее яркие переднички, украшенные коми-пермяцким орнаментом.
У каждого уже отмечена полоса в которой у вас должен появится коми -пермяцкий орнамент из элементов, представленных на доске. Не забываем, что орнамент – это узор из чередующихся элементов, то есть ваша задача выбрать несколько элементов и чередовать их.
Итог занятия.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Педагог: Я вижу, что у всех работа готова. Давайте полюбуемся на свои переднички.
Педагог: Ребята, вам интересно было на занятии? Кому было легко и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей - рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием. Молодцы!
• Чему вы сегодня научились?
• Что вы узнали для себя нового?
• Довольны ли вы своей работой?
Молодцы, ребята, спасибо за занятие, прибираем рабочие места.
Уборка рабочих мест.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе. Животные жарких стран Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе Развитие мелкой моторики рук в системе занятий изобразительной деятельностью Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Грачи прилетели"← НОД по обучению детей грамоте в старшей группе на тему: Весна | Конспект НОД в средней группе детского сада. Конструирование из строительного материала →
Автор: Любовь Леонидовна Крохалева
Опубликовано: 2752 дня назад (21 апреля 2017)
Просмотров: 6635
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|