Развитие мелкой моторики рук в системе занятий изобразительной деятельностью
Развитие мелкой моторики рук как стимул развития интеллекта дошкольников в системе занятий изобразительной деятельностью.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека- от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. Кольцова, Е. Исенина, Л. Атакова- Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
М. Кольцова с сотрудниками обращает внимание на тот факт, что с двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев руки имеют здесь отдельное представительство, в то время как крупные мышечные группы рук , ног и туловища представлены суммарно. Кроме того, проекции движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости.
Ряд экспериментов, проведенных еще в 1973году М. Кольцовой показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Из вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка в дошкольный период.
Наиболее широким полем для развития ручной умелости является изобразительная деятельность. Необходимо помнить, что разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребенка разные части руки (предплечье, кисти, пальцы).так, например, тонкая графическая работа способствует лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а живописные техники формируют свободу и раскованность всей руки.
Во время НОД, наряду с традиционной техникой рисования, я использую нетрадиционные художественно- графические техники. Такие как: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск печатками из картофеля, обрывание бумаги, монотипия, кляксография и т. д.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что- то не получится,- немного техники, и пятно на бумаге превращается в кошечку, дуб- великан, морское чудище…ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом решается важнейшая задача- развивается мелкая моторика руки.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошками, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, отпечатки листьев и т. д.
Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и бумага (объемное моделирование)дети дошкольного возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа, поэтому на занятиях я чередую один вид деятельности с другим.
Лепка- более конструктивная деятельность, чем рисование. Здесь важно не столько выдумать, что слепить, сколок сообразить, как слепить.
На занятиях я использую не только пластилин и глину, но и соленое тесто, пластику. Дети самостоятельно, на ощупь определяют разницу между этими материалами, через тактильные ощущения они познают мир, их пальчики развиваются, расширяется их кругозор.
Безграничные возможности для развития мелкой моторики, а следовательно и интеллекта, представляет работа с природным материалом. К разряду природных материалов можно отнести практически все: ветки и корни, желуди и орехи, листья и траву и т. д. дети очень любят работать с природным материалом, кроме того они сами участвуют в его заготовке: на прогулке, во время экскурсии в парк, на луг.
В процессе изготовления поделок развивается гибкость пальцев, детские руки «привыкают» к простейшим инструментам.
В своей работе я хочу более подробно рассмотреть такой вид изобразительной деятельности, как аппликация и показать как можно в этой изобразительной технике развить мелкую моторику рук ребенка.
Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
В ходе НОД и самостоятельной деятельности я знакомлю детей с материалом, техникой способами обработки материала, помогаю приобретать навыки графического и пластического изображения предметов, овладевать умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.
На занятиях я учу детей овладевать рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезывание, наклеивание), применением инструмента (ножницы, клей, кисточка). Дети учатся работать аккуратно, планомерно, стремятся к достижению положительного результата. Систематически в ходе НОД я прививаю ребятам культуру труда (заранее готовим необходимый материал, приводим рабочее место в порядок и т. д.). у детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества как точность, быстрота, плавность.
Наиболее простой и доступной для детей является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулирует творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.
На занятиях с детьми мы изготавливаем плоскостные и объемные аппликации. Плоскостную аппликацию мы делали с детьми старшей группы по теме:»В лес за грибами».
Дети с удовольствием выполняют аппликации- мозаики. Мозаика выполняется из отдельно вырезанных или разорванных кусочков бумаги мозаику мы делали на занятии по теме «Чайный сервиз» в подготовительной группе.
Выполняли объемные аппликации по теме «Что нам осень принесла»
Увлеченно дети работают создавая аппликации из засушенных цветов, трав, листьев, семян растений.
Еще один интересный вид аппликации используемый мною на занятиях- коллаж. Коллаж создается путем прикрепления к плотной основе материалов, отличающихся фактурой, приемом и способом соединения. Так для коллажа берут бумагу разной плотности и окраски, ткани, кожу, мех, вырезанные картинки и п разному их группируют, комбинируют их друг с другом.
Подводя итог, я считаю, что занятия изобразительной деятельностью способствуют систематической тренировке тонких движений пальцев, развитию моторики рук, что стимулирует общее развитие интеллекта ребенка. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук способствует развитию центральной нервной системы, всех психических процессов и в частности речи.
В процессе работы изобразительной деятельности с детьми замечаю положительную динамику в их развитии. Мышцы рук окрепли, дети свободно владеют ножницами, кистью, карандашом; движения уверенные, кроме того заметно вырос интеллект, улучшилась речь, дети объясняют свои действия, рассказывают о результатах своего труда, осуществляют поиск разных приемов и способов действий.
Рекомендуем посмотреть:
Познание окружающего мира в детском саду Из опыта работы. ИЗО с дошкольниками Конспект занятия по ИЗО для детей старшей группы. Птичий двор Программа по ИЗО для дошкольников
Автор: Ирина Леонидовна Сапрыкина
Опубликовано: 3304 дня назад (5 ноября 2015)
Просмотров: 3597
Рубрика: Методические статьи
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!