Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Музейная педагогика в ДОУ
Материал будет интересен педагогам, работающим в ДОУ. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Формирование у дошкольников представления о музее.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».И. Г. Песталоцци. Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Хочу поделиться своим опытом по созданию мини - музея в условиях ДОУ. Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения краеведческого музея г. Полевского, куда мы совершили выход с детьми и их родителями. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
«Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
Формы работы в мини-музее продумываю заранее: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Перед тем, как выбрать тему для создания музея, я общаюсь со своими воспитанниками, прислушиваюсь к их разговорам. Так я понимаю, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное - поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Считаю, если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.
Определяясь с местом расположения мини-музея, выбираю оптимальный вариант - это часть групповой комнаты.
Первый созданный нами мини-музей «Игрушки наших бабушек», посвящен старым новогодним игрушкам. Цель музея: изучить историю ёлочной игрушки. Новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция украшать праздничное дерево. Мы с детьми искали ответы на вопросы: кто придумывает ёлочные игрушки, почему они такие разные? Когда впервые начали украшать ёлку, какими игрушками? Елку в нашем мини-музее украшали старинные, интересные и необычные елочные игрушки.
Дети из нашей и других групп услышали интересный, познавательный рассказ о первых елочных игрушках от экскурсовода Марьям Н.
Далее в рамках проектной деятельности был создан мини-музей «Русская изба».
Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с основными элементами русского народного костюма, знакомство с предметами быта в русской избе: ухват, чугунок, коромысло, изделия из лыка, глиняные изделия.
Организована экскурсия по экспозиции мини - музея для детей детского сада в лице экскурсовода Софьи У. Очень понравилась детям-экскурсоводам и детям-посетителям такая интерактивная форма, как «перевоплощение» экскурсовода. Гостей встречала «хозяюшка» в русском народном сарафане, приглашала в свою избу, угощала баранками и кусковым сахаром.
Мини-музей «История тряпичной игрушки» был организован в рамках проекта «Куклы из бабушкиного сундучка». Цель музея: воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Дети познакомились с видами народных тряпичных кукол, узнали названия традиционных русских кукол, их назначение, побывали в роли настоящих мастеров, изготавливали некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:
пополнить предметно-пространственную среду; обогатить познавательный процесс новыми формами; формировать у воспитанников представление о музее; расширить их кругозор; развивать познавательные способности и познавательную активность; формировать исследовательские умения и навыки; развивать творческие способности детей; формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения у детей творческую активность: заполнение музейных дневников, в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (рисование, лепка, сочинение сказки и т. д.).
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - мои первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.
В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.
Рекомендуем посмотреть:
Мини-музей в детском саду Музей кукол в детском саду Мини-музей в ДОУ Музейная программа для дошкольников 5-7 летУчастник №18 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 30 апреля 2017 года
← Фольклорное развлечение для детей подготовительной группы детского сада. Сценарий | Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада «Фронтовое письмо - треугольник» с использованием технологии «Путешествие по реке времени» →
Опубликовано: 2816 дней назад (16 февраля 2017)
Просмотров: 19787
Рубрика: Педагогические технологии
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|