Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Социализация личности ребёнка в процессе руководства сюжетно-ролевой игры

Опыт работы воспитателя детского сада
Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. Сегодня мне хотелось бы остановиться на вопросе, касающемся социализации детей через сюжетно-ролевую игру. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в нашей практике? Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.
На протяжении длительного времени я работаю над темой: «Социализация личности ребёнка в процессе сюжетно-ролевой игры». Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Передо мною, воспитателем детского сада, стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Малыши, пришедшие ко мне из группы младшего дошкольного возраста, какие они разные, непохожие друг на друга: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для ребят группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретут первоначальные навыки коллективных отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры. Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.
Мои наблюдения помогают мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.
Перед собой ставлю следующие задачи:
- научить ребёнка играть, - содействовать объединению детей в игре, - приучать детей соблюдать во время игры правила, - накапливать и обогащать детский опыт в игре путём создания условий для сюжетно ролевых игр, - воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, необходимы следующие условия:
- создание предметно - игровой среды; - мое непосредственное руководство игрой.
Свою практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды, с учетом основных принципов ее построения. Это было сделано для того, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включить в игру сверстников. Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», ориентировано на специфику игровой деятельности мальчиков и девочек.
Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием родителей.
Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» - в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.
Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводится экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми, обговариваются правила игры, правила поведения во время игры. Далее идет развитие игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.
Я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу детей подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются), так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.
После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали.
В моей практике было, конечно, много интересных моментов, но самое первое и запоминающее было игра «Кондитерская фабрика». Эта игра первый раз была организована и проведена в рамках проекта «Хлеб - всему голова». Поэтому хотелось немного подробнее на ней остановиться. Даже мне как педагогу тоже очень нравится в неё играть. В процессе игры решаются проблемно - поисковые задачи, что на сегодняшний день это является не маловажным. В предварительной работе были использованы беседы, рассматривание иллюстраций, в целях знакомства детей с трудом кондитеров. Мы вместе с детьми составили коллекцию разнообразных этикеток. Атрибуты подбирались красочные и эстетические, так как именно с ними взаимодействовали дети. Немного ранее изготавливали с детьми из соленого теста кондитерские изделия: пряники, печенье разной конфигурации. Фасовщики, после «выпечки» кондитерских изделий, фасовали печенье в пакеты. Далее «продукция» шла на продажу. Покупателями по желанию становились дети, которые ранее выполняли роли кондитеров. Как видно на примере этой игры, во всех играх возможно освоение ребенком социальных ролей. В результате проделанной работы дети приобрели навыки игры, обогатили опыт в игре, научились организовывать сюжетно-ролевые игры. Руководствуясь схемами, воспитатель сможет организовать игровое взаимодействие с детьми, обучить их игровым действиям и ролевым диалогам. Это в свою очередь даст возможность освоить социальный навык поведения. В процессе работы большое внимание уделяется, формированию дружеских тёплых отношений детей друг к другу, умению решать конфликты мирным путём, побуждение придумывать многотемные сюжеты и объединять их в одну игру. Работая над этой темой, моими настольными книгами стала методическая литература: Краснощёкова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Н. А. Виноградова «Сюжетно ролевая игра для дошкольников» статьи из журналов. Я собрала сборник игр. Работая над составлением подборки игр, полагаю, что использование сюжетно-ролевых игр может пополнить и активизировать словарь детей дошкольного возрасте, на основе углублений знаний о ближайшем окружении, расширить представление о предметах, явлениях, событиях, выходящих за рамки привычного окружения. Игры, которые вошли в сборник, носят отражательный характер, в них ребенок сможет творчески воссоздавать заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. Все сюжетно – ролевые игры разделены по разделам для удобного использования данного сборника любым педагогом. Для каждой сюжетно – ролевой игры определены цели и содержание.
Нам педагогам стоит задать себе вопрос, как часто мы, взрослые, слышим от детей слова - приглашения: «Давай поиграем! » и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключений. И это приглашение – знак величайшего доверия!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 3-4 лет Сюжетно - ролевая игра в старшей группе. Ателье Сюжетно-ролевая игра детей для старшей группы. Идём в гости Проект организации сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе
Проект в старшей группе детского сада «Мир танца!»
Опубликовано: 3140 дней назад (17 апреля 2016)
Просмотров: 4353
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!