Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час: День конституции, 3 класс

Описание материала:
Вашему вниманию предлагается конспект интеллектуальной игры, которая была проведена в 3А классе по теме: «Конституция, как главный закон России». Этот материал будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, студентов педагогических вузов. Он направлен на формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России, на формирование представления о правах и обязанностях гражданина нашей страны.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) у учащихся 3А класса по теме:
«Конституция, как главный закон России»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование общероссийской идентичности;
• формирование уважительного и ответственного отношения к законам России.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формирование представления о правах и обязанностях гражданина нашей страны, школьника;
• формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
• формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
• формирование начальных форм рефлексии

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России;
Форма проведения: игра
Оборудование:10 экземпляров Конституции, листы бумаги, ручки
Содержание взаимодействия педагога и учащихся:
I. Организационный момент:
Учитель: Сегодня, ребята, на нашем с вами классном часе мы поговорим об одном важном государственном празднике. Может быть, кто-нибудь уже из вас знает, как называется наш государственный праздник 12 декабря? Именно, в этот день случилось очень важное событие, но об этом мы с вами поговорим чуть позже.
II. Актуализация знаний:
- А сейчас я хочу вам сказать о том, что давным – давно, тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, одновременно с ними появились и главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Сейчас я вам прочитаю историю из жизни одного царства…
(чтение сказки, беседа с детьми)
…В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени Закон. Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты Первый Министр! Знают, что нельзя просто так человека оклеветать. Каждого из своих подданных защищает Его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны самые главные правила. Все обязаны их соблюдать…
- Как вы думаете, какие правила были записаны в этой книге? (Если обобщить, то правила должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека)
…С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей, взрослых, спешащих на работу или с работы. Никто не позволяет себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека…
-Нравится ли вам такой порядок?
-Хотелось бы жить в таком государстве?
-Что мешает нам вести себя так же?
… Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде чисто и опрятно. Никто не позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль тротуаров тянутся ухоженные аллеи цветов и причудливых кустарников. Кстати, многое сделали сами жители в воскресные дни…
- А мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольный участок лучше, чище, красивее? Как?
- Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?
Дети: Хорошие справедливые законы, и каждый житель соблюдает закон.
Учитель: Что бывает, если кто-то нарушает закон? А если все жители нарушают закон?
…Жители царства законопослушны, и все, кто посещает страну, удивляются, что в стране царят Мир и Порядок…
- Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти без работы? (Милиционеры, судьи, тюремщики…)
-Почему так случилось? (Все жители соблюдали законы)
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в жизни воцарятся мир и порядок и всем будет хорошо.)
III. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия:
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия...
Россия...
Раздолье...
Равнины...
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Как вы думаете, что объединяет нас всех, присутствующих в зале?

Дети: Все мы- россияне!
Учитель: Что же такое – законы?
Законы – это правила, соблюдение которого обязательно для всех. Соблюдение законов несёт благо людям. Закон устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
- А кто знает, как называется наш главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан?
Конечно же, это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции – 12 декабря – является государственным праздником.
(Знакомство с Конституцией, работа в парах с документом)
Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живём. Давайте с ней познакомимся. Как вы видите, на каждой парте лежит по одному экземпляру Конституции. С ней вы сейчас будете работать в парах. Откройте форзац (1-ую страницу).
- Посмотрите, когда она была принята? (Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны – красным днем календаря)
- Давайте прочитаем, что написано на 2-ой странице (чтение)
- Так кто её принял? (народ) Для чего? Найдите в тексте ответ. (Утверждая права и свободы человека, мир и согласие, чтобы сохранить независимость и единство государства, обеспечить благополучие и процветание России)
- Пролистайте Конституцию, откройте её на последней странице, там, где дано оглавление. Вы видите, что Конституция состоит из 2-х разделов, разделы состоят из глав, а главы из статей.
-Как вы думаете, что записано в Конституции?
У каждого из вас есть права и обязанности. Как вы полагаете, что такое право?
- Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
В Конституции записаны права наших граждан. Давайте вместе попробуем найти их.
(Права: на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность частной жизни,на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, на определения национальности, на пользование родным языком, на свободу передвижения и места жительства, на свободу совести, охрану здоровья, на отдых).
(По мере озвучивания прав на доску вывешиваются карточки с их названием)
- Как вы думаете, в День знаний какое право вы осуществляете (статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…»).
- Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе. Кто нашёл их? (Соблюдение Конституции , уважение прав и свобод других лиц, обязанность родителей заботиться о детях, обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, беречь памятники истории и культуры , платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество).
(По мере озвучивания обязанностей на доску вывешиваются карточки с их названием)
IV. Первичное закрепление нового материала:
Вед. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её
граждан.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре .
В игре примут участие только 6 человек, самые умные, находчивые и смелые. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится участником игры.
Конкурс болельщиков:
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)

Вед. Итак, участники заняли свои места, поприветствуйте их.
За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон.
В полуфинале останется 2 игрока с наибольшим количеством жетонов, среди которых в финале выявится победитель.
В демократическом государстве все граждане имеют права и обязанности. Человек обязан осуществлять свои права в цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.
(Болельщики)
Какие права вы знаете? (право на жизнь, труд, отдых, медицинское обслуживание...)
Свободы? (свобода слова, вероисповедания, передвижения ...)
Права и свободы есть не только у людей, но и у героев сказок.
Итак
Первый тур «Сказочный» по правам человека.
-Назовите сказки, которые здесь представлены. (картинки под номерами 1,2,3,4,5,6,7,8)
( 1. Три поросёнка, 2.Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, 3. Снежная королева, 4. Лягушка- путешественница, 5. Дюймовочка, 6. Золушка, 7.Красная шапочка, 8. Колобок
На каком рисунке нарушено право
A) на неприкосновенность жилища (1)
Б) на жизнь (1,2.7.8)
B) на свободу( 3,5)
Г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня.(6)
Второй тур « Словарный»

На доске записаны слова:
1. гражданин
2. декларация
3. конституция
4. Закон
5. ООН

1 .Как называется основной документ государства, в котором записаны все законы? (3)
2. человек, который принадлежит к постоянному населению государства, пользуется всеми правами, выполняет все обязанности. (1)
3. Обязательные для всех правила. Принимаются государством, которое следит за его выполнением.(4)
4. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2)
(остаются 4 человека)

Третий тур «Логические цепочки»
Вед: 1.Какое из этих слов не является названием флага?
штандарт стяг знамя древко (древко)
(картинки с данными названиями)
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, к верхушке привязывали пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли, села или городка. Позже стяги стали делать из ткани.
Знамя- флаг, на котором вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» («священные знаки») (показ)
Штандарт- флаг Президента России. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Впервые бело-сине- красный флаг появился при царе Петре 1 более 300 лет назад.
Герб с двуглавым орлом появился гораздо раньше, более 500 лет назад при царе Иване 3. Это изображение уходит корнями в дохристианскую эпоху славян. Двуглавый орёл встречается в русских вышивках, но не как символ власти, а как солнечная колесница, запряжённая парой орлов, днём везущих по небу солнце.
(показ)
2. Какое из этих слов не является символом власти?
Меч скипетр держава корона (меч)
(картинка «Символы власти)
3. Что лишнее? (Изображения)
Герб России Герб СССР Герб Российской империи Эмблема (эмблема)
(картинки с данными названиями)
Остаются в игре 2 человека

Вед. Финал.
В финале участвуют.............
Во 2 главе Конституции написаны права, свободы и обязанности человека. О правах и свободах мы уже говорили, а какие обязанности есть у человека?
(учиться, охранять Родину, окружающую среду...)
Всё это и многое другое записано в Конституции.
Из слова Конституция нашим игрокам предстоит составить максимальное количество новых слов. Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.
-]Скажите мне, а что ещё может повлиять на ваше поведение в обществе, на осуществление каких-то поступков ? (наш внутренний ограничитель – совесть - Ребята, в нашем школьном коллективе есть свои права и обязанности. Также в нём действуют правила этикета (правила поведения в обществе) Давайте сформулируем, по каким же законам будет жить наш с вами класс.
(Игра "Карусель")
- Сейчас мы с вами разделится на группы. Задача каждой группы: сформулировать важный(ые), на ваш взгляд, закон(ы), по которым будет жить наш коллектив и записать их. А затем к сформулированным правилам подобрать из данных вам положений, те, которые, как вы считаете, подходят к вашим законам. Формулировать законы вы будете, с помощью игры «Карусель». Напоминаю, что важными элементами игры являются: вход в диалог (приветствие), поддержание диалога (Я считаю, важным законом – закон дружбы…), выход из диалога (благодарность за совместную работу)
(работа в группах)
- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось:
Законы нашего классного коллектива:
1. Закон порядка:
- Выполняй правила, предусмотренные Уставом школы;
- Соблюдай порядок в школе и на её территории;
- Не бегай по классу.
2. Закон организованности:
- Не опаздывай в школу;
- К урокам готовься заранее, на перемене.
3.Закон уважения:
- Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя;
- Проявляй сдержанность и терпение друг к другу.
4. Закон дружбы:
- В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
- Старайся создать в классе атмосферу дружбы и взаимопонимания;
- В работе старайся не создавать конфликтных ситуаций. Если же случился конфликт, то разрешай его мирным путём.
5.Закон храбрости:
Будь храбрым, не бойся препятствий.
6.Закон любви:
Люби своих родителей, друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
7.Закон доброты:
Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.
8.Закон милосердия:
Рядом с тобой может оказаться кто-то, кому нужна помощь. Помоги.
9.Закон трудолюбия:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!;
- Стремись хорошо учиться.
(Все законы вывешиваются на доску)
V. Рефлексия :
Учитель: Выберите и продолжите любое предложение:
VI. Подведение итогов:
Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие, посвящённое дню принятия Конституции – 12 декабря. Давайте подведём итог.- Итак, где записаны права и обязанности граждан России?
(В основном законе России- Конституции.)
-Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 года.)
-Зачем нужна Конституция?
- Какие законы мы сформулировали для нашего классного коллектива?

VII
- А в заключении я дарю вам одно стихотворение (К сожалению, автор не известен):
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.

Человеку нужно много,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем - нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.

Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для 3 класса Классный час 3 класс. Хлеб всему голова Классный час 3 - 4 класс. Мой друг - книга Классный час на 12 декабря - день Конституции РФ, 7-9 класс

Похожие статьи:

Конспект классного часа в начальной школе: «Я – семья – Мордовия - Россия»

Классный час в 3 классе. Культура общения

Классный час в 3 классе на тему: Этикет

Классные часы в 3 классе

Классный час в 3 классе с психологом

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Имя прилагательное | Новогодний утренник в 1 классе. Сценарий
Опубликовано: 3253 дня назад (26 января 2016)
Просмотров: 8617
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Ольга Сергеевна Дьякова # 28 января 2016 в 19:23 +1
Лариса Васильевна,спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Очень интересный, актуальный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам и дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!