Работа по речевому развитию дошкольников в ДОУ
Организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста. из опыта работы логопеда детского сада
С введением ФГОС ДО еще больше стало уделяться внимания всестороннему развитию речи детей.Однако, анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие, способствуют преодолению имеющихся у детей речевых недостатков. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом, речевом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекции требуется согласованность действий логопеда и других специалистов.
Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственным стандартом дошкольного образования.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедической группы определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада.
В нашем детском саду работают учителя-логопеды, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования.
Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В сентябре учителя-логопеды, воспитатели, и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают результаты диагностики и адаптации, затем приступают к планированию коррекционной работы.
Коллектив детского сада постоянно ищет новые формы работы с детьми. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Способы взаимодействия специалистов обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.
Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада.
В ДОУ каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом педчасов, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях развития детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.
Все специалисты ДОУ принимают активное участие в работе психолого¬педагогического консилиума, который реализует стратегию развития особого ребёнка, разрабатывает конкретные тактики и направления сопровождения ребёнка с ОВЗ.
Результативность и эффективность такой работы прослеживается в сравнении диагностик специалистов в начале и в конце учебного года.
Организаторами и координаторами всей коррекционно-развивающей работы специалистов являются учителя-логопеды и педагог-психолог. Под их руководством проходят психолого-медико-педагогические консилиумы, совместно с коллегами составляется блочный интегрированный календарно-тематический план, происходит логопедизация режимных моментов и занятий, овладение детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а, в дальнейшем, успешному обучению в школе.
Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез поможет тесная связь со смежными науками, то есть интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи не результативны. На помощь приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на учении о компенсаторных возможностях ребенка.
Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, благоприятный микроклимат в коллективе детского сада и дома, что способствует коррекции нарушенных функций, включению компенсаторных и развитию потенциальных возможностей ребенка.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов в организме ребенка, созданию музыкального фона в процессе различных видов деятельности, снятию поведенческих и организационных проблем, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.
Педагог-психолог проводит диагностику психического развития воспитанников: познавательного, эмоционального, особенностей поведения. По результатам диагностического обследования специалистами и педагогами строится развивающий маршрут и план работы с ребенком.
Но это все будет возможным только при эффективной и быстрой адаптации ребенка к условиям ДОУ. Успешная адаптация способствует полноценному комплексному диагностическому обследованию другими специалистами. Продуктивные методы работы в этом направлении сегодня Вам покажет педагог-психолог нашего детского сада Жукова Наталья Александровна.
Таким образом: только тесный контакт в работе специалистов, а также, родителей воспитанников, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Создание единой, сплоченной команды помогает обеспечивать интегративное коррекционно-развивающее образовательное пространство, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизации режимных моментов и содержание других занятий, проникновение коррекционно-развивающей работы в повседневную жизнь. Благодаря этому взаимодействию существенно повышается уровень речевого и общего развития детей.
Рекомендуем посмотреть:
Массаж и самомассаж в работе логопеда детского сада Интеллект-карты в работе с дошкольниками← Апшеронск в годы Великой Отечественной войны | Современные технологии речевого развития дошкольников по ФГОС →
Автор: Лариса Николаевна Дженгурова
Опубликовано: 218 дней назад (19 мая 2024)
Просмотров: 338
Рубрика: Актуальные статьи
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!