Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Интеллект-карты в работе с дошкольниками

Метод интеллект-карт в работе образовательного процесса ДОУ
Описание материала: Статья предназначена для педагогов ДОУ, интересна будет воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам и музыкальным руководителям. В статье даны определение и преимущества интеллектуальных карт, последовательность создания интеллектуальных карт. Предложены варианты использования интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом обучающемся жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Это помогает решить такая технология интенсификации обучения как метод использования интеллект – карт.

Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.
В литературе и в интернете можно встретить такие понятия, как «main maps», «ментальная карта», «карта ума», «карта мыслей», «карта памяти», «умная карта» - все эти слова синонимы.

Ментальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен
в 60-70-х гг. XX в

Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:
повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
развить коммуникативные и творческие способности в процессе учебно-познавательной деятельности;
активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:
- Для создания ментальных карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея, тема, образ помещается в центре страницы. Можно использовать надпись, пишется только одно ключевое слово, печатными буквами, чтобы было читаемо. Центральный образ должен быть ярким, насыщенным.
- От темы рисуются несколько ответвлений, это могут быть ветви, прямые линии или стрелки, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Каждая линия имеет свой цвет.
- Пишутся ассоциации, мысли, образы около каждой ветви. Можно так же добавить ассоциацию – картинку. Это помогает лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.
- Главные ветви, которые отходят от основной темы более толстые, чем ветви второго уровня. Их толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.
- В процессе моделирования И.К. могут добавляются новые понятия, для этого оставляется свободное место.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт можно добиться решения поставленных задач и получить ожидаемые результаты.
Метод интеллектуальных карт обладает рядом преимуществ:
Наглядность: всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Творческий характер: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи
Информативность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не достает;
Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

Мы просмотрели много различной информации про технологию интеллектуальных карт, прочитали авторские книги, статьи. Изучили подробно этот метод и опробовали его в своей работе с детьми.
Интеллект - карты можно использовать на разных занятиях и разных этапах:
• Мы используем И.К при изучении нового материала. При знакомстве с новой буквой, цифрой, новых понятий – например «многозначные слова»). Дети создают свою карту или слушают объяснение педагога с опорой на интеллектуальную карту.
• При закреплении и обобщении материала, обычно это является итоговой работой по изученным темам; в качестве методичек по грамоте; при закреплении понятий о предлогах; в качестве различных дидактических играх. При закреплении изученного материала можно предложить восстановить карту или разместить на ней элементы, являющиеся примером содержания.
• При составлении и распространении предложений и рассказов по интеллект- карте. В средней группе мы используем простые лексические темы, не углубляясь в детали. В старшей и подготовительной группе берем лексические темы, требующие большей проработки и углубления в детали.
• Используем интеллектуальные карты в режимных моментах- в качестве правил поведения в группе; напоминания последовательности дежурства; деления детей на подгруппы для занятий.

Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй, по разным темам.

Опыт проведения занятий с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижении результатов, соответствующих данной технологии:
- Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
- Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.
- В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а также чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.
- Улучшают результативность познавательной деятельности.

Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект –карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Использование данной технологии в дошкольной организации и далее в школе обеспечивает детям привычную образовательную ситуацию и снижает стрессовый компонент в школе.

Литература:
1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер с англ. Ю. Константиновой. М. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.–208 с.
2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.
4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.
Приложение.
Примеры интеллект-карт
Знакомство с многозначным словом «Ручка»

Занятие в подготовительной группе «Приметы осени»

Знакомство с предлогом НА. (Дети рисовали какие предметы могут распологаться на чем-то)

Деление детей на подгруппы на занятия

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая игра для старших дошкольников Игрушки - говорушки для логопедических коррекционных занятий Ворона. Оригами из бумаги для детей дошкольников Грамматика для дошкольников 6-7 лет
Опубликовано: 1415 дней назад (7 февраля 2021)
Просмотров: 9657
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!