Виды игр для младших школьников
Игра – важное средство воспитания.
Группы продлённого дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Число школ с группой продлённого дня растёт из года в год. Одной из важных задач в работе с детьми в группе продлённого дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, занялись разумно, интересно, чтобы они были действительным средством воспитания детей.В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Большую помощь воспитателю может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства. Воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствие с возрастом играющих для достижения определённых педагогических целей.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношения детей к тому, что кажется или порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Детская игра поможет воспитателю сплотить коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, прыжки, бег, борьбу, лазанье – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. У воспитателя большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя. Также в игровые моменты могут входить: загадки, шарады, ребусы, фокусы, шутки.
При выборе игры необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:
1) Возраст играющих. При выборе игр надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным.
2) Помещение для игр. При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. В небольшом помещении возможности ограничены. Помещение, в котором проводятся игры, необходимо проветрить и тщательно убрать, чтобы в нём не было грязи и пыли.
3) Игры на воздухе. Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие – на зимний или осенний. В хорошую, тёплую погоду во дворе можно проводить все те игры, которые в плохую погоду приходится проводить в помещении, и те, что только на воздухе возможны. В хорошую погоду хороши игры с бегом, прыжками,борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. В дождливую погоду игры можно проводить только в помещении.
Зимой, когда выпал снег и залит каток, можно проводить самые разнообразные игры со снегом. Надо строго следить, чтобы дети, разгорячённые играми, не пили холодную воду, не сосали сосульки, не глотали снег. Мороз -10 градусов без ветра,наиболее благоприятная погода для проведения игр на воздухе.При морозе свыше – 12 и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.
4)Число участников. Не всегда игры проводятся со всем составом группы. Нередки случаи, когда часть детей занята какой-либо работой или приготовлением уроков, а другая часть свободна и её надо занять. В этих случаях очень хороши игры за столом, настольнопечатные игры, мозаика, ребусы.
5)Инвентарь для игры.
Выбор игры зависит от рода занятий детей до начала и после
окончания игры. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча. После занятий физическим
трудом детям лучше поиграть в спокойные, малоподвижные игры, а также игры на проверку внимания, сообразительности и других психических процессов. Если после физических занятий(подвижных игр) детям предстоит вновь умственная работа (приготовление уроков, беседы, чтение книг) надо, чтобы они предварительно успокоились. При подборе игр воспитатель должен знать любимые игры детей.
Как объяснить игру.
Беседуя с детьми, воспитатель должен стоять так, чтобы все дети его видели и он видел всех детей. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение должно быть кратким, чётким, но понятным, ярким и образным. Когда есть возможность,оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры. Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые из них опустить и сообщать дополнительно по ходу игры. Можно не сразу начинать игру, а предварительно провести репетицию.
Выбор водящего.
Правильный выбор водящего имеет большое значение во многих
играх. Его активность, изобретательность часто определяет ход игры. Особенно велика роль водящего в самодеятельной игре, которую дети затевают без участия воспитателя. Можно предложить выбрать водящего участникам игры, подсказав при этом какими качествами он должен обладать (того, кто хорошо бегает;кто не пропустит мяч; самого весёлого). Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается как можно лучше оправдать доверие своих товарищей.Но есть игры, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться. В этих случаях лучший способ – прибегнуть к считалке. Сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой. Считалки всегда бывают рифмованными, иногда их придумывают сами дети, но чаще дети пользуются теми, которые специально написаны поэтами. Они могут быть поучительными, шуточными, весёлыми. Например:
"Шла кукушка мимо сети,
А за нею злые дети
Все кричали - ку - ку - мак
Убирай один кулак.
В гараже стоят машины
Бумер, Мерс и Жигули
От какой берешь ключи?
Бежала Витаминка по имени Иринка
Уроков не учила и двойку получила
А когда пошла гулять
Получила цифру пять.
Групповые игры (подвижные).
Пятнашки – одна из самых популярных игр. Играющие разбега-
ются по территории, а «пятнашка» (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». Есть разновидности:
- пятнашки - «приседашки».
- «птичка на железе».
- «белки на дереве».
- «выше ноги от земли»,
- «пятнашки-ёлочки»,
- «чай, чай выручай»,
- «суп готов».
Также могут быть использованы другие групповые игры:
- «жмурки» - «прятки» (московские)
- «краски» - «винегрет»
- «бездомный заяц» - «испорченный телефон»
- «море волнуется раз» - «светофор»
- «тише едешь, дальше будешь»
- «перестрелка» - «джем»
Загадки.
Загадки также являются игровой формой. Дети очень любят загадывать и отгадывать загадки в любом возрасте. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Очень велико воспитательное и познавательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей,знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Особенно интересны народные загадки. Для них характерны ясность, краткость, конкретность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о чём идёт речь.
Например: «Не огонь, а жжётся» (крапива). Указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло,горбато, около хохлато, придёт беда – потечёт вода» (глаз).
В некоторых загадках ориентиром для отгадывания служат признаки, вскрывающие происхождение предмета, например:
«От воды родился, воды боится» (соль) или его функции: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево).
Многие загадки построены на аллегориях. К ним относятся загадки, где действие или признак предмета сравнивают с таким же действием или признаком предмета или живого существа, например: «Живут пять братьев, один другого меньше, и все одного имени» (пальцы) или «Белых овец полон хлевец» (зубы).
Знание всех этих особенностей и разновидностей загадок необходимо и для подбора, и для их отгадывания. Надо постараться в доступной форме объяснить это детям, разобрать с ними подробно ту или иную загадку – тогда отгадывание будет более осмысленным.
У воспитателя должно быть много в запасе загадок. Они могут быть темой самостоятельных занятий, могут быть использованы в перерыве между занятиями, во время отдыха, индивидуально с каким-то ребёнком, и тогда, когда по непредвиденным обстоятельствам ранее намеченное занятие пришлось отменить.
Загадки-шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а наоборот, заставляют мысль работать в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов.
Они остроумны, поражают своей неожиданностью ответа. Не надо предлагать ребятам больше одной - двух загадок-шуток в один раз. Или можно дополнить программу, состоящую из обычных загадок.
1) Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – соня).
2) Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна).
3) Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше?
(Пойдёт восьмой).
4) Кто на все руки мастер? (Перчаточник).
5) Из какой посуды нельзя ничего есть? (Из пустой).
6) Когда в пустом кармане есть что-нибудь?
(Когда в нём дырка).
7) Сын моего отца, а мне не брат? (Я сам).
8) Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные уже
не натощак).
9) Какое слово всегда звучит неверно? (слово «неверно»).
10) Когда руки бывают тремя местоимениями?
(Когда они вы-мы-ты).
11) На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).
12) На что похожа половинка яблока? (На вторую половину).
13) У трёх шофёров был брат Андрей, а у Андрея братьев не
было. Могло ли быть такое? (Да, шофёры были женщины).
14) Может ли страус назвать себя птицей?
(Нет, он не умеет говорить).
15) Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?
(Сами они войти не могут).
16) Можно ли в решете воды принести? (Можно, когда она
замёрзнет).
17) Когда человек бывает в комнате без головы?
(Когда он высовывает голову через окно на улицу).
18) Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком).
19) На какой вопрос никогда никто не ответит «да»?
(Спящий на вопрос: «Вы спите?»)
20) Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки?
(Те, которые остановились).
21) Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).
22) Каких камней нет ни в одном море? (Сухих).
Ребусы.
Необходимо объяснить детям, что такое ребус, рассказать о том, как ребусы возникли, познакомить с правилами их решения. Для начала, что же такое «ребус»?
Ребус – это загадка, но не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи картинок (рисунков) и различных знаков. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе,надо правильно назвать все изображённые предметы и понять, какой знак что изображает.
У ребусов есть интересная история. Когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу,мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: «Умеете ли вы летать, как птицы, и прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступи-
те в нашу страну».
Сначала предметы, а потом рисунки с их изображением заменяли письмо. Надо было написать «олень» - рисовали оленя.
Надо было написать «охота» - рисовали охотника и оленя (зверя).
Трубка говорила о мире, копьё – о войне, натянутый лук – о на-
падении. Сейчас в таких письмах, состоящих из рисунков, никакой надобности нет, но в играх-головоломках, которые обычно называют ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.
Вот, например, небольшой рассказ. Его нельзя назвать ребусом, потому что в нём не все, а только некоторые слова изображены при помощи рисунков, но это уже немного напоминает ребус(«Загадочный рассказ»). Вот ещё одни рисунки – ни букв, ни слов нет. Но здесь написана фраза, состоящая из 3-х слов. Как их прочесть? Сначала надо определить, что нарисовано (ножницы,автомобиль, мяч, нож, утюг, жук, ель, нога, муха, игла, ракета).
А дальше всё просто: читать будем только первые буквы этих слов. «Нам нужен мир».
Подводя итог выше написанному я считаю, что игра является постоянной и неизменной спутницей детства. Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил,умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других, справедливости.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.
В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности – что позволяет ему найти более правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку. Игры сближают вос-
питателя с детьми, помогают установить более тесный контакт.
В работе с детьми воспитатель должен использовать разные виды игр, чередуя их между собой.
Особое место занимают подвижные игры – т.к. они являются
лучшим «лекарством» от двигательного «голода» - гиподинамии.
Игра является сменной деятельностью, т.к. после уроков (умственной работы) детям нужна разрядка. Для такой разрядки как раз и подойдут подвижные игры, в которых дети смогут произвести выброс отрицательных эмоций, накопившихся в процессе учебного дня. Но после физической нагрузки им необходимы спокойные, малоподвижные игры, способствующие проверке внимания, сообразительности и других псих. процессов (в том числе и релаксации), т.е. постоянно должен идти процесс, называемый «эффект газ – тормоз».
Кроме самих игр можно использовать игровые формы: загадки, ребусы, конкурсы, т.к. они имеют воспитательное и познавательное значение. С их помощью у детей расширяется кругозор,
они знакомятся с окружающим миром, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь, поэтому дети их очень любят.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для детской дискотеки Игры для зрителей во время проведения общешкольных мероприятий в начальной школе Интеллектуальная игра для младших школьников с презентацией на тему: Животные Игры для 1-2 класса на тему: Животные и растенияПохожие статьи:
Игры для детей со снегом и на снегу
Игровая программа для начальной школы
Подвижные игры на школьной площадке зимой для детей 7-8-9 лет
← Новогоднее театрализованного представления для младших классов. Сценарий | Роль семьи в процессе социализации ребенка →
Автор: Карина Сергеевна Никитина
Опубликовано: 3210 дней назад (8 февраля 2016)
Просмотров: 7997
Рубрика: Статья
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!