Мастер-класс с пошаговым фото "Элементы жостовской росписи"
Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи: - воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;
Материалы и инструменты: - альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
- гуашь;
- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
- палитра;
- баночка для воды;
- тряпочка для кисточки;
- ватные палочки.
Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.
Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.
Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов: - замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.
Ход мастер-класса:
Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной... (георгин). Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.
По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.
Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.
Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.
В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.
А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.
А это георгин в другом цветовом решении.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак). Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.
Предлагаю следующую последовательность изображения мака.
Бутон мака можно изобразить так.
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.
Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.
Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.
Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).
Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.
Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)
Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).
О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память...Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.
При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.
Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.
Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.
Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.
Мазок «Запятая» - кончиком кисти, вся кисть. С помощью такого мазка тоже можно изобразить листья.
Многие мелкие листики изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик.
Это обычная травка, как и в Хохломской росписи.
А это зубчатый лист мака.
Варианты простой уборки краёв подноса.
Вот такие работы получились у моих воспитанников.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Цветы гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Как нарисовать ветку сирени поэтапно красками для детей 5-7 лет
Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Рисование жесткой кистью методом «тычок»
Как нарисовать василек карандашом поэтапно с фото для начинающих