Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Дискуссия - эффективная форма организации учебных занятий

Статья «Дискуссия как одна из возможных эффективных форм организации учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода»
Автор: Купцова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ № 35" городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Описание материала. Статья будет интересна прежде всего учителям-предметникам гуманитарного направления. Хотя бытует мнение, что занятия в форме дискуссии лучше всего организовывать для старшеклассников (9-11 классы), наш опыт доказывает, что готовить учащихся к полноценным урокам-дискуссиям можно и нужно с 5 класса. И наша статья содержит методические советы, как сделать урок-дискуссию интересным, развивающим, воспитывающим и психологически комфортным, а значит - современным!
Цель: поделиться методическими приемами организации и проведения урока в форме дискуссии.
Дискуссия (от лат discussio – рассмотрение, исследование) – публичное рассмотрение какого-нибудь вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими ее от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Суть метода – организация в группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователей.
Дискуссия как форма организации учебного занятия активно используется в качестве мощного метода обучения и развития, что соответствует требованиям ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования» (п.7 ФГОС НОО). Как известно, результаты образования по ФГОС складываются из личностных, предметных и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных) результатов. И дискуссия, как универсальная форма организации учебных занятий, помогает добиваться одновременно предметных (без опоры на фактические знания невозможно сформулировать свое мнение и аргументированно его доказать), личностных (дискуссия помогает выявить ценностно-смысловые установки учащихся, отразить их индивидуально-личностные позиции) и метапредметных - и прежде всего коммуникативных - результатов (при подготовке к дискуссии – использование различных способов поиска, сбора, обработки информации, во время дискуссии – умение передать и интерпретировать информацию, «строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и создавать тексты в устной форме», «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий») (п.11 ФГОС НОО).
Итак, методическая ценность урока-дискуссии не вызывает сомнений. Вопрос в другом: как организовать и провести урок в данной форме таким образом, чтобы он принес образовательные и воспитательные плоды, а также оставил "эмоциональный след" в душах наших учеников?
Предлагаем несколько методических рекомендаций, сформулировать которые позволил наш опыт проведения уроков-дискуссий.
1. Как организовать рабочее пространство? Парты лучше всего выстроить по кругу, чтобы участники дискуссии видели лица своих оппонентов. При этом учитель занимает место рядом с учащимися, что психологически уравнивает его со всеми другими участниками. На первых порах (5-7 классы) учитель, конечно же, направляет ход дискуссии; в дальнейшем бразды правления могут быть переданы кому-либо из числа учащихся.
2. Как сформулировать тему дискуссии? В теме дискуссии могут быть обозначены две полярные точки зрения на обсуждаемый вопрос, например: «Чтение – роскошь или необходимость?» (русский язык, 7 класс), «Родион Раскольников: тварь дрожащая или право имею?» (литература, 10 класс), «Реформы Столыпина: беда или благо для России?» (история, 10 класс) и т.д. При такой формулировке учащиеся выбирают близкую им позицию и аргументируют ее. А что можно сказать о таком способе формулировки темы: «Дискуссия – единственно возможная форма организации учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода в ОУ»? Конечно, в данной формулировке одна точка зрения доведена до абсолюта, что, в свою очередь, наверняка спровоцирует присутствующих высказать свои возражения. Однако именно таким провокационным образом организатор дискуссии быстро добьется цели: смотивирует присутствующих начать «живой» спор.
3. Можно ли дискуссию как форму организации учебного занятия совместить с другими технологиями? Наш ответ - да! И прежде всего - с игровыми технологиями, в частности с ролевыми играми. Так, при подготовке к дискуссии учащиеся получают (или сами выказывают желание исполнить) определенные социальные роли, как-то: юриста (разрабатывает правила дискуссии), лингвиста (дает рекомендации по речевому этикету во время дискуссии), историка (совершает экскурс в историю данного явления, а также этимологию слова), социолога (проводит различного рода исследования по поставленной проблеме) и т.д. На заключительном этапе урока-дискуссии целесообразно организовать групповую работу: учащиеся каждой группы, выступая в определенной роли (например, директора школы, мэра города, президента РФ, родителя, учителя, владельца рекламного агентства, поэта и т.д.) и подводя итоги занятия, создают творческий продукт по поводу решения поставленной проблемы (например, в виде указов, приказов, рекомендаций, советов, рекламы, стихотворения и т.д.).
4. Какова роль учителя при проведении дискуссии? Учитель должен заранее продумать ход дискуссии, подготовить интересные материалы (высказывания великих людей, факты, данные исследований и т.п.), а также провокационные вопросы, которые, если пламя дискуссии угасает, он будет подбрасывать аудитории, как в костер подкидывают дрова, чтобы тот не потух.
5. Что делать, если точка зрения, высказанная одним из учащихся, не совпадает с точкой зрения учителя? Если вы хотите, чтобы первый урок-дискуссия не стал последним, выход один: учитель "наступает на горло собственной песни" и уже изначально дает установку себе и учащимся, что любая точка зрения имеет право на существование, не подвергается моментальной агрессивной критике и что отметка за точку зрения, не совпадающую с точкой зрения учителя и, возможно, большинства класса, не снижается; самое ценное в любой позиции – умение привести веские аргументы. А что делать, если точка зрения, высказанная одним из учащихся, противоречит моральным, этическим нормам (этим могут грешить учащиеся, стремящиеся выделиться, эпатировать одноклассников)? Тут главное для учителя – проявить выдержку, такт: «уничтожать» нежелательную позицию нужно не психологическими методами (оскорблениями, унижением), а интеллектуальными (привести неоспоримые факты, противоречащие утверждаемому, довести точку зрения, высказанную учащимся, до абсурда и т.д.).
6. Как оценивать данное занятие? Как известно, ФГОС требует оценки деятельности учащегося и ее результатов не только со стороны учителя, но и со стороны самого учащегося (самооценки) и одноклассников (взаимооценки). Предлагаем вам примерный лист самооценки:
Лист самооценки
Оцените свою работу на уроке (обведите кружком нужную цифру и допишите утверждения):
1. Я сегодня молодец! У меня все получилось. Я держался (держалась) уверенно. Мои высказывания были логичны, убедительны, грамотно построены. Я хорошо подготовился (подготовилась) и получил(а) отличный результат!
2. В общем-то я неплохо показал(а) себя на сегодняшнем уроке. У меня многое получилось: -____________________________________________.
Однако я не смог _____________________________________________________________.
Так что мне есть над чем работать!
3. Я не очень доволен (довольна) своей работой на уроке. Я не смог (смогла)_______________________________________________________________________________________________________________________________, потому что я __________________________________________________. В следующий раз я лучше подготовлюсь, и у меня все получится!


Кроме этого, учителю необходимо подготовить оценочный лист, в котором против фамилии ученика он будет отмечать плюсом каждое его выступление. (Кстати, до начала дискуссии обговаривается, что тот учащийся, который ни разу не вступил в дискуссию, получает отметку «два», за что все голосуют). По завершении дискуссии учитель предлагает каждому ученику оценить выступление одноклассников и "подарить" 1 балл самому активному, интересному и грамотному участнику дискуссии. Так по итогам взаимооценки выстраивается рейтинг. Далее аудитория заслушивает юриста, который называет тех, кто нарушил правила и кому даются штрафные баллы. После всех этих операций выставляются отметки каждому участнику всем классом.
7. И последнее: какие психологические настройки необходимо использовать? Важно настроить ребят на доброжелательное отношение друг к другу и создать психологический комфорт. Поэтому в начале дискуссии все участники поворачиваются сначала к соседу слева, затем к соседу справа, жмут руки и говорят: «Удачи!» В конце дискуссии участники повторяют тот же самый обряд, но уже со словами: «Спасибо за интересное общение!».

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе
Участник №101 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
Опубликовано: 3044 дня назад (11 августа 2016)
Просмотров: 2954
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!