Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с нарушениями слуха
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
с нарушениями слуха.
Автор: Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.с нарушениями слуха.
Описание: Материал из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию будет полезен педагогам специальных коррекционных учреждений и всем заинтересованным педагогам для работы с детьми.
Цель: духовно-нравственное развитие детей.
Задачи: формировать у учащихся нравственную культуру, осознание необходимости нравственного опыта и своей роли в нем; знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений; формировать духовно-нравственные ориентиры, самовоспитание, способности к систематическому накоплению и обогащению опыта нравственного поведения.
В наши дни к проблеме духовно-нравственного воспитания должно быть повышенное внимание. Вследствие этого перед собой я поставила такую задачу, чтобы не просто воспитывать, а непременно правильно воспитать молодое поколение. Помимо приобретаемых знаний необходимо вложить в ребят ещё и духовно-нравственные ценности, которые пригодятся им на всём жизненном пути. Нужно воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами своей Родины.
Свою работу строю так, чтобы моральные нормы перешли во внутренние убеждения личности, установки к действию. Наша задача как педагогов научить детей добру, уверенности в себе, умению наслаждаться этим миром. Всё это настроит ребят на новую жизненную позицию в мире взрослых, где существуют свои нормы и требования.
Итак, перед нами стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Нельзя не согласиться, что способствовать формированию у молодёжи любви к Родине, привитие любому ребенку любви и уважения к своей семье, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. В процессе воспитания ребят в условиях школы-интерната нужно больше внимания уделять мероприятиям, которые ближе познакомят детей с историей родного края и его культурой.
Невозможно воспитать патриота, не изучая при этом историю своей малой родины. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии.
Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своего народа. Экскурсия обеспечивает изучение предметов и явлений в их естественной обстановке.
Ребята готовят презентации о своём городе, либо своей деревне, рассказывают о каждом, сделанном ими фото, самое важное. А в течение учебного года дополняют этот материал новыми сюжетами и рассказами.
Перед каждой экскурсией с детьми проводится вступительная беседа. Учащиеся должны знать куда пойдут и зачем. Прежде всего перед учениками надо поставить цель экскурсии. Это сосредотачивает внимание учащихся на изучение именно этого вопроса. Это исключает неорганизованность.
Все методы наглядного обучения вызывают необходимость фиксации материала в речи, будят настоятельную потребность в речи. И наблюдения, и экскурсии, вызывая живые впечатления, создают у детей с нарушениями слуха потребность выразить наблюдаемое в словах. Они задают множество вопросов: «Что это?», «Как называется?» и т.д. в этом особая ценность всех методов наглядного обучения в школе для детей с нарушениями слуха.
В городах и сёлах области приблизительно 50 памятников архитектуры республиканского и местного значения. Все они находятся под охраной государства. Во время экскурсии дети узнают массу нового и полезного для себя, вызывают гордость за свой родной край.
В нашем городе есть старинные красивые здания, имеющие историческую ценность (Дом купца Юцефовича, дом купца Аркеля и т.д.).
Барельеф Ш. Уалиханова и Ф.Достоевского открыт 25 февраля 2005 года в присутствии президента РК Н.А. Назарбаева. Эта памятный знак дружбы казахского учёного Ш. Уалиханова и известного русского писателя Ф. Достоевского – стал символом вечной дружбы Казахстана и России. Барельеф установлен на здании областного краеведческого музея.
Памятник героям ВОВ. Проходят годы, сменяют и уходят в прошлое события, они никогда не померкнут в памяти северо-казахстанцев беспримерный подвиг их земляков, отдавших все силы для спасения Родины. В ПКиО высится 16-метровый обелиск. Этот памятник северо-казахстанцам, не вернувшимся с ВОВ.
В районе драмтеатра им. Погодина сразу несколько памятников. Проводя экскурсии к этим памятникам необходимо рассказать об истории их создания.
Митинг на театральной площади Петропавловска, посвящённый открытию мемориального комплекса славы, стал событием, объединившим времена и поколения. 6 ноября 1979 года на площадь пришли тысячи петропавловцев – совсем юные и люди преклонного возраста. Они собрались здесь, чтобы склонить головы перед святой памятью павших за будущее, за наш сегодняшний день. Форма этого памятника необычна – 4 устремлённых в небо пилота. Открывает мемориальную композицию скульптурные группы. Слева – юноша-казах верхом на коне, рядом боец- красноармеец с развивающимся знаменем. Справа – солдаты ВО тесно прижавшиеся друг к другу, они как бы заняли круговую оборону, исполненные решимости остановить врага. Готовность бороться до конца, не жалея жизни во имя победы, объединяет скульптурные группы в единый образ Пламенного борца.
16 июня 1999года там же был воздвигнут памятник легендарным героям казахского народа Карасай-батыру и Агынтай-батыру. 2 бронзовые фигуры воинов в доспехах стоят плечом к плечу, у каждого в руке пика, перед собой батыры держат щит. 22июня 1999года состоялось открытие памятника в присутствии Президента РК.
Совсем недалеко от нашего интерната находится обелиск в честь воинов-афганцев, исполнявших свой воинский долг во время войны в Афганистане. Более тысячи северо-казахстанцев приняли участие в военных действиях в Афганистане. 46 жизней наших земляков унесла эта война. Летом 1999года был заложен памятный знак, а в 2002году на этом месте появился скромный обелиск Славы. Здесь ежегодно 15февраля в день вывода Советских войск из Афганистана встречаются воины-афганцы и их родственники для того, чтобы отдать дань памяти тем, кто не вернулся с полей сражений.
Ежегодно мы посещаем областной историко-краеведческий музей. Дети любят туда ходить. И ведь это не просто так. Ребята вспоминают прошлые свои посещения, сравнивают, обсуждают перемены. Экскурсовод рассказывает очень интересно и доступно для понимания детей. В музее накоплен большой материал по истории города Петропавловска, ВО войны, современной истории края. Сейчас музей - единый комплекс, в котором нашла отражение история края с древнейших времён до современности.
На основе документального материала раскрывается тема образования казахского народа, становление Казахского ханства. Ребята любят слушать материал по ВОВ, о боевых подвигах северо-казахстанцев. Они читают старые, уже пожелтевшие, документы, письма, приказы. Всё это вызывает чувство гордости за свой народ, за своих соотечественников, которые боролись за свободу своих потомков.
Также мы посещаем музей «Резиденцию Абылай хана». Там дети узнали много нового и интересного о жизни крупного государственного деятеля. Абылай хан стремился сохранить казахскую государственность, укреплял экономические связи. Он сыграл немаловажную роль и в истории возникновения крепости св. Петра. Поводом для строительства крепости послужило налаживание политических и торгово-экономических отношений между Российской администрацией и ханской властью.
Интересен зал, где показано как жил хан (обстановка юрты, его кровать с пологом, всё в коврах. Преобладающий цвет во всём- красный).Также детям очень понравилась экспозиция с Абылай ханом. Настолько реально он выглядит, кажется, что он живой. Дети много фотографируют обстановку, самого хана. Посещение музея «Резиденции Абылай хана» вызвало у ребят чувство гордости за свой город. Что именно здесь жил великий хан, сделавший так много для народа.
Память о прошлом хранят не только музейные стенды и мемориалы, она живёт в названных улицах и площадях.
Воспитанию чувства патриотизма способствуют также встречи с ветеранами труда, войны. Выходя с детьми на празднично украшенные улицы города к 9 мая, они видят как народ искренне и с огромным уважением поздравляют ветеранов войны. Ребята сами смотрят на них с восхищением. Дети знают, что была война, в которой погибло огромное количество людей. Но победа осталась за нами. И это идут по улицам именно те люди, которые разгромили врага.
Ещё наши ребята побывали в Астане. Сам авиа-перелёт интересен и необычен для них. А уж экскурсия по столице нашей Родины… Дети очень много фотографируют красивых мест, достопримечательностей. Рассказывали по приезду об увиденном тем, кто не был там, делились впечатлениями.
С ребятами можно и нужно практиковать походы по памятным местам не только города, но и села, и родной деревни, встречаться с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Только так, на конкретных примерах, можно реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле, к людям. Помимо этого экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с истинными памятниками истории здесь и сейчас.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, проведение экскурсий к памятникам и в музеи, на праздничные улицы города, встречи с ветеранами – это и есть оно из направлений духовно-нравственного воспитания нашего молодого поколения. Мои воспитанники через традиции своего народа приобрели опыт духовно – нравственных ценностей: уважительное отношение к родному краю, Родине, символам и законам государства, старшему поколению, друг к другу.
Презентация на тему: Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с нарушениями слуха
Рекомендуем посмотреть:
Экспериментирование в детском саду Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективностиУчастник №55 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (12)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|