Конспект занятия для детей начальной школы с презентацией. Особенности древнегреческой керамики
Методическая разработка открытого занятия. Тема: «Особенности древнегреческой керамики»
Автор: Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Щекотурова Наталья Геннадьевна Тема: Особенности древнегреческой керамики.
Цель: Выполнить вазу с сюжетами древнегреческой живописи в нетрадиционной технике рисования «Оттиск поролоном».
Задачи:
Обучающая:
- познакомить учащихся с новыми понятиями керамос, керамика, вазопись;
- формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов;
- формировать умение работать с художественными материалами;
- формировать представление о целостной картине мира.
Развивающая:
- развивать образное и логическое мышление;
- развить интеллектуальную и духовную сферу.
Воспитывающая:
- воспитать интереса и любви к искусству.
- воспитать толерантности, эстетического вкуса.
Оборудование: альбом, гуашь, кисточки №2, №3, баночка, тряпочка, простые карандаши.
Литературный ряд: выставка книг, отрывок из поэмы Гомера.
Зрительный и музыкальный ряд:
- рисунки типов греческих ваз, домашней утвари;
- презентация «Древнегреческие орнаменты»;
- презентация «Греческая вазопись»;
- греческая народная музыка.
Методические рекомендации: Конспект по этой теме можно использовать на уроках учителями рисования, преподавателями школ искусств и педагогами дополнительного образования.
Методы занятия: частично поисковый, творческо-поисковый, метод практической работы, словесный, созерцания и любования.
Ход занятия:
1 .Организационный момент.- Здравствуйте ребята! Сегодня мы начнём занятие с улыбки, посмотрите друг на друга улыбнитесь друг другу и пожелайте творческих успехов.
2 . Актуализация опорных знаний
Отрывок из поэмы Гомера:
“О, Греция!
Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!”
- Уже несколько уроков мы с вами знакомились с культурой Древней Греции. И сегодня мы продолжим ее изучение.
- Давайте отправимся с вами в небольшое путешествие. Представьте себе, что вы туристы на экскурсии в музеи и перед вами некоторые предметы. Как вы думаете, что здесь лишнее?
- Ваза, чашка, кастрюля, вилка (ответы ваши правильные, но я предлагаю другой принцип).
- Вилка, почему?
- Чем она отличается от всех этих предметов?
- В ней нельзя хранить жидкость, это не сосуд.
- А как эти предметы можно назвать, одним словом.
- Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА» на латинском языке «ВАЗЫ».
- Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции (вилка появилась позже, лет 300 назад).
- Конечно, же - это знаменитые античные вазы. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. По-гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ». И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
3 . Изучение нового материала.
Презентация «Греческая вазопись»
(Слайд 1)
В Греции вазовая живопись была одним из самых важных искусств. Форма вазы имела меньшее значение, чем сделанная на ней роспись. Вазы раннего периода 10-9 вв. до н.э. украшались абстрактными рисунками.
В Афинах существовал целый ремесленный квартал – Керамик, где работали гончары. Сформированные на гончарном круге сосуды они расписывали густым черным лаком, секрет приготовления которого, до сих пор не разгадан.
(Слайд 2)
В 7 веке до нашей эры рисунки на вазах исполняли в черно - фигурной технике: изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.
С 530 г. до н.э. на смену ей приходит красно - фигурный стиль. Новая техника заключалась в том, что мастер обводил кисточкой контуры фигур и наносил птичьим пером складки одежды, мускулы и черты лица, а всё свободное от изображения пространство вазы покрывал лаком.
(Слайд 3)
Для обоих стилей сюжетами служили разные бытовые сцены, а также образы мифологии.
Расписные вазы высоко ценились в Древней Греции, служили даже наградой победителям спортивных состязаний.
(Слайд 4-5)
Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи – для хранения.
Амфора – для благовоний и масел, в маленьких дамы хранили парфюмерные жидкости;
Кратер – для смешивания на пирах воды и вина;
Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд;
Гидрия – для хранения воды;
Килик – изящные вазы для пития;
Канфар – чаша для вина;
Ойнохоя – сосуд для разливания вина;
Скифос – большая чаша для вина;
Киаф – черпак для разбавленного вина и другие.
(Слайд 6)
- Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи.
- Геометрический (1000- 700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами.
- Ковровый (с 7 в. до н.э.). На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ сочетании с растительным узором.
- Чернофигурный (расцветает 6 в. до н. э. в Аттике). На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской.
- Краснофигурный (ок. 530 г. до н.э.). В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Рисунок отличается тем , что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур.
- Роскошный (кон. 5 – нач. 4 в. до н. э.). Для этого стиля характерна декоративная пышность ваз, перегруженность композиции.
- А сейчас мне бы хотелось послушать выступление учащихся, которым было дано домашнее задание. (Выступление учащихся с презентацией «Древнегреческие орнаменты».)
- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?
- Назовите стили древнегреческой вазописи?
- Что является главными правилами греческого декора?
- Какие древнегреческие орнаменты вы знаете?
4. Динамическая пауза
5. Практическая работа.
-Сегодня мы не только узнали интересное о древнегреческой керамике, но и научимся выполнять работу в нетрадиционной технике рисования- оттиск поролоном.
- Оттиск порлоном – это один из способов нетрадиционного рисования, который заключается в том, что нужно прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
- Сегодня на уроке выполним работу в этой технике. Так же будем использовать готовые трафареты (орнаменты, бытовые сцены, образы мифологии и т.д. ) для удобства.
Этапы работы вывешены на доске. Педагог комментирует каждый этап.
1. Рисуем древнегреческую вазу (формы вазы по выбору учащегося).
2. Тонируем вазу в нетрадиционной технике рисования - оттиск поролоном.
3. Берем готовый трафарет и отпечатываем орнамент на вазе.
6. Закрепление.
- Чему вы научились на занятии?
-Что показалось не интересным?
- Что нового узнали? Какие стили древнегреческой вазописи запомнили?
-Чем урок запомнился, какие моменты были увлекательными?
- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?
- Назовите стили древнегреческой вазописи?
- Что является главными правилами греческого декора?
- Какие древнегреческие орнаменты вы знаете?
Выставка работ. Обсуждение. Оценивание.
– У вас получились замечательные работы, что помогло вам при рисовании? Давайте еще раз удивимся и полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, на доске прикреплены смайлики, если вам понравилось занятие и вы узнали много нового то возьмите смайлик который улыбается, если вам занятие не понравилось нового вы ничего не узнали то смайлик который плачет.
Занятие подошло к концу. Всем спасибо.
Презентация на тему: Особенности древнегреческой керамики
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по моделированию. Аппликация Елка, 2 класс Урок ИЗО - 2 класс. Конспект План – конспект открытого занятия ИЗО, 5 класс Конспект занятия по ИЗО на тему: Новый год, 4 классПохожие статьи:
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (6)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|