Методическое пособие для коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ТНР
Методическая разработка для коррекции слоговой структуры слов «Кто скачет?»
Автор: Канаева Галина Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 62» г.о. Самара Пояснительная записка
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу – говорить вас научу»
Метод слоговой гимнастики (проговаривания вслед за логопедом ритмизированного ряда, состоящего из слогов различной структуры) известен логопедам давно и пользуется широкой популярностью. Сложно переоценить значение этого метода в логопедии. Слоговая зарядка способствует развитию фонематических процессов, коррекции нарушенной слоговой структуры слов, служит целям нормализации звукопроизношения. В рекомендациях практически каждого практикующего логопеда встречаются советы по отраженному проговариванию/чтению детьми цепочек слогов, а в дальнейшем включению этих цепочек в работу над чистоговорками. Тем самым мы помогаем ребенку с нарушением речи плавно и безболезненно переходить от произнесения простых звукокомплексов к более сложным (словам, словосочетаниям и целым фразам).
Дети с ТНР отличаются более глубокими поражением всех сторон системы речи в отличие от детей с негрубой речевой патологией (ФН, дислалия), и характеризуются множественным нарушением звуков. Кроме частонарушаемых групп звуков, в их речи нередко можно встретить дефекты произношения звуков так называемого раннего онтогенеза (страдают носовые согласные, губно-зубные, смазано произносятся губные звуки, наблюдаются смешения и взаимозамены между задне- и переднеязычными звуками и т.д.); нередки дефекты оглушения или озвончения согласных, нарушения смягчения согласных или, наоборот, невозможность произнести многие согласные мягко. В особо тяжелых случаях (1 уровня речевого развития при ОНР, моторная и сенсомоторная алалии, тяжелые формы дизартрии, ринолалия) приходится восстанавливать всю систему согласных, и зачастую уточнять произнесение гласных звуков. Но даже уже вызванный звук с трудом автоматизируется и требует более длительной работы по закреплению на материале элементарных произносительных единиц (слогов).
Также при работе с дошкольниками с ТНР большого внимания требует работа над восстановлением возможности воспроизводить слова различной слоговой структуры.
На начальном этапе работы многие дети с ТНР с трудом воспроизводят самые простые слоговые цепочки, состоящие из трех совершенно одинаковых прямых слогов с доступным для произнесения согласным раннего онтогенеза: дети сокращают или увеличивают количество слогов в цепочке. Например, на предложение произнести три слога ба-ба-ба можно нередко услышать два или четыре слога (ба-ба или ба-ба-ба-ба). В одном случае звуки могут прозвучать в цепочке верно, а в следующий момент уже искаженно.
Перечисленные выше трудности побудили автора к поиску средств, призванных развивать способность детей воспроизводить ритмизированные ряды слогов, задействуя сохранные (зрительный и тактильный) анализаторы, развивать чувство ритма, стимулировать восприятия ритмической структуры слова, развивать фонематические процессы как функцию уже на самых первых этапах работы и, что не маловажно, сохранять длительное время интерес едва начинающего говорить ребенка к подобного рода упражнениям.
Цель пособия
Развитие фонематических процессов, коррекция слоговой структуры слов, нормализация звукопроизношения.
Структура методического пособия
Пособие «Кто скачет?» представляет собой набор сюжетных картинок Каждая картинка имеет размер 1/2 листа А4 и покрыта ламинирующей пленкой. Ребенку не просто предлагается повторить странный и скучный на его взгляд, не несущий никакой семантической нагрузки речевой материал, а «оказать помощь» неким сказочным героям преодолеть препятствия или просто поучаствовать в игре героев. Для создания сюжетов герои выбирались таким образом, чтобы ритмичное передвижение с помощью прыжков или скачков для них было характерно в реальной действительности. На разных этапах работы над слогом дети помогают «скакать» или «прыгать» лягушке, кузнечику, зайчику, лошадке, котенку, раскатившимся по дороге яблокам. Ребенок повторяет цепочку слогов, одновременно последовательно нажимая пальцем ведущей руки на карточке с сюжетом зрительно-тактильные ориентиры (кочки, пенечки, клубочки, листочки и т.п.).
Методические рекомендации по использованию пособия «Кто скачет»
Ряды слогов, предлагаемые для проговаривания, распределены в следующей последовательности:
- Прямые слоги с одним согласным и разными гласными;
- Прямые слоги с разными согласными раннего онтогенеза и разными гласными;
- Прямые слоги с парными согласными раннего онтогенеза и одним гласным;
- Прямые слоги с парными согласными раннего онтогенеза и разными гласными;
- Обратные слоги с согласными раннего онтогенеза согласным и одним гласными;
- Обратные слоги с согласными раннего онтогенеза и разными гласными;
- Прямые слоги с мягкими и твердыми согласными раннего онтогенеза и одним гласным;
- Прямые слоги с мягкими и твердыми согласными раннего онтогенеза и разными гласными;
- Слоги с интервокальной позицией согласного;
- Слоги со стечением согласных;
- Прямые слоги с разными гласными в одной цепочке;
- Обратные слоги с разными гласными в одной цепочке;
В аналогичной последовательности отрабатываются слоги с постепенно появляющимися в речи нарушенными и вызванными логопедом согласными (согласными позднего онтогенеза) и включение слоговых ритмов в чистоговорки. Последовательность может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Примеры использования сюжетов для слоговой зарядки
1. Проговаривание прямых слогов с одним согласным и разными гласными;
- Помоги лягушке перепрыгнуть болото по кочкам:
ПА-ПА-ПА, ПЫ-ПЫ-ПЫ, ПО-ПО-ПО, ПУ-ПУ-ПУ.
2. Проговаривание прямых слогов с разными согласными раннего онтогенеза и разными гласными:
- Помоги кузнечику перепрыгнуть поляну по пенькам:
ПА-ПА-ПА, ПЫ-ПЫ-ПЫ, ПО-ПО-ПО, ПУ-ПУ-ПУ.
ТА-ТА-ТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, ТО-ТО-ТО, ТУ-ТУ-ТУ.
КА-КА-КА, КЫ-КЫ-КЫ, КО-КО-КО, КУ-КУ-КУ.
3. Проговаривание прямых слогов с парными согласными раннего онтогенеза и одним гласным.
- Помоги маме лягушке с лягушонком перепрыгнуть болото по листочкам лилий. Лягушонок скачет тихо, а лягушка - звонко (громко):
ПА-ПА-ПА, БА-БА-БА
ТА-ТА-ТА, ДА-ДА-ДА
КА-КА-КА, ГА-ГА-ГА
МА-МА-МА, НА-НА-НА
4. Проговаривание прямых слогов с парными согласными раннего онтогенеза и одним гласным.
- Мама зайчиха учит зайчонка скакать по пенечкам. Помоги маме- зайчихе. Мама скачет тихо, а зайчонок - звонко (громко):
ПА-ПА-ПА, БА-БА-БА
ПЫ-ПЫ-ПЫ, БЫ-БЫ-БЫ
ПО-ПО-ПО, БО-БО-БО
ПУ-ПУ-ПУ, БУ-БУ-БУ
ТА-ТА-ТА, ДА-ДА-ДА
ТЫ-ТЫ-ТЫ, Д Ы-ДЫ-ДЫ
ТО-ТО-ТО, ДО-ДО-ДО
ТУ-ТУ-ТУ, ДУ-ДУ-ДУ
КА-КА-КА, ГА-ГА-ГА
КЫ-КЫ-КЫ, ГЫ-ГЫ-ГЫ
КО-КО-КО, ГО-ГО-ГО
КУ-КУ-КУ , ГУ-ГУ-ГУ
МА-МА-МА, НА-НА-НА
МЫ-МЫ-МЫ, НЫ-НЫ-НЫ
МО-МО-МО, НО-НО-НО
5. Проговаривание обратных слогов с разными согласным и одним гласным в цепочке.
- Ежик собирал яблоки. Но яблоки были слишком крупные они не удержались на ежиных колючках и рассыпались по тропинке. Яблоки сыпались и громко стучали, а ежик принялся их собирать. Помоги ежу:
АП-АП-АП АТ-АТ-АТ АМ-АМ-АМ АН-АН-АН АК-АК-АК
6. Проговаривание обратных слогов с разными согласным и разными гласными.
- Ежик собирал яблоки. А они снова рассыпались Помоги ежику собрать яблоки.
АП-АП-АП АТ-АТ-АТ АМ-АМ-АМ АН-АН-АН АК-АК-АК
ОП-ОП-ОП ОТ-ОТ-ОТ ОМ-ОМ-ОМ ОН-ОН-ОН ОК-ОК-ОК
УП-УП-УП УТ-УТ-УТ УМ-УМ-УМ УН-УН-УН УК-УК-УК
ИП-ИП-ИП ИТ-ИТ-ИТ ИМ-ИМ-ИМ ИН-ИН-ИН ИК-ИК-ИК
ЭП-ЭП-ЭП ЭТ-ЭТ-ЭТ ЭМ-ЭМ-ЭМ ЭН-ЭН-ЭН ЭК-ЭК-ЭК
7. Проговаривание прямых слогов с мягкими и твердыми согласными раннего онтогенеза и одним гласным.
- Зайчата научились хорошо прыгать, но у зайчонка с желтым бантом прыжки звучат твердо, а у зайчонка с зеленым бантом прыжки звучат мягко Помоги зайчатам прыгать:
ПЫ-ПЫ-ПЫ, ПИ-ПИ-ПИ
БЫ-БЫ-БЫ, БИ-БИ-БИ
ТЫ-ТЫ-ТЫ, ТИ-ТИ-ТИ
ДЫ-ДЫ-ДЫ, ДИ-ДИ-ДИ
КЫ-КЫ-КЫ, КИ-КИ-КИ
ГЫ-ГЫ-ГЫ, ГИ-ГИ-ГИ
МЫ-МЫ-МЫ, МЫ-МЫ-МЫ
НЫ-НЫ-НЫ, НИ-НИ-НИ
ВЫ-ВЫ-ВЫ, ВИ-ВИ-ВИ
ФЫ-ФЫ-ФЫ, ФИ-ФИ-ФИ
8. Проговаривание прямых слогов с мягкими и твердыми согласными раннего онтогенеза и разными гласными.
- Дима и Даша играют в мяч. Мячи Даши скачут и «звучат» твёрдо, а мячи Димы – мягко. Помоги ребятам в их игре:
тв мг тв мг тв мг
ПЫ-ПЫ-ПЫ, ПЭ-ПЭ-ПЭ, ПА-ПА-ПА, ПО-ПО-ПО,
ПУ-ПУ-ПУ,
БЫ-БЫ-БЫ, БЭ-БЭ-БЭ, БА-БА-БА, БО-БО-БО,
БУ-БУ-БУ ,
ТЫ-ТЫ-ТЫ,
ТЭ-ТЭ-ТЭ, ТА-ТА-ТА,
ТО-ТО-ТО, ТУ-ТУ-ТУ,
ДЫ-ДЫ-ДЫ,
ДЭ-ДЭ-ДЭ, ПИ-ПИ-ПИ
ПЕ-ПЕ-ПЕ
ПЯ-ПЯ-ПЯ
ПЁ-ПЁ-ПЁ
ПЮ-ПЮ-ПЮ
БИ-БИ-БИ
БЕ-БЕ-БЕ
БЯ-БЯ-БЯ
БЁ-БЁ-БЁ
БЮ-БЮ-БЮ
ТИ-ТИ-ТИ
ТЕ-ТЕ-ТЕ
ТЁ-ТЁ-ТЁ
ТЯ-ТЯ-ТЯ
ТЮ-ТЮ-ТЮ
ДИ-ДИ-ДИ
ДЕ-ДЕ-ДЕ ДА-ДА-ДА, ДО-ДО-ДО, ДУ-ДУ-ДУ,
КЫ-КЫ-КЫ, КЭ-КЭ-КЭ, КА-КА-КА, КО-КО-КО,
КУ-КУ-КУ,
ГЫ-ГЫ-ГЫ, ГЭ-ГЭ-ГЭ, ГА-ГА-ГА, ГО-ГО-ГО,
ГУ-ГУ-ГУ
МЫ-МЫ-МЫ,
МЭ-МЭ-МЭ, МА-МА-МА, МО-МО-МО,
МУ-МУ-МУ, ДЯ-ДЯ-ДЯ ДЁ-ДЁ-ДЁ ДЮ-ДЮ-ДЮ
КИ-КИ-КИ
КЕ-КЕ-КЕ
КЯ-КЯ-КЯ КЁ-КЁ-КЁ КЮ-КЮ-КЮ
ГИ-ГИ-ГИ
ГЕ-ГЕ-ГЕ
ГЯ-ГЯ-ГЯ
ГЁ-ГЁ-ГЁ
ГЮ-ГЮ-ГЮ
МИ-МИ-МИ
МЕ-МЕ-МЕ МЯ-МЯ-МЯ МЁ-МЁ-МЁ МЮ-МЮ-МЮ
НЭ-НЭ-НЭ, НЫ-НЫ-НЫ,
НА-НА-НА, НО-НО-НО,
НУ-НУ-НУ,
ВЫ-ВЫ-ВЫ,
ВЭ-ВЭ-ВЭ, ВА-ВА-ВА, ВО-ВО-ВО,
ВУ-ВУ-ВУ,
ФЭ-ФЭ-ФЭ, ФЫ-ФЫ-ФЫ,
ФА-ФА-ФА, ФО-ФО-ФО,
ФУ-ФУ-ФУ, НЕ-НЕ-НЕ
НИ-НИ-НИ
НЯ-НЯ-НЯ
НЁ-НЁ-НЁ
НЮ-НЮ-НЮ
ВИ-ВИ-ВИ
ВЕ-ВЕ-ВЕ
ВЯ-ВЯ-ВЯ
ВЁ-ВЁ-ВЁ
ВЮ-ВЮ-ВЮ
ФЕ-ФЕ-ФЕ
ФИ-ФИ-ФИ
ФЯ-ФЯ-ФЯ
ФЁ-ФЁ-ФЁ
ФЮ-ФЮ-ФЮ
9. Проговаривание прямых слогов с мягкими и твёрдыми согласными раннего онтогенеза и разными гласными (Вариант 2).
- Толя и Тёма играют в мяч. Зеленые мячи Тёмы скачут мягко, а синие мячи Толи – твердо. Помоги ребятам в их игре:
ПА-ПА-ПА
БА-БА-БА,
ПЫ-ПЫ-ПЫ,
БЫ-БЫ-БЫ,
ПО-ПО-ПО,
БО-БО-БО,
ПЭ-ПЭ-ПЭ,
БЭ-БЭ-БЭ,
ПУ-ПУ-ПУ,
БУ-БУ-БУ, ПЯ-ПЯ-ПЯ
БЯ-БЯ-БЯ
ПИ-ПИ-ПИ
БИ-БИ-БИ
ПЁ-ПЁ-ПЁ
БЁ-БЁ-БЁ
ПЕ-ПЕ-ПЕ
БЕ-БЕ-БЕ
ПЮ-ПЮ-ПЮ
БЮ-БЮ-БЮ и т.д.
10. Проговаривание слогов с интервокальной позицией согласного.
- Кузнечик прыгает по пенечкам. Помоги ему:
АПА-АПА-АПА
ОБА-ОБА-ОБА,
АПЫ-АПЫ-АПЫ,
ОБЫ-ОБЫ-ОБЫ,
УПО-УПО-УПО,
ЭБО-ЭБО-ЭБО,
АПЭ-АПЭ-АПЭ,
ОБЭ-ОБЭ-ОБЭ,
ИПУ-ИПУ-ИПУ,
ОБУ-ОБУ-ОБУ… и т.д.
11. Проговаривание слогов со стечением согласных.
- Кузнечик прыгает по пенечкам. Помоги ему:
СПА-СПА-СПА
СБА-СБА-СБА,
СПЫ-СПЫ-СПЫ
СБЫ-СБЫ-СБЫ
СПО-СПО-СПО
СБО-СБО-ЭБО
СПЭ-СПЭ-СПЭ
СБЭ-СБЭ-СБЭ
СПУ-СПУ-СПУ
СБУ-СБУ-СБУ
ПТА-ПТА-ПТА
БДА-БДА-БДА
ПТЫ-ПТЫ-ПТЫ
БДЫ-БДЫ-БДЫ
ПТО-ПТО-ПТО
БДО-БДО-БДО
ПТЭ-ПТЭ-ПТЭ
БДЭ-БДЭ-БДЭ
ПТУ-ПТУ-ПТУ
БДУ-БДУ-БДУ
СКА-СКА-СКА
ЗГА-ЗГА-ЗГА
СКЫ-СКЫ-СКЫ
ЗГЫ-ЗГЫ-ЗГЫ
СКО-СКО-СКО
ЭГО-ЭГО-ЭГО
СКЭ-СКЭ-СКЭ
ЗГЭ-ЗГЭ-ЗГЭ
СКУ-СКУ-СКУ
ЗГУ-ЗГУ-ЗГУ
КМА-КМА-КМА
КНА-КНА-КНА
КМЫ-КМЫ-КМЫ
КНЫ-КНЫ-КНЫ
КМО-КМО-КМО
КНО-КНО-КНО
КМЭ-КМЭ-КМЭ
КНЭ-КНЭ-КНЭ
КМУ-КМУ-КМУ
КНУ-КНУ-КНУ
ТВА-ТВА-ТВА
КФА-КФА-КФА
ТВЫ-ТВЫ-ТВЫ
КФЫ-КФЫ-КФЫ
ТВО-ТВО-ТВО
КФО-КФО-КФО
ТВЭ-ТВЭ-ТВЭ
КФЭ-КФЭ-КФЭ
ТВУ-ТВУ-ТВУ
КФУ-КФУ-КФУ
12. Проговаривание прямых слогов с разными гласными в одной цепочке.
- Котенок играл с клубками. Они все раскатились, и нитки спутались. Помоги котенку распутать нитки, слушай внимательно:
ВА-ВА-ВЭ
ВЫ-ВЫ-ВА
ВЭ-ВЭ-ВО
ВО-ВО-ВУ
ФО-ФА-ФА
ФА-ФЫ-ФЫ
ФЫ-ФО-ФО
СА-СЫ-СА
СЫ-СА-СЫ
СА-СО-СА
СО - СУ-СО
ЗА-ЗЫ-ЗУ
ЗА-ЗО-ЗЭ
ЗО-ЗА-ЗУ
ЦУ-ЦА-ЦО
13. Проговаривание прямых слогов с твердыми и мягкими согласными и разными гласными в одной цепочке.
- Котята играли с клубками. У одного котенка клубки стучали по полу мягко, а у другого твердо. Клубки все раскатились, и нитки спутались. Помоги котятам распутать нитки, слушай внимательно:
ЛА-ЛЭ-ЛЭ
ЛЭ-ЛА-ЛА
ЛЫ-ЛЫ-ЛО
ЛО- ЛЫ-ЛЫ
ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО-ЛО
ЛЭ-ЛА-ЛЭ
ЛА-ЛЭ-ЛА
ЛА-ЛЭ-ЛЫ
ЛЫ-ЛО-ЛУ ЛЯ-ЛЯ-ЛИ
ЛЯ-ЛЯ-ЛЕ
ЛЕ-ЛИ-ЛИ
ЛЯ-ЛИ-ЛИ
ЛЁ-ЛЕ-ЛЁ ЛЯ-ЛЁ-ЛЯ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ
ЛЮ-ЛЁ-ЛЮ
ЛЯ-ЛИ-ЛЕ
ЛЕ-ЛЁ-ЛЮ
14. Проговаривание прямых слогов с твердыми и мягкими согласными и одним гласным в одной цепочке.
15. Проговаривание обратных слогов с разными гласными в одной цепочке.
- По зимнему лесу скачет зайка. Он убегает от лисы. Помоги зайцу проскакать от куста до куста и спастись от лисы:
АП-АП-ОП АТ-ОТ-АТ АМ-ОМ-ИМ АН-ОН-ИН АК-ОК-УК
ОП-ОП-ИП ОТ-АТ-ОТ ОМ-ИМ-ЫМ ОН-АН-ЫН ОК-ИК-ЭК
ИП-УП-УП ИТ-УТ-ИТ ИМ-ОМ-УМ УН-ЫН-АН УК-АК-ОК
ИП-ИП-ОП ИТ-АТ-ИТ ЭМ-АМ-УМ ИН-ЭН-УН ИК-ЫК-ЭК
ЭП-ЭП-УП ЭТ-УТ-ЭТ УМ-ОМ-ЭМ ЭН-УН-ОН ЭК-АК-ЫК
ОС-ОС-ИС ОС-АС-ОС ОС-ИС-ЫС ОЛ-АЛ-ЫЛ ОЩ-ИЩ-ЭЩ
ИС-УС-УС АС-УС-АС ИС-ОС-УС УЛ-ЫЛ-АЛ УЩ-АЩ-ОЩ
УС-УС-ОС ИС-АС-ИС ЭС-АС-УС ИЛ-ЭЛ-УЛ ИЩ-ЫЩ-ЭЩ
ЭС-ЭС-УС ЭС-УС-ЭС УС-ОС-ЭС ЭЛ-УЛ-ОЛ ЭЩ-АЩ-ЫЩ
15. Включение слоговых цепочек в чистоговорки.
-Ты помог (ла) лисе. Послушай, какой стишок у нас получился и повтори его:
Са-са-са – Ходит по лесу лиса.
Сы-сы-сы – Мы спасёмся от лисы.
Ас-ас-ас - Не догонит лиса нас.
Сты-сты-сты – Зайка спрятался в кусты.
16. Проговаривание обратных слогов с мягкими и твердыми согласными с одним гласным в цепочке.
- По тропинке скачет лошадка. Она звонко цокает копытцами. Помоги лошадке перепрыгнуть через камни на дороге:
АР-АР-АРЬ
ОР-ОР-ОРЬ
УР-УР-УРЬ
ИР-ИР-ИРЬ
ЭР-ЭР-ЭРЬ
ОРЬ-ОРЬ-ОР
УРЬ-УРЬ-УР
ИРЬ-ИРЬ-ИР
ЭРЬ-ЭРЬ-ЭР
ОР-ОРЬ-ОР
УР-УРЬ-УР
ИР-ИРЬ-ИР
ЭР-ЭРЬ-ЭР
ОРЬ-ОР-ОРЬ
УРЬ-УР-УРЬ
ИРЬ-ИР-ИРЬ
ЭРЬ-ЭР-ЭРЬ
17. Проговаривание обратных слогов с мягкими и твердыми согласными с разными гласными в одной цепочке.
- По ипподрому скачет наездник на коне. Им надо преодолеть сложные препятствия – высокие барьеры. Помоги наезднику и коню перепрыгнуть через барьеры:
АР-АР-ОР
ОР-ОР-АР
УР-УР-ЭР
ЭР-ЭР-ИР
ИР-ИР-УР
АРЬ-АРЬ-ОРЬ
ОРЬ-ОРЬ-АРЬ
УРЬ-УРЬ-ИРЬ
ЭРЬ-ЭРЬ-УРЬ
ИРЬ-ИРЬ-ЭРЬ
ОР-АРЬ-ЭР
УР-ИРЬ-АР
ИР-ЭРЬ-ОР
ЭР-УРЬ-ИР
АРЬ-ИР-ЭРЬ
ОРЬ-ЭР-АРЬ
УРЬ-ОР-ИРЬ
ИРЬ-УР-ОРЬ
ЭРЬ-АР-УРЬ
Взаимосвязь с воспитателями и родителями по использованию сюжетных картинок для слоговой зарядки.
В группе в зоне развития речи для работы воспитателей хорошо иметь подобные пособия, т.к. педагогам групп компенсирующей и комбинированной направленности необходимо закреплять с детьми задания логопеда и выполнять ту же самую слоговую зарядку, что ребенок уже выучил на логопедических индивидуальных занятиях. Сюжетные картинки, хранящиеся в группе имеют тех же героев и схожий сюжет, однако стиль их оформления несколько изменен для поддержания интереса детей к выполнению задания. Например, ребенок имеет возможность припомнить, какой зайка был на карточке у логопеда, а какой – на карточке у воспитателя, сравнить изображения, найти общие и отличительные признаки сюжетов. Такие упражнения способствуют развитию мыслительных способностей дошкольников с ТНР.
Для родителей в индивидуальной тетради делаются зарисовки сюжетов и дается задание раскрасить изображение.
Образцы зарисовок сюжетных картинок для слоговой зарядки в индивидуальных тетрадях детей
Карточки пособия "Кто скачет?"
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая игра для старших дошкольников Дидактические игры в логопедической работе Логопедическое пособие для детского сада своими руками. Мастер-класс с фото Логопедическое пособие "Кто где живёт?" из фетра для детского сада своими руками
Автор: Галина Сергеевна Канаева
Опубликовано: 655 дней назад (17 января 2023)
Просмотров: 439
Рубрика: Методические разработки
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!