Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Каменный уголь»
Конспект НОД по познанию в детском саду. Тема «Каменный уголь». Подготовительная группа
Описание материала: данный материал предполагает использование мультфильма в образовательном процессе, а именно для вхождение в тему: цель – создать проблемную ситуацию, стимулировать активность детей, мобилизовать их знания, умения, волевые усилия;- проработка содержания темы: цель – подтвердить правильность решения проблемы. Материал будет интересен педагогам подготовительной группы.
Цель НОД: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с каменным углем.
Задачи:
1. познакомить детей со свойствами каменного угля: его происхождении, свойствах, значимости для людей; закреплять умение исследовать предмет с помощью сравнения с другим предметом (камень), называть его свойства и особенности;
2. развивать интерес к экспериментированию детей, развивать любознательность; способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;
3. воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Оборудование и материалы:
- камни, кусочки угля, палочки, лупы по количеству детей;
- по два стаканчика с водой на каждого ребенка;
- салфетка, молоток для воспитателя;
- комьютер, проектор, экран;
- для рефлексии: Уголек и банка с водой, нарисованные на листах формата А3, бумажные огоньки по количеству детей.
Видеоряд:
- «Крот и уголь» (Artem Krtek); режиссер Зденек Миллер, студия Kru Film Praha, Чехословакия, 1995 г.
Предварительная работа:
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Как образовался каменный уголь» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
Ход НОД
Воспитатель: Отгадайте загадку:Все изрыл - и луг, и сад –
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки. (Крот)
- Сегодня я хочу познакомить вас с одним моим знакомым Кротиком. Как и все кроты, он живет под землей и роет подземные ходы, выталкивая лишнюю землю наверх. Но вот однажды эта земля оказалась какой-то странной…
Просмотр мультфильма «Крот и уголь» до 3 мин.12 сек.
Воспитатель: Ребята, вы видели, что кротик так и не понял, что же это были за камешки и почему другие животные так обрадовались и забрали их себе. А вы догадались, что это было?
Дети: Уголь.
Воспитатель: Правильное название – каменный уголь. А как вы думаете, почему его называют каменным? (Твердый, как камень) А какие свойства камней вы знаете? (Тяжелые, крепкие, гладкие/шероховатые). Интересно, а какими свойствами обладает каменный уголь? Такими же, как камни или нет? Давайте узнаем.
Опыт №1.
- Потрогайте камень. Сожмите его в рук. Какой он на ощупь? Какой по весу? А теперь посмотрите на свои руки? Тоже самое проделайте с кусочком угля. Какой вывод мы можем сделать?Вывод: Уголь и камень могут быть гладким и шероховатым. По весу камень тяжелее, чем уголь. Уголь оставляет черные следы на руках – угольную пыль – пачкается; камень не пачкается.
Опыт №2.
- Попробуйте разломать камень и уголь руками. Получается? (Нет) Как вы думаете, они прочные? А давайте проверим их прочность при помощи молотка. Воспитатель заворачивает кусочек угля в тряпочку и ударяет молотком. То же аккуратно проделывает с камнем.
- Что произошло? (Уголь рассыпался, камень нет)
Вывод: Камень твердый и прочный; уголь твердый, но не прочный.
Опыт №3.
- Опустите кусочек угля и камень в воду. Что произошло? (Утонули) Посмотрите внимательно на камень и уголек. Что замечаете? (От уголька поднимаются пузырьки) Как вы думаете, что это за пузырьки? (Если дети затрудняются, напомнить, что происходит, когда они дуют через соломинку в стакан с водой). Это выходит воздух, который есть в пористых предметах. При опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки. Значит уголь пористый. А что происходит с камнем? (Ничего)
Вывод: И камень, и уголь тяжелые. Но уголь пористый, а камень нет.
Опыт №4.
- А теперь проверим, растворяются ли эти предметы в воде. Возьмите палочку и помешайте воду, и там, где лежит уголь, и там, где лежит камень. Что произошло? (Ничего)Вывод: Уголь не растворяется в воде, как и камень.
Опыт№5
- Рассмотрите уголь в увеличительное стекло Что интересного вы увидели? (Слои.). А у камня есть слои? (Нет)Вывод: Уголь блестящий, слоистый. У камня слоев нет.
Воспитатель: Ребята, итак, мы сравнили с вами камень и уголь. Как вы думаете, похож уголь на камень? Чем? (Оба твердые, тяжелые, не растворяются в воде) А чем отличаются? ( Уголь непрочный, пористый, пачкается, состоит из слоев)
Каменный уголь действительно похож на камень и долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но это не так. Именно слои угля натолкнули русского ученого М.В. Ломоносова на мысль о том, как же возник каменный уголь.
Что же необычного в происхождении каменного угля нам расскажет Матвей С., который с родителями подробно узнал об этом.
Индивидуальный мини – проект с презентацией «Как образовался каменный уголь»
Воспитатель: Ребята, скажите, так из чего образовался уголь? (Из остатков древних растений, стволов деревьев)
- Уголь образовался очень- очень давно, много миллионов лет назад, поэтому залегает глубоко под землей. Это – полезное ископаемое и люди занимаются его добычей из – под земли.
- Какую же пользу он приносит людям и почему животные из мультфильма разобрали весь уголь, которые нашел кротик? (Идет на отопление домов)
- Давайте посмотрим, так ли это на самом деле.
Просмотр мультфильма «Крот и уголь» от 3 мин.12 сек. и до конца.
Воспитатель: Ребята, вы оказались абсолютно правы. Каменный уголь — прекрасное топливо. Он даёт намного больше тепла, чем дрова. А как вы думаете, почему же уголь, который имеет много свойств камня, хорошо горит? (Если дети затрудняются, напомнить, из чего образован уголь)
- Но уголь используется не только как топливо.
Схема «Использование угля человеком»
Тепловую энергию от сжигания угля преобразовывают в электрическую, из него извлекают жидкое топливо, а также используют для выплавки чугуна и стали. Каменный уголь - единственная порода, в которой в виде примесей содержатся такие редкие металлы, как германий и галлий. Из него добывают вещества, идущие на изготовление всевозможных красок, лаков, линолеума и резины, а также духов, пластмассы, некоторых лекарств, взрывчатых веществ.
Воспитатель: Ребята, что же нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Я хочу узнать, интересна и познавательна ли была наша сегодняшняя работа. Посмотрите, у каждого из вас есть вот такой огонек, а у меня на доске с «Уголек» и вода. Так вот, если вам сегодня все понравилось, вы узнали для себя что-то новое, то зажгите уголек, прикрепив к нему свой огонек, а если были какие –то трудности, что-то не понравилось или было не интересно, то потушите свой огонек в воде. (Проводится рефлексия)
Воспитатель благодарит детей за работу.
Рекомендуем посмотреть:
План - конспект НОД в подготовительной к школе группе Экспериментирование с водой в старшей - подготовительной группе ДОУ Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие на Север" Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Виды транспорта»Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Правила поведения в детском саду
Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде». Подготовительная группа
Участник №58 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2020 года
Автор: Елена Юрьевна Дзус
Опубликовано: 1713 дней назад (14 апреля 2020)
Просмотров: 1996
Блог: Блог Елены Юрьевны Дзус
Рубрика: Конспекты занятий
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!