Консультация для воспитателей ДОУ. Искусство составления сценария детского праздника
Консультация для воспитателей. Советы из опыта работы музыкального руководителя
Автор: Салихова Елена Николаевна, музыкальный руководитель детского сада (ГБДОУ) №89 "Золотые Зёрнышки", город Севастополь.Описание работы:
Данная статья предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Она содержит некоторые практические советы, но не является инструкцией по написанию утренника для дошкольников, отражая лишь частное отношение к данному вопросу человека всю свою жизнь посвятившего музыкально – воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено предварительному этапу написания детского сценария.
Содержание работы:
Тот, кто хоть один раз проводил детский праздник, обязательно столкнулся с проблемой написания сценария. Он, скорее всего, задавал себе множество вопросов. Как написать хороший добротный сценарий детского праздника, после проведения которого, все дети будут счастливы, родители довольны, ещё и начальство похвалит? Какую форму праздника выбрать? Традиционную, проводимую множество раз, чтобы в процессе подготовки и проведения праздника максимально использовать свой педагогический опыт. Или шагнуть в неизведанное, попробовать испытать новое. Может быть, оно окажется новым только для тебя лично и для твоих воспитанников? От этого проблем не убавиться. Как сделать, чтобы содержание этого сценария соответствовало требованиям ФГОС, развивающему обучению, возрастным особенностям детей и ещё огромному количеству разных важных и не очень критериев? Музыкальному руководителю приходится отвечать на все эти вопросы постоянно.
В современном мире великое множество всевозможных праздников, настоящее Праздничное Царство. А в каждом царстве обязательно есть Король и Королева. Для меня Королём праздников является Новый год.
Сколько ни проводи, а всегда он блистает в новых изысканных королевских нарядах. И другие надевать не хочет, ведь королю это не пристало. Кто же Королева этой праздничной иерархии? Думаю, в детском саду это Осень, Зима, Весна, Лето.
Ничего удивительного, что Королева не одна. Зато всегда есть с кем посоревноваться в изысканности манер, в остроте ума. Да и платье новое показать время от времени тоже уместно. Выпускной бал это почти то же самое, что свадьба Принца и Принцессы.
Вы спросите:"Какое отношение все эти Короли и Королевы имеют к проблеме написания сценария?" Для меня, самое непосредственное. Представьте себе, сколько усилий тратит человек, который женит своих детей? А видели ли вы по телевизору, с какими почестями встречают английскую Королеву? Какая подготовка! Какая ответственность! Детский Праздник тоже нельзя сделать Настоящим, если не приложить к этому максимум усилий, если не подойти к написанию сценария с ответственностью и серьёзностью, если не ответить на вопрос: "Что главное, а что, второстепенное?".
Скорее всего, не каждый музыкальный руководитель согласится со мной в том, что главное это требования ФГОС и всё, что за ними стоит. Кто - то воскликнет в недоумении: "А как же фантазия? Где творчество? Как, выполняя все эти многочисленные требования, можно достичь желаемого результата?" Ведь с точки зрения зтих педагогов самое главное заключается в том, чтобы на празднике было весело и радостно. Невозможно не согласиться, что это действительно прекрасная и достойная цель. Только она не может быть единственной.
Любое веселье должно быть уместным, ярким и дозированным. И тогда радость и смех только помогут в решении серьёзных педагогических задач. Здесь я умышленно не рассматриваю праздники патриотической направленности, которые однозначно требуют к себе серьёзного вдумчивого, можно сказать, особого отношения.
С чего же начать работу по составлению сценария? С определения темы. Вначале общей. Например: Новый год. А дальше уже смотрим, какую будем выбирать форму праздника: музыкально - театрализованное представление, концертную форму, драматизацию или КВН.
Ведь каждая из форм потребует совершенно определённых методов и приёмов организации праздника, различной подготовки по времени и объёму затраченных усилий.
Необходимо определить, на кого ляжет основная нагрузка: на детей или на взрослых. Или, она распределится равноценно, хотя это бывает очень редко. Я имею в виду нагрузку непосредственно на празднике, а не при его подготовке. Не написав ещё ни единой строчки, мы обязаны ответить на вопрос, для какого возраста детей предназначен этот праздник.
Желательно при этом уточнить уровень общей и музыкальной подготовки данной группы детей. Много ли часто отсутствующих по болезни и другим обстоятельствам? Проанализировать и учесть, как можно большее количество факторов, могущих повлиять на процесс подготовки и воплощения в жизнь данного сценария.
Именно потому, что каждый раз приходится учитывать все эти многочисленные особенности, я за свою долгую профессиональную жизнь не провела ни одного одинакового утренника, даже посвящённого традиционной, знакомой теме. Об этом прекрасно знают коллеги, с которыми я работаю. Это при том, что написано множество различных сценариев. Арифметика проста. Нагрузка ставка с четвертью, то есть пять групп. Значит, к каждому празднику нужно написать минимум три сценария. Умножаем на три (Осень, Зима, Весна) и получаем девять. Прибавляем Выпускной. Уже десять. Плюс один - два тематических, парочка традиционно массовых, например Масленица.
Ещё один - два открытых показав году. Всё это суммируем, умышленно уменьшаем и получаем не менее двенадцати праздников в году. Теперь умножаем на 36 лет педагогической деятельности. Сколько будет, сосчитать, я думаю, не трудно.
Кстати, эту арифметику я привела не просто так. Иногда можно услышать совет обсуждать праздники не позже, чем за два месяца до их проведения. Думаю, это никак не согласуется с ритмом и насыщенностью современной жизни, а так же с необходимостью, иногда, практически мгновенно реагировать на изменение ситуации.
Когда подходит время подготовки очередного праздничного мероприятия, то я «с удивлением» обнаруживаю, что ни один из имеющихся сценариев совершенно не подходит. Почему же так получается? Время уходит вперёд, изменяется жизнь, изменяются требования. Не последнюю роль играет и приобретение опыта. То, что казалось верхом совершенства, в новой ситуации требует, как минимум доработки и адаптации. Если посмотреть только на контингент детей и то возникает множество вариантов. Например, в группе примерно поровну мальчиков и девочек. Или же среди девочек «затерялись» два – три мальчика. Дважды в моей практике случалось так, что были одни мальчики и всего одна девочка. Возможный новогодний вариант, сказка «Двенадцать месяцев». Опять же, если это старший возраст, а не малыши.
Хотя, если подходить к данному вопросу со всей ответственностью, то вариантов возникает несколько. И тогда, нужно выбрать тот, который позволит максимально проявить способности детей, даст возможность сделать хотя бы небольшой шаг в их дальнейшем развитии.
Итак, знаем тему, выбрали форму. Теперь обязательно нужно определить, где именно будет проходить праздник: в музыкальном зале, в группе или на улице. Ведь от этого тоже в большой степени зависит содержание сценария.
В будущем сценарии нужно обязательно учесть, насколько активными будут дети. Где они будут выступать индивидуально, где все вместе. Станут ли они главными героями праздника или их позиция будет менее активной.
Необходимо продумать, будут ли вручаться призы или подарки для детей. И как именно дети будут получать свои подарки. Найдут ли они их самостоятельно в процессе утренника или сказочный герой принесёт подарки в награду за проявленную смекалку или отличные выступления.
Вопрос об участии взрослых на празднике тоже далеко не праздный. Бытует мнение, что чем больше взрослых персонажей, тем лучше. Соглашусь с этим, если готовится массовое театрализованное представление, где могут и должны присутствовать самые разные герои.
В других случаях разумнее остановиться на двух, трёх, максимум четырёх, сказочных героях. Иначе, вряд ли останется место для выступлений детей. Или утренник будет затянутым, дети перестанут активно участвовать в празднике, а некоторым просто захочется пошалить.
Определившись с большей частью обозначенных вопросов, можно переходить непосредственно к написанию сценария. Есть мнение, что сценарий детского утренника должен содержать в себе элементы литературно – драматического произведения, то есть иметь завязку, развитие, кульминацию и заключение. Ничего не могу возразить против этого. И всё же считаю, что сценарий для дошкольников имеет и свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его составлении.
Очень важна сюжетная линия праздника. Всё примерно понятно, когда праздник проводится в концертной форме или основой сценария является известная сказка, в которую нужно просто грамотно ввести песенные и танцевальные номера.
Гораздо сложнее, когда сюжетную линию придумывают педагоги данного дошкольного коллектива, возможно даже при определённом участии детей. Хоть такой вид сценария и является для многих интересным и заманчивым, но таит в себе массу различных трудностей и требует немалого профессионального опыта и мастерства. Иногда праздник, подготовленный по такому сценарию, превращается в балаган, в самом отрицательном смысле этого слова. Необходимо хорошо усвоить классические проверенные варианты, чтобы затем можно было варьировать их, а на более высокой ступени, составлять интересные авторские разработки.
Не стоит думать также, что если в основе сценария будет лежать проверенное временем
произведение, например сказка Александра Сергеевича Пушкина, то успех мероприятию будет обеспечен сам собой.
Здесь вступают в силу другие не менее важные правила по созданию сценария. Эти правила диктует сам литературный материал.
Не секрет, что при выборе репертуара нужно избегать низкопробных произведений. Но, при составлении сценария по известному литературному произведению нужно ещё более тщательно и взвешенно подходить к подбору общего и детского музыкального материала.
Если нет возможности взять классические музыкальные произведения, то необходимо из огромного количества современного детского репертуара постараться выбрать лучшие образцы, максимально удовлетворяющие самым высоким требованиям. Так же и текстовое оформление требует особо тщательного отбора. Особенно это касается сказок на новый лад.
Таким образом, мы видим, что есть два основных пути составления сценария. Один, когда в готовый материал вставляются музыкальные и другие номера.
И второй, когда уже имеющиеся номера, как в калейдоскопе складываются в причудливый неповторимый узор, обрамлённый литературным текстом.
Независимо от того, какой выбран путь, всегда следую правилу: «Меньше, да лучше!» Безжалостно отбрасываю всё лишнее, оставляя по возможности самое необходимое и ценное. Сколько раз приходилось почти полностью переписывать практически готовую работу. И никто не заставлял меня делать это, так как очень давно я работаю на полном доверии администрации. Моя собственная профессиональная совесть не позволяет считать работу законченной, если даже я сама не совсем довольна результатом. Кстати, у моей семьи есть для меня особенное пожелание: « Желаем, чтобы ты сама была довольна результатом!» Сразу могу сказать, что бывает это крайне редко. Очень строго подхожу к отбору как музыкального, так и литературного материала. Ни в коем случае, в угоду взрослым, не допускаю в сценарии всевозможных словечек, совершенно не приемлемых для детей, но зато вызывающих смех взрослой аудитории.
Конечно, чем выше мы поднимаем планку, тем труднее становиться сам процесс написания сценария и его реализации. Зато и конечный результат в таком случае будет достаточно предсказуем. Иногда могут возникнуть обстоятельства, мешающие полноценному воплощению замысла, например отсутствие некоторых детей. Но, если сценарий продуман до мелочей, ничего не сможет ощутимо повлиять на качество проводимого мероприятия.
Вопрос о содержании праздничного сценария один из самых важных. Стараюсь, чтобы номера вытекали один из другого, и сохранялась общая сюжетная линия. Учитываю физические возможности конкретных детей. Я работаю в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Не каждое движение подойдёт ребёнку, если у него зажаты кисти рук или дисплазия тазобедренных суставов, но это отдельная тема. Стараюсь учесть умения и навыки детей в определённых видах музыкальной деятельности. Не забыть о способных детях, а также тех, кто по болезни временно может меньше, чем остальные. Уже при работе над сценарием музыкальный руководитель предусматривает для часто болеющего ребёнка такую роль, которая, будучи исполненной, покажет его с лучшей стороны и добавит яркости в общую палитру праздничного действия. А при его отсутствии ни в коем случае не отразиться на общем содержании и настроении праздника.
Всегда ставлю для себя одной из главных задачу показать каждого ребёнка с его самой лучшей стороны. Так подобрать номера и весь музыкальный репертуар, чтобы дети реально могли проявить свои лучшие способности и личностные качества. Ведь самое главное, и это моё убеждение, в развитии детей, в создании условий для проявления их творческого потенциала.
Видимо, стало уже понятно, что я сама предпочитаю второй путь создания сценария. Но реальная жизнь всегда вносит свои коррективы.
И вот сценарий написан, но работа на этом не заканчивается. Теперь главное увидеть свой сценарий внутренним взором, как бы уже исполненным. Ещё раз обратить внимание на кульминацию праздника. Может она вообще затерялась, где то по дороге? Не менее важна и концовка праздника. По многочисленным просмотрам знаю, что на начало всегда обращают больше внимания. Чаще всего, и до середины праздника доходят в хорошем бодром состоянии, а потом вдруг всё начинает затухать и полностью идёт на спад. А ведь не зря существует пословица: «Конец – всему делу венец».
Мало хорошо начать, нужно обязательно в конце поддержать интерес и детей, и взрослых. Как это сделать в каждом конкретном случае, вопрос не праздный. Можно ввести сюрпризный персонаж с подарками для детей. Можно вставить красочный общий номер. Если это песня, то она обязательно должна быть не безликой, а яркой. Хорошо, если во время её исполнения будет использоваться атрибутика, радующая глаз. Всё сугубо индивидуально в каждом конкретном случае.
А где же здесь творчество, спросите вы? Где полёт фантазии? Везде сплошной расчёт и продуманные действия. Правильно! Так и есть! Мы не можем изображать из себя счастливых свободных литераторов, парящих в небесной высоте. Вся наша деятельность по предварительной подготовке должна быть подчинена строгой формуле: что, для кого и в каком количестве. И только имея в своём арсенале все выше перечисленные факты, можно временно от них абстрагироваться и с головой окунуться в творчество, чтобы затем вынырнуть и снова начинать шаг за шагом продумывать будущий праздник. Только в этом случае, по моему убеждению, можно создать нечто совершенно неповторимое, радостное, запоминающееся. А все затраченные усилия, обязательно вернуться к вам радостью от воплощения в жизнь сказочной детской мечты.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Музыкальный инструмент «Шейкер» из бросового материала Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Программа дополнительного образования детей. Музыка Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию← Новогодний утренник для старших дошкольников ДОУ. Сценарий | Новогодний утренник для детей подготовительной группы ДОУ. Сценарий →
Автор: Елена Николаевна Салихова
Опубликовано: 3273 дня назад (7 января 2016)
Просмотров: 7152
Рубрика: Мои консультации
|
+13↑ Голосов: 13 |
Комментарии (20)
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|