Консультация для воспитателей ДОУ. Искусство составления сценария детского праздника
Консультация для воспитателей. Советы из опыта работы музыкального руководителя
Автор: Салихова Елена Николаевна, музыкальный руководитель детского сада (ГБДОУ) №89 "Золотые Зёрнышки", город Севастополь.Описание работы:
Данная статья предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Она содержит некоторые практические советы, но не является инструкцией по написанию утренника для дошкольников, отражая лишь частное отношение к данному вопросу человека всю свою жизнь посвятившего музыкально – воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено предварительному этапу написания детского сценария.

Тот, кто хоть один раз проводил детский праздник, обязательно столкнулся с проблемой написания сценария. Он, скорее всего, задавал себе множество вопросов. Как написать хороший добротный сценарий детского праздника, после проведения которого, все дети будут счастливы, родители довольны, ещё и начальство похвалит? Какую форму праздника выбрать? Традиционную, проводимую множество раз, чтобы в процессе подготовки и проведения праздника максимально использовать свой педагогический опыт. Или шагнуть в неизведанное, попробовать испытать новое. Может быть, оно окажется новым только для тебя лично и для твоих воспитанников? От этого проблем не убавиться. Как сделать, чтобы содержание этого сценария соответствовало требованиям ФГОС, развивающему обучению, возрастным особенностям детей и ещё огромному количеству разных важных и не очень критериев? Музыкальному руководителю приходится отвечать на все эти вопросы постоянно.
В современном мире великое множество всевозможных праздников, настоящее Праздничное Царство. А в каждом царстве обязательно есть Король и Королева. Для меня Королём праздников является Новый год.







Необходимо определить, на кого ляжет основная нагрузка: на детей или на взрослых. Или, она распределится равноценно, хотя это бывает очень редко. Я имею в виду нагрузку непосредственно на празднике, а не при его подготовке. Не написав ещё ни единой строчки, мы обязаны ответить на вопрос, для какого возраста детей предназначен этот праздник.

Именно потому, что каждый раз приходится учитывать все эти многочисленные особенности, я за свою долгую профессиональную жизнь не провела ни одного одинакового утренника, даже посвящённого традиционной, знакомой теме. Об этом прекрасно знают коллеги, с которыми я работаю. Это при том, что написано множество различных сценариев. Арифметика проста. Нагрузка ставка с четвертью, то есть пять групп. Значит, к каждому празднику нужно написать минимум три сценария. Умножаем на три (Осень, Зима, Весна) и получаем девять. Прибавляем Выпускной. Уже десять. Плюс один - два тематических, парочка традиционно массовых, например Масленица.

Кстати, эту арифметику я привела не просто так. Иногда можно услышать совет обсуждать праздники не позже, чем за два месяца до их проведения. Думаю, это никак не согласуется с ритмом и насыщенностью современной жизни, а так же с необходимостью, иногда, практически мгновенно реагировать на изменение ситуации.
Когда подходит время подготовки очередного праздничного мероприятия, то я «с удивлением» обнаруживаю, что ни один из имеющихся сценариев совершенно не подходит. Почему же так получается? Время уходит вперёд, изменяется жизнь, изменяются требования. Не последнюю роль играет и приобретение опыта. То, что казалось верхом совершенства, в новой ситуации требует, как минимум доработки и адаптации. Если посмотреть только на контингент детей и то возникает множество вариантов. Например, в группе примерно поровну мальчиков и девочек. Или же среди девочек «затерялись» два – три мальчика. Дважды в моей практике случалось так, что были одни мальчики и всего одна девочка. Возможный новогодний вариант, сказка «Двенадцать месяцев». Опять же, если это старший возраст, а не малыши.

Итак, знаем тему, выбрали форму. Теперь обязательно нужно определить, где именно будет проходить праздник: в музыкальном зале, в группе или на улице. Ведь от этого тоже в большой степени зависит содержание сценария.
В будущем сценарии нужно обязательно учесть, насколько активными будут дети. Где они будут выступать индивидуально, где все вместе. Станут ли они главными героями праздника или их позиция будет менее активной.
Необходимо продумать, будут ли вручаться призы или подарки для детей. И как именно дети будут получать свои подарки. Найдут ли они их самостоятельно в процессе утренника или сказочный герой принесёт подарки в награду за проявленную смекалку или отличные выступления.


Определившись с большей частью обозначенных вопросов, можно переходить непосредственно к написанию сценария. Есть мнение, что сценарий детского утренника должен содержать в себе элементы литературно – драматического произведения, то есть иметь завязку, развитие, кульминацию и заключение. Ничего не могу возразить против этого. И всё же считаю, что сценарий для дошкольников имеет и свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его составлении.
Очень важна сюжетная линия праздника. Всё примерно понятно, когда праздник проводится в концертной форме или основой сценария является известная сказка, в которую нужно просто грамотно ввести песенные и танцевальные номера.

Не стоит думать также, что если в основе сценария будет лежать проверенное временем
произведение, например сказка Александра Сергеевича Пушкина, то успех мероприятию будет обеспечен сам собой.

Не секрет, что при выборе репертуара нужно избегать низкопробных произведений. Но, при составлении сценария по известному литературному произведению нужно ещё более тщательно и взвешенно подходить к подбору общего и детского музыкального материала.

Таким образом, мы видим, что есть два основных пути составления сценария. Один, когда в готовый материал вставляются музыкальные и другие номера.
И второй, когда уже имеющиеся номера, как в калейдоскопе складываются в причудливый неповторимый узор, обрамлённый литературным текстом.


Вопрос о содержании праздничного сценария один из самых важных. Стараюсь, чтобы номера вытекали один из другого, и сохранялась общая сюжетная линия. Учитываю физические возможности конкретных детей. Я работаю в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Не каждое движение подойдёт ребёнку, если у него зажаты кисти рук или дисплазия тазобедренных суставов, но это отдельная тема. Стараюсь учесть умения и навыки детей в определённых видах музыкальной деятельности. Не забыть о способных детях, а также тех, кто по болезни временно может меньше, чем остальные. Уже при работе над сценарием музыкальный руководитель предусматривает для часто болеющего ребёнка такую роль, которая, будучи исполненной, покажет его с лучшей стороны и добавит яркости в общую палитру праздничного действия. А при его отсутствии ни в коем случае не отразиться на общем содержании и настроении праздника.

Видимо, стало уже понятно, что я сама предпочитаю второй путь создания сценария. Но реальная жизнь всегда вносит свои коррективы.
И вот сценарий написан, но работа на этом не заканчивается. Теперь главное увидеть свой сценарий внутренним взором, как бы уже исполненным. Ещё раз обратить внимание на кульминацию праздника. Может она вообще затерялась, где то по дороге? Не менее важна и концовка праздника. По многочисленным просмотрам знаю, что на начало всегда обращают больше внимания. Чаще всего, и до середины праздника доходят в хорошем бодром состоянии, а потом вдруг всё начинает затухать и полностью идёт на спад. А ведь не зря существует пословица: «Конец – всему делу венец».


Рекомендуем посмотреть:




← Новогодний утренник для старших дошкольников ДОУ. Сценарий | Новогодний утренник для детей подготовительной группы ДОУ. Сценарий →
![]() |
Автор: Елена Николаевна Салихова
Опубликовано: 3344 дня назад (7 января 2016)
Просмотров: 7273
Рубрика: Мои консультации
|
+13↑ Голосов: 13 |
Комментарии (20)
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|