Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Методическая разработка. Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников

Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников

Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.
Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Музыкальный инструмент «Шейкер» из бросового материала Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Проект для средней группы детского сада

Похожие статьи:

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет

Музыкальное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ: Времена года | Музыкально-шумовые инструменты для детского оркестра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3427 дней назад (5 августа 2015)
Просмотров: 7282
Рубрика: Статьи
+23
Голосов: 23
Комментарии (20)
Алевтина Германовна Коробкина # 7 августа 2015 в 22:51 +3
Добрый вечер, Елена Ивановна! Спасибо за приглашение. Мне понравилась Ваша Методическая разработка «Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников» У Елены Григорьевой есть замечательное стихотворение:
Ноты
ДО – Дом убирает и охраняет,
РЕ – на Речке весь день пропадает,
МИ – Миндаль в саду собирает,
ФА – Фасолью Фасад украшает,
СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,
ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,
СИ – Сидит целый день на диване,
ДО – в Домике весело нотам живётся –
Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.
(Григорьева Татьяна)
«Волшебный мир – театр»
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
С большим удовольствием даю голос № 1 ! smile
Светлана Николаевна Полякова # 7 августа 2015 в 23:04 +2
Елена Ивановна, добрый вечер! Очень интересная и ценная методическая разработка. Все варианты заданий абсолютно соответствуют возрасту - дошкольники. С удовольствием отдаю свой голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 8 августа 2015 в 16:51 +7
Очень ценная публикация. очень часто, в силу обстоятельств, когда нет учителя музыки приходится вести урок самой. Все это обязательно пригодится. Спасибо Голос!
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 8 августа 2015 в 19:41 +4
Елена Ивановна, добрый вечер! Спасибо за приглашение, с удовольствием ознакомилась с вашим материалом.Вы учите детей через театрализованную деятельность быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Все задания интересные и увлекательные.Беру материал в закладки и отдаю вам свой голос.
Татьяна Галютина # 8 августа 2015 в 20:02 +3
Елена Ивановна,здравствуйте!Спасибо за приглашение!Музыкально-театральная деятельность помогает детям стать более эмоциональными и открытыми.Примите мой голос за методическую разработку!
Ольга Викторовна Стребняк # 8 августа 2015 в 22:00 +4
Елена Ивановна, добрый вечер! Спасибо за приглашение!Очень интересная методическая разработка. Все задания интересные и увлекательные.С удовольствием отдаю свой голос!
Ольга Ивановна Марченко # 8 августа 2015 в 23:57 +3
Здравствуйте,Елена Ивановна. Благодарю за приглашение. Очень нужная и ценная публикация для педагогов музыки. Примите мой голос! Творческих успехов Вам и удачи!
Марина Александровна Андронова # 9 августа 2015 в 10:25 +1
Здравствуйте,Елена Ивановна. Спасибо за приглашение. Методическая разработка понравилась. Очень важно развивать музыкальные способности детей, умение импровизировать, используя такие замечательные игры. Успехов и удачи во всем! ГОЛОС!!!
Светлана Александровна Баскакова # 10 августа 2015 в 01:31 +7
Елена Ивановна,здравствуйте! Спасибо за приглашение! Ваша методическая разработка поэтапно показывает какими методами и приёмами вы пользуетесь при обучении детей театрально-игровой деятельности на своих занятиях. Она играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Не каждый ребёнок будет композитором,писателем или артистом,но каждый человек должен научиться любить искусство. Через художественные образы,звуки,движения ребёнок познаёт окружающий мир. И поэтому ваша работа в этом направлении очень важна. Желаю ВАМ творческих успехов! Примите мой голос!
Надежда Николаевна Пермякова # 15 августа 2015 в 08:38 +3
Елена Ивановна, спасибо за приглашение! С удовольствием прочитала. Очень интересная методическая разработка. Все задания интересные и увлекательные. Поэтому с радостью отдаю свой ГОЛОС!
Виктория Олеговна Ляпина # 15 августа 2015 в 10:24 +7
Спасибо за интересную публикацию. она обязательно имеет место быть, так как эти тонкости , о которых вы говорите нужно знать педагогам и воспитателям. Примите голос
Наталия Валерьевна Кондукторова # 16 августа 2015 в 16:25 +3
Елена Ивановна, интересная публикация Вами представлена. Театрально-игровая деятельность очень важна в развитии музыкальных способностей дошкольников. Вы описали этапы обучения театрально-игровой деятельности.Уверена Ваша методическая разработка будет востребована педагогами.Голос + 1,УДАЧИ! v
Розалия Хамитовна Винокурова # 17 августа 2015 в 08:23 +1
Елена Ивановна, спасибо за приглашение. Мне очень понравилось ваша публикация "Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников". С удовольствием отдаю свой голос и желаю новых открытий.
Ольга Николаевна Запахова # 20 августа 2015 в 19:00 +1
Елена Ивановна, очень интересная работа. Она понравится деткам и будет очень полезна педагогам.Возьму на заметочку в своей профессиональной деятельности и с удовольствием отдаю вам голос.
Татьяна Ивановна Рыжкова # 25 августа 2015 в 08:02 +2
Елена Ивановна, примите голос и от меня за вашу интересную медодическую разработку, многим педагогам она пригодится
Надежда Леонидовна Макарова # 25 августа 2015 в 12:51 +1
Спасибо за интересную разработку! Примите голос!
Юлия Викторовна Бутова # 30 августа 2015 в 19:32 +2
Отличная разработка! Голос! Удачи Вам и творческих успехов!
Наталья Александровна Ермакова # 2 сентября 2015 в 19:54 +5
Елена Ивановна, здравствуйте! Хорошая разработка, материал интересный думаю пригодится в работе многим педагогам. Голос!
Ольга Владимировна Гудым # 15 октября 2015 в 14:44 +3
Елена Ивановна, добрый день! Случайно заглянула к вам на огонек. Очень интересная методическая разработка "Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников" у вас получилась. Разнообразные и увлекательные задания. С удовольствием отдаю свой голос! Удачи вам!
Светлана Викторовна Тарасенкова # 7 января 2016 в 14:39 0
Огромнейшее спасибо за прекрасный материал! Всего самого светлого и доброго!