Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях ФГОС в направлении этнокультурного развития

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды ДОО
в направлении этнокультурного развития на примере Республики Мордовия
Кудряшова Елена Алексеевна, МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида», воспитатель
Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций, в том числе углубленно работающих в направлении этнокультурного развития детей дошкольного возраста, для родителей, интересующихся вопросами воспитания детей на национальных традициях, с учетом культуры родного края. Содержит информацию о компонентах РППС детского сада в целом и групп ДОО по данному направлению, а также о содержании уголков национальной культуры групп региональной направленности (может быть рекомендовано родителям).

Основные принципы дошкольного образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года N 1155) , среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Основные качества человека закладываются в раннем детстве: формируется система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими, начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка с историей народа. В возрасте 3-7 лет малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Поэтому именно в дошкольном возрасте нужно начинать формировать у ребенка этническое мировоззрение как выражение национального характера.

Данная тема очень актуальна для нашего времени, т.к. мы живем в мире, который слишком часто демонстрирует нетерпимость и недоверие к людям других национальностей.

Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад воспитания в развитие культуры мира на земле.

Возможности ДОО в направлении этнокультурного воспитания дошкольников разнообразны. Но чтобы их реализовать необходимо создать в организации разнообразную предметно-пространственную среду с учётом особенностей культуры и традиций народов, проживающих на территории нашей страны, республики, города.

Какими же компонентами может быть представлено данное направление:
1.Мини-музей краеведения- назначение: формирование представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширение детского кругозора; воспитание патриотических чувств при ознакомлении с историей России, Мордовии;
2.«Изба»- назначение: приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
3.Комната православной культуры- назначение: формирование духовно-нравственной культуры, знакомство с христианскими праздниками;
4.Изостудия- назначение: воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству русского и мордовского народов; формирование осознанного созидательного отношения к рукотворному предметному миру;
5.Библиотека- назначение: приобщение к богатствам русской и мордовской национальной литературы;
6.Центр познавательного развития- назначение: формирование представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширение представлений о богатстве русской земли, родного края, воспитание чувства
ответственности за родной край;
7.Уголки краеведения в группах- назначение: приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих; обогащение знаний об исторических событиях и конкретных личностях, расширение детского кругозора;
8.«Полочки умных книг» в группах- назначение: расширение детского кругозора, формирование представлений об исторических событиях и конкретных личностях;
9.Уголки природы в группах- назначение: расширение представлений о богатстве русской земли, родного края, воспитание чувства ответственности за родной край, формирование умения видеть красоту, неповторимость в окружающем мире, желания беречь его; воспитание эмоционального отношения к миру;
10.Экологические тропы на территории ОУ- назначение: формирование представлений о природе родного края, знакомство с наиболее распространенными объектами природы;
11.Музыкальный зал, музыкальный кабинет- назначение: приобщение к богатствам русской и мордовской национальной музыки, народным традициям; знакомство с музыкальными инструментами;
12.Спортзал- назначение: формирование сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщение к народным играм.

Одним из первых вопросов педагогов по оснащению предметно-пространственной среды становится вопрос о создании национальных уголков. Так в уголках появляются куклы-мордовочки, куклы-татарочки, предметы старины, бережно хранимые в деревнях, а сейчас представленные воспитателями перед удивляющимися воспитанниками детского сада. А также:
- альбомы «Мой город», «Улицы города»;
- художественная литература: стихи о родном городе, рассказы, загадки, произведения мордовских писателей;
- картотеки мордовских подвижных игр;
- предметы одежды и быта мордовского народа;
- куклы в национальных костюмах;
- традиции, обычаи, фольклор Мордовского народа (описания, иллюстрации);
- диски с аудио- и видеозаписями;
- предметы ДПИ: вышивка, ткачество, вязание и др.
В уголке может быть представлена серия дидактических игр для разных возрастных групп, которые призваны познакомить воспитанников с географическими особенностями места проживания, декоративно-прикладным искусством, одеждой народов, проживающих в Мордовии, со знаменитыми людьми республики («Мордовский (татарский) орнамент», «Флаг Мордовии», «Мордовские узоры» - домино, «Мой город», «Город будущего» (кольца Луллия), «Волшебный куб: знаменитые люди Мордовии», «Волшебный куб: достопримечательности Саранска», «Чистая река», «Путешествие по Мордовии», «Карта Мордовии», «Одень куклу» (мордовский, татарский, русский костюм) и др. Основная направленность игр:
-нравственная (воспитание любви к своей малой Родине, чувства взаимопомощи, толерантного отношения к другим людям);
-познавательная (знания о многонациональной республике, о народах
населяющих ее, об особенностях внешнего вида представителей разных национальностей, национальной одежде, об истории города, знаменитых земляках);
-обучающая (знание некоторых традиционных произведений декоративно-прикладного искусства изучаемых народов, выразительных средств, характерных особенностей изделий декоративно-прикладного искусства, сочетания и расположения узоров и т.д.).

Уголок национальной культуры в группе

Уголок изодеятельности в группе

Макет старого Саранска
Литература.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384) // «Российская газета - Федеральный выпуск», № 6241 (265), 25.11.2013.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М.:ЦГЛ,2004.
3. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, истрия, концептуальные основы: Монография. –СПб: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.
4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М.:АРКТИ,2003.
5. Макейкина, Ю.С. Этнокультурное образование дошкольников [Электронный ресурс]

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая среда в детском саду своими руками Развивающая образовательная среда в средней группе детского сада своими руками Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Презентация Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС
Конспект занятия кружка в средней группе детского сада на тему: Новый год! | Игры по сенсомоторному развитию для детей дошкольников 4-7 лет
Опубликовано: 2552 дня назад (3 апреля 2017)
Просмотров: 7318
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!