Литературный праздник в начальной школе к 165-летию Дмитрия Мамина-Сибирика «Аленушкины сказки»
Сценарий литературного праздника для учащихся начальных классов
Данный праздник будет полезен учителям начальных классов, библиотекарям, воспитателям группы продленного дня для интереса к чтению. Праздник разработан в форме игры по станциям. Детям за несколько недель до праздника сообщается тема и раздается список рекомендуемой литературы (Аленушкины сказки) для успешного прохождения заданий. Цель: вызвать интерес к прочтению произведений Мамина-Сибирика.
Задачи: Воспитывать заботливое отношения к друг другу, воспитывать умение слушать других.
Учить находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Развивать умение работать в группах.
Оборудование: столы по количеству остановок; жетоны разных цветов по количеству детей; маршрутные листы; разрезанное высказывание; тексты сказок; «полянка отдыха»; пазлы, раскраски, фломастеры, загадки – для полянки отдыха.
Ход праздника:
В зал заходят учитель и дети, за столами с заданиями сидят заранее подготовленные ученики. На столах задания, шкатулка с разрезанным высказыванием. Каждый стол пронумерован. Ведущий: Наш сегодняшний праздник посвящен писателю Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку, ему исполняется 165 лет со дня рождения.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – широко известный писатель. Сказки он начал писать для своей маленькой дочки, увлекся творчеством для детей и создал множество рассказов и сказок. Сначала они печатались в детских журналах, а потом стали выходить и отдельными книгами. В 1897 году вышла в свет книга "Аленушкины сказки", в которую вошло десять сказок. Сам Мамин-Сибиряк признавался, что из всех его книг, созданных для детей, эта самая любимая.
Ведущий: ребята, а хотите узнать, почему она была его любимой книгой?
Дети: да, хотим!
Ведущий: Для этого необходимо выполнить задания по Аленушкиным сказкам, за каждое правильное задание вы получите часть послания в котором вы найдете ответ. Задания нужно выполнять в командах, по определенному маршруту, когда пройдете весь маршрут, капитаны соберутся и прочитают послание. Если у вашей команды возникли трудности, можно воспользоваться подсказками – текстами сказок. Ну, что, вы согласны?
Дети: да, согласны!
Ведущий: тогда, давайте разделимся по командам и отправимся в путь. Как можно разделиться?
Дети предлагают варианты (с помощью считалочки, по интересам, с помощью жеребьевки, жетончиков, раздать билеты).
Ведущий: ребята, у меня есть жетоны, пусть каждый возьмет себе по одному и узнает в какой он команде. Каждая команда выберет себе капитана. (дети делятся на команды по цветным жетонам, берут маршрутные листы)
Ведущий: прежде чем отправится в путешествие, давайте запомним несколько правил: задания выполняются по маршрутному листу; если во время задания у вас возникли трудности, тогда капитан может воспользоваться подсказкой; если задание вы уже выполнили, а следующая остановка занята, то приезжайте на полянку и ждете, своей очереди. Когда выполните все задания, приезжайте ко мне на полянку, а капитаны будут собирать послание.
Остановка № 1 «Из какой сказки отрывок?»
Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.
Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. (СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА — ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ)
Много она веселилась, а много было и неприятного. Два раза её чуть-чуть не проглотил проворный стриж; потом незаметно подобралась лягушка, — мало ли у козявочек всяких врагов! Были и свои радости. Встретила Козявочка другую такую же козявочку, с мохнатыми усиками. (СКАЗОЧКА ПРО КОЗЯВОЧКУ)
Выручила его из беды лягушка. Выскочила из-под кочки, присела на задние лапки и говорит:
— Охота вам, Михайло Иванович, беспокоить себя напрасно!.. Не обращайте вы на этих дрянных комаришек внимания. Не стоит. (СКАЗКА ПРО КОМАРА КОМАРОВИЧА — ДЛИННЫЙ НОС И МОХНАТОГО МИШУ — КОРОТКИЙ ХВОСТ)
Пришли две куклы. Одна — с голубыми глазами, Аня, у неё немного был попорчен носик; другая — с чёрными глазами, Катя, у неё недоставало одной руки. Они пришли чинно и заняли место на игрушечном диванчике. (ВАНЬКИНЫ ИМЕНИНЫ)
Трубочист развернул свой узелок, положил на камень кусок ржаного хлеба, из которого состоял весь его обед, и проговорил:
— Вот смотрите: что это такое? Это — хлеб. Я его заработал, и я его съем; съем и водицей запью. Так? Значит, пообедаю и никого не обижу. Рыба и птица тоже хотят пообедать… У вас, значит, своя пища! Зачем же ссориться? (СКАЗКА ПРО ВОРОБЬЯ ВОРОБЕИЧА, ЕРША ЕРШОВИЧА И ВЕСЁЛОГО ТРУБОЧИСТА ЯШУ)
Когда Вороне было лень самой отыскивать пищу, она пускалась на хитрости. Увидит, что воробьи что-нибудь теребят, сейчас и бросится. Будто летит мимо, а сама орёт во всё горло:
— Ах, некогда мне… совсем некогда!..
Подлетит, сцапает добычу и была такова. (СКАЗОЧКА ПРО ВОРОНУШКУ — ЧЁРНУЮ ГОЛОВУШКУ И ЖЁЛТУЮ ПТИЧКУ КАНАРЕЙКУ)
Индюшка была такая скромная и добрая птица и постоянно огорчалась, что Индюк вечно с кем-нибудь ссорился. Вот и сегодня, — не успел проснуться, а уж придумывает, с кем бы затеять ссору или даже и драку. Вообще самая беспокойная птица, хотя и не злая. Индюшке делалось немного обидно, когда другие птицы начинали подсмеиваться над Индюком и называли его болтуном, пустомелей и ломакой. Положим, отчасти они были и правы, но найдите птицу без недостатков? (УМНЕЕ ВСЕХ)
Между прочим, Мурка каждое утро садился у топившейся плиты и терпеливо слушал, как ссорятся Молочко и Кашка. Он никак не мог понять, в чём тут дело, и только моргал. (ПРИТЧА О МОЛОЧКЕ, ОВСЯНОЙ КАШКЕ И СЕРОМ КОТИШКЕ МУРКЕ)
Божья Коровка была рада убраться поскорее отсюда, пока какой-нибудь озорник воробей не съел. Они полетели домой быстро-быстро… А там уж ждут Алёнушку все цветочки. Они всё время спорили о том, что такое царица. (ПОРА СПАТЬ)
Остановка № 2 «Найди пару из сказки»
Медведь + Комар Комарович
Ерш + Воробей
Индюк + Еж
Ворона + Канарейка
Аленушка + Божья Коровка
Башмачок + Зайка (игрушечный)
Волк + Заяц
Остановка № 3 «Кто лишний?»
Козявочка, шмель, пчела, червяк, воробей,
Медведь, комар, лягушка, жаба
Ванька, Марина, Аня, Катя, башмачок
Ерш, воробей, Аленушка, бекас, курица
Ворона, канарейка, кот Васька, пес Дружок, воробьи
Индюк, еж, гусь, Матрена, Маруся
Кухарка, кот Барсик, кот Мурка, молочко, кашка
Остановка № 4 «Назвать сказку в названии которой нет слова «Сказка»
(ВАНЬКИНЫ ИМЕНИНЫ, ПОРА СПАТЬ, УМНЕЕ ВСЕХ, ПРИТЧА О МОЛОЧКЕ, ОВСЯНОЙ КАШКЕ И СЕРОМ КОТИШКЕ МУРКЕ)
Остановка № 5 «Кто с кем говорит? Из какой сказки?»
— Папа, ты здесь?
— Здесь, деточка…
— Знаешь что, папа… Я хочу быть царицей… (ПОРА СПАТЬ)
— А если мне хочется познакомиться с тобой?
— Знаю я, как ты знакомишься… Кто недавно съел настоящего, живого воробышка? У, противный!..
— Нисколько не противный, — и даже наоборот. Меня все любят… Иди ко мне, я сказочку расскажу.
— Ах, плут… Нечего сказать, хороший сказочник! Я видел, как ты рассказывал свои сказочки жареному цыплёнку, которого стащил в кухне. Хорош! (ПРИТЧА О МОЛОЧКЕ, ОВСЯНОЙ КАШКЕ И СЕРОМ КОТИШКЕ МУРКЕ)
— Ах, какой умный… Кхе-кхе!.. Кто же этого не знает? Кхе…
— Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех — одна, это я.
— Умнее всех… кхе! Всех умнее… Кхе-кхе-кхе!..
— То-то. (УМНЕЕ ВСЕХ)
— Ведь это нехорошо, тётенька, отнимать у других, — заметила однажды возмущённая Канарейка.
— Нехорошо? А если я постоянно есть хочу?
— И другие тоже хотят…
— Ну, другие сами о себе позаботятся. Это ведь вас, неженок, по клеткам всем кормят, а мы всё сами должны добивать себе. Да и так, много ли тебе или воробью нужно?.. Поклевала зёрнышек и сыта на целый день. (СКАЗОЧКА ПРО ВОРОНУШКУ — ЧЁРНУЮ ГОЛОВУШКУ И ЖЁЛТУЮ ПТИЧКУ КАНАРЕЙКУ)
— Эй, брат, здравствуй!.. Как поживаешь?
— Ничего, живём помаленьку, — отвечал Ерш Ершович. — Иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах… Вода стоит тихо, всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками…
— Спасибо, брат! С удовольствием пошёл бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу… Я тебя, брат, ягодами буду угощать — у меня целый сад, а потом раздобудем и корочку хлебца, и овса, и сахару, и живого комарика. Ты ведь любишь сахар? (СКАЗКА ПРО ВОРОБЬЯ ВОРОБЕИЧА, ЕРША ЕРШОВИЧА И ВЕСЁЛОГО ТРУБОЧИСТА ЯШУ)
— Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!
— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё…
— Жжж… Нет, моё! (СКАЗОЧКА ПРО КОЗЯВОЧКУ)
Остановка № 6 «Продолжи название сказки»
Сказка про храброго Зайца — длинные уши, …
Сказка про Комара Комаровича — … и про мохнатого Мишу — …
Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и …
Сказочка про Воронушку — … и жёлтую птичку …
Притча о Молочке, … и сером котишке Мурке
Пройдя все испытания, команды собираются на полянке отдыха, а капитаны собирают послание и озвучивают его: «Д. Н. Мамин-Сибиряк говорил: «Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживёт все остальное».»
Ведущий: в детях писатель видел будущих борцов за правду и справедливость и часто говорил: «Дети – будущее человечества». Сказки Мамина-Сибиряка рассказывают о русской природе; в них происходят необычные, сказочные события, героями которых становятся домашние или дикие животные, птицы, растения. А учат они нас любить природу, заботиться о «меньших наших братьях», жалеть и защищать их.
Ведущий: ребята, вы молодцы! Вы справились! Поэтому награждаетесь грамотой «Знатоки Аленушкиных сказок»
Рекомендуем посмотреть:
Праздник для 3-5 классов. Наш Пушкин. Сценарий Литературная викторина с ответами по рассказам Пришвина для 2 класса Литературная викторина с ответами для детей младшего школьного возраста Внеклассное мероприятие в начальной школе ко дню рождения Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»Похожие статьи:
Классный час во 2 классе на тему: Книга
Литературная викторина с ответами для детей начальной школы
Музыкальная литературная викторина с ответами в начальной школе на тему: Сказки
Викторина «Морской бой» для младших школьников
Литературная игра по сказке Толстого «Приключения Буратино» для 3 класса
Участник №20 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 июля по 31 октября 2017 года
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|