Интегрированный урок по биологии, 7 класс. Егерь - защитник природы
Конспект интегрированного урока по биологии, 7 класс "Егерь - защитник природы"
По новым стандартам ФГОС одним из превалирующих направлений в образовании является профессиональное самоопределение учеников. Данный урок позволяет ребятам получить примерное представление об одной из важнейших профессий, связанных с биологией: егерь.
Учитывая сложность заданий, рекомендованный возраст учеников - 7 класс.
Цель урока: познакомить ребят с профессией егерь
Задачи:
- показать детям некоторые следы животных России
- попробовать определить ситуацию в лесу по следам
- закрепить различные способы ориентирования в лесу
- показать детям значимость профессии егеря для людей и природы
Ход урока:
Добрый вечер. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как наши с вами знания в биологии могут пригодится вам во взрослой жизни. В недалёком будущем вам предстоит выбрать работу. Сегодня я хочу попробовать вместе с вами почувствовать себя в шкуре егеря. Но давайте для начала попробуем вспомнить: а кто такой егерь?(Егерь – это работник лесного охотничьего хозяйства, ведающий охотой и охраной животных; охотник-профессионал.)
Казалось бы: охотника обычно представляют как одного из главных врагов для диких животных. А тут охотник- профессионал! Между тем, именно эти люди являются одними из главных защитников диких животных в современной России. Но как вы думаете, как охотники могут помочь сохранить наши природные богатства и почему именно они, а не, допустим, учёные- биологи?
(Егерь за счёт своих навыков может легко выследить нужное животное, определить животные тропы и т.д. За счёт навыков охотника ему легче понять и выследить браконьеров. Профессиональный охотник не заблудится в лесу и даже в случае экстренной ситуации не заблудится и сможет помочь выжить себе и другим людям, попавшим в беду. Егерь следит за сохранностью природы и той степенью вмешательства человека, которое не будет иметь серьёзных последствий для экосистемы)
Итак, как вы думаете, какие навыки понадобятся вам при работе егерем? Давайте попробуем научится некоторым из них.

- при чтении следов очень важен размер следа. Отдельные отпечатки прежде всего классифицируются по размеру на крупные, длиной более 5 см (волк, собака), средние — длиной не менее 2 см (кошки, суслики) и мелкие — короче 2 см (мышевидные млекопитающие).
- Рассматривая следы или выслеживая по ним животное, ни я коем случае не следует наступать на отпечатки, а нужно идти рядом. Можно двигаться как походу следа («вносок»), так и против него («в пяту») в зависимости от поставленной перед собой задачи.
- По клочкам шерсти, оставшейся на стенках входа в нору или повисшей где-нибудь на ветвях кустов, по перышкам, найденным на берегу водоема или под низко опущенными и ветвями елей, можно судить о времени начала линьки зверей и птиц. Ободранные стволы деревьев укажут, когда олени и косули начали чистить от «бархата» свои рога. Скорлупки яиц, выброшенные из гнезд, являются показателем времени вылупления птенцов данного вида.
Давайте попробуем: - на снегу следы двух животных. Они образуют две тропинки. Одни следы значительно глубже в снегу, чем другие, значительна также разница в размерах. Как вы думаете, что это за животные и как они связанны друг с другом?

Ответ:
это след медведя, по тропинке шли медведица с медвежёнком.Рядом идёт две цепочки следов, кто это и как они связанны друг с другом. Начинаются следы с достаточно крупного округлого углубления в снегу.


Ответ:
Это следы волка и зайца-русака. Зайца спугнули с лёжки (крупное округлое углубление).В тёплое и особенно сухое время суток легко перепутать в лесу звериные и человеческие тропы. Как узнать, что вы идёте по звериной тропе?
Ответ:
Вас будет усиленно хлестать ветки деревьев по лицу. Так как лесные звери значительно меньше, они будут обламывать только нижние ветки.А теперь давайте попробуем устроить небольшой мозговой штурм. В течении 5 минут каждый предлагает свой ответ на вопрос, который я сейчас задам. Варианты мы не критикуем и не обсуждаем, просто внимательно выслушиваем, а потом записываем ту версию, которая вам показалась наиболее правильной.
- Одна из обязанностей егеря заключается в создании специальных порхалищ (площадки с песком) и галичников (площадки с небольшими камушками). Как вы считаете, зачем они нужны в лесу?
Ответ:
они требуются крупным птицам вроде рябчиков, глухарей, куропаток и т.д. На порхалищах они чистят оперенья, а на галичнике глотают камни, которые потом остаются в зобу и помогают перемалывать пищу. Егерю обязательно нужно уметь выживать в лесу в случае форс-мажорных обстоятельств. Но если вы внезапно заблудитесь, то обязательно помните следующие правила:
Что бы не ходить кругами, обязательно делайте пометки на деревьях, так вы сможете в случае необходимости вернутся назад.
Представьте, что вам нужно достать пресной воду в зимнем лесу. Что делать?
А на самом деле: Не утоляйте жажду снегом, так как количество получаемой воды незначительно, а жажда лишь усиливается. Снег для получения пресной воды следует брать из плотных сугробов. Если вам не удалось добыть огонь или запас горючего невелик, рекомендуется наполнить флягу кусочками снега и поместить ее под верхнюю одежду.
Егерь так же обязательно должен хорошо ориентироваться в лесу.
I. Правила ориентирования в лесу при помощи реквизита:
1) по компасу: короткая (синяя) стрелка компаса всегда указывает на север, а длинная (красная) - всегда на юг;
2) по карте местности: на которую нанесены и обозначены все необходимые, доходчиво выраженные ориентиры.
А что делать, если с собой компаса нет? Тогда нужно знать стороны света и основные правила ориентирования.
II. Правила ориентирования в лесу по косвенным признакам:
1) по Солнцу: оно появляется на востоке и заходит на западе, а в 13:00 оно точно на южной стороне горизонта;
2) по ветру: до захода в лес надо запомнить направление движения облаков, чтобы определить своё перемещение;
3) по муравейникам: все муравьи ставят свои дома рядом с деревом и, не как придётся, а именно с южной стороны;
4) по деревьям: у деревьев на стволах мох и лишайники с северной стороны развиты гораздо лучше, чем с южной;
5) по кронам деревьев: у каждого дерева, его крона всегда развита намного интенсивней именно с южной стороны;
6) по годовым кольцам: на пнях они эксцентричны (или округло-вытянуты) и вытянуты они именно с южной стороны;
7) по лесным просекам: просеки, за редким исключением, прорубаются строго с запада на восток или с юга на север.
Итак, давайте попробуем в конце пройти небольшой тест на то, как вы усвоили эти уроки для юных егерей:
1) Чьи это следы?

2) С какой стороны дерева более активно растёт мох?
Ответ: с северной
3) Во время ходьбы по лесной тропе мне очень сильно мешали ветки, которые исцарапали мне всё лицо. Что мне нужно сделать?
Ответ: уйти с животной тропы
В завершении урока ответьте пожалуйста на листочках на несколько вопросов:
- понравился ли вам урок?
- какую пользу природе приносит егерь?
- какую пользу людям приносит егерь?
- полезны ли вам будут знания, полученные на уроке?
- что ещё вам хотелось бы узнать об этой профессии?
- хотелось бы вам попробовать себя в этой профессии?
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Участник №75 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
![]() |
Автор: Егор Витальевич Кокшаров
Опубликовано: 3407 дней назад (29 ноября 2015)
Просмотров: 3048
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!