Интегрированный урок по биологии, 7 класс. Егерь - защитник природы
Конспект интегрированного урока по биологии, 7 класс "Егерь - защитник природы"
По новым стандартам ФГОС одним из превалирующих направлений в образовании является профессиональное самоопределение учеников. Данный урок позволяет ребятам получить примерное представление об одной из важнейших профессий, связанных с биологией: егерь.
Учитывая сложность заданий, рекомендованный возраст учеников - 7 класс.
Цель урока: познакомить ребят с профессией егерь
Задачи:
- показать детям некоторые следы животных России
- попробовать определить ситуацию в лесу по следам
- закрепить различные способы ориентирования в лесу
- показать детям значимость профессии егеря для людей и природы
Ход урока:
Добрый вечер. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как наши с вами знания в биологии могут пригодится вам во взрослой жизни. В недалёком будущем вам предстоит выбрать работу. Сегодня я хочу попробовать вместе с вами почувствовать себя в шкуре егеря. Но давайте для начала попробуем вспомнить: а кто такой егерь?(Егерь – это работник лесного охотничьего хозяйства, ведающий охотой и охраной животных; охотник-профессионал.)
Казалось бы: охотника обычно представляют как одного из главных врагов для диких животных. А тут охотник- профессионал! Между тем, именно эти люди являются одними из главных защитников диких животных в современной России. Но как вы думаете, как охотники могут помочь сохранить наши природные богатства и почему именно они, а не, допустим, учёные- биологи?
(Егерь за счёт своих навыков может легко выследить нужное животное, определить животные тропы и т.д. За счёт навыков охотника ему легче понять и выследить браконьеров. Профессиональный охотник не заблудится в лесу и даже в случае экстренной ситуации не заблудится и сможет помочь выжить себе и другим людям, попавшим в беду. Егерь следит за сохранностью природы и той степенью вмешательства человека, которое не будет иметь серьёзных последствий для экосистемы)
Итак, как вы думаете, какие навыки понадобятся вам при работе егерем? Давайте попробуем научится некоторым из них.
Поиск звериных троп
- при чтении следов очень важен размер следа. Отдельные отпечатки прежде всего классифицируются по размеру на крупные, длиной более 5 см (волк, собака), средние — длиной не менее 2 см (кошки, суслики) и мелкие — короче 2 см (мышевидные млекопитающие).
- Рассматривая следы или выслеживая по ним животное, ни я коем случае не следует наступать на отпечатки, а нужно идти рядом. Можно двигаться как походу следа («вносок»), так и против него («в пяту») в зависимости от поставленной перед собой задачи.
- По клочкам шерсти, оставшейся на стенках входа в нору или повисшей где-нибудь на ветвях кустов, по перышкам, найденным на берегу водоема или под низко опущенными и ветвями елей, можно судить о времени начала линьки зверей и птиц. Ободранные стволы деревьев укажут, когда олени и косули начали чистить от «бархата» свои рога. Скорлупки яиц, выброшенные из гнезд, являются показателем времени вылупления птенцов данного вида.
Давайте попробуем: - на снегу следы двух животных. Они образуют две тропинки. Одни следы значительно глубже в снегу, чем другие, значительна также разница в размерах. Как вы думаете, что это за животные и как они связанны друг с другом?
Ответ:
это след медведя, по тропинке шли медведица с медвежёнком.Рядом идёт две цепочки следов, кто это и как они связанны друг с другом. Начинаются следы с достаточно крупного округлого углубления в снегу.
Ответ:
Это следы волка и зайца-русака. Зайца спугнули с лёжки (крупное округлое углубление).В тёплое и особенно сухое время суток легко перепутать в лесу звериные и человеческие тропы. Как узнать, что вы идёте по звериной тропе?
Ответ:
Вас будет усиленно хлестать ветки деревьев по лицу. Так как лесные звери значительно меньше, они будут обламывать только нижние ветки.А теперь давайте попробуем устроить небольшой мозговой штурм. В течении 5 минут каждый предлагает свой ответ на вопрос, который я сейчас задам. Варианты мы не критикуем и не обсуждаем, просто внимательно выслушиваем, а потом записываем ту версию, которая вам показалась наиболее правильной.
- Одна из обязанностей егеря заключается в создании специальных порхалищ (площадки с песком) и галичников (площадки с небольшими камушками). Как вы считаете, зачем они нужны в лесу?
Ответ:
они требуются крупным птицам вроде рябчиков, глухарей, куропаток и т.д. На порхалищах они чистят оперенья, а на галичнике глотают камни, которые потом остаются в зобу и помогают перемалывать пищу. Егерю обязательно нужно уметь выживать в лесу в случае форс-мажорных обстоятельств. Но если вы внезапно заблудитесь, то обязательно помните следующие правила:
Что бы не ходить кругами, обязательно делайте пометки на деревьях, так вы сможете в случае необходимости вернутся назад.
Представьте, что вам нужно достать пресной воду в зимнем лесу. Что делать?
А на самом деле: Не утоляйте жажду снегом, так как количество получаемой воды незначительно, а жажда лишь усиливается. Снег для получения пресной воды следует брать из плотных сугробов. Если вам не удалось добыть огонь или запас горючего невелик, рекомендуется наполнить флягу кусочками снега и поместить ее под верхнюю одежду.
Егерь так же обязательно должен хорошо ориентироваться в лесу.
I. Правила ориентирования в лесу при помощи реквизита:
1) по компасу: короткая (синяя) стрелка компаса всегда указывает на север, а длинная (красная) - всегда на юг;
2) по карте местности: на которую нанесены и обозначены все необходимые, доходчиво выраженные ориентиры.
А что делать, если с собой компаса нет? Тогда нужно знать стороны света и основные правила ориентирования.
II. Правила ориентирования в лесу по косвенным признакам:
1) по Солнцу: оно появляется на востоке и заходит на западе, а в 13:00 оно точно на южной стороне горизонта;
2) по ветру: до захода в лес надо запомнить направление движения облаков, чтобы определить своё перемещение;
3) по муравейникам: все муравьи ставят свои дома рядом с деревом и, не как придётся, а именно с южной стороны;
4) по деревьям: у деревьев на стволах мох и лишайники с северной стороны развиты гораздо лучше, чем с южной;
5) по кронам деревьев: у каждого дерева, его крона всегда развита намного интенсивней именно с южной стороны;
6) по годовым кольцам: на пнях они эксцентричны (или округло-вытянуты) и вытянуты они именно с южной стороны;
7) по лесным просекам: просеки, за редким исключением, прорубаются строго с запада на восток или с юга на север.
Итак, давайте попробуем в конце пройти небольшой тест на то, как вы усвоили эти уроки для юных егерей:
1) Чьи это следы?
Ответ: 1- волк, 2 – собака, 3 - лиса
2) С какой стороны дерева более активно растёт мох?
Ответ: с северной
3) Во время ходьбы по лесной тропе мне очень сильно мешали ветки, которые исцарапали мне всё лицо. Что мне нужно сделать?
Ответ: уйти с животной тропы
В завершении урока ответьте пожалуйста на листочках на несколько вопросов:
- понравился ли вам урок?
- какую пользу природе приносит егерь?
- какую пользу людям приносит егерь?
- полезны ли вам будут знания, полученные на уроке?
- что ещё вам хотелось бы узнать об этой профессии?
- хотелось бы вам попробовать себя в этой профессии?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС, 5 класс Конспект урока биологии для 5 класса Кроссворд с ответами на тему: Цветы, 5 - 6 класс Конспект урока биологии в 6 классе. ГолосеменныеПохожие статьи:
Участник №75 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Автор: Егор Витальевич Кокшаров
Опубликовано: 3280 дней назад (29 ноября 2015)
Просмотров: 2953
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!