Конспект урока биологии для 5 класса
Методическая разработка урока биологии для 5 класса на тему "Царства живой природы. Бактерии"
Автор: Зырянова Людмила Андреевна, учитель биологии МАОУ СОШ №4, городской округ Сухой Лог с. КурьиОписание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока для 5 класса по теме «Царства живой природы. Бактерии». Данный материал будет полезен учителям биологии. Данная разработка направлена на создание условий для формирования интереса к учебному предмету « Биология», расширения кругозора учащихся, интеграции знаний учащихся, повышение мотивации обучения. Помогает воспитывать умение сотрудничать, слышать и слушать друг друга, толерантность.
Методическая разработка урока по биологии на тему «Царства живой природы. Бактерии» 5 класс
Цели: создание условий для формирования у учащихся УУД
Личностных:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Познавательных УУД:
- формирование умения ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию;
- формировать умения использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму.
- формирование умения объяснять значение новых слов сформировать умение сравнивать и выделять признаки бактерий от других царств.
Коммуникативных УУД:
- формировать умения слушать и обосновывать свое мнение.
- сформировать умение выражать свои мысли и идеи.
Регулятивных УУД:
- целеполагания (формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно);
- контроль (формирование умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);
- оценка (формирование умения выделить и осознать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).
Предметных УУД:
- формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы;
- формировать умение определять основные части бактерии;
- формировать умение перечислять процессы жизнедеятельности, разнообразие и распространение бактерий;
- продолжить формирование представлений о многообразии живых организмов.
Место урока в системе занятий: данное занятие рассчитано на один урок
Оборудование:
- интерактивный демонстрационный комплекс (компьютер учителя, проектор, интерактивная доска);
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока (ключевые этапы)
Этап мотивации
На данном этапе (в начале урока) учитель сообщат детям, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле.
Учитель читает монолог от лица ученого, учащиеся должны узнать его – это Антонио Ван Левенгук.
Я, хозяин мануфактурной лавки в городе Дельфте, который находится в Голландии. Много лет я посвятил своему увлечению, которое многие называли странным. По вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время занятию своим увлечениям. Покупатели подозрительно косились на мои обожженные и искалеченные пальцы, не зная моего увлечения. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный, неизвестный человеку мир живых существ.
Это упражнение позволяет формировать предметные УУД (развитие умений работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)), коммуникативные УУД (развитие умений слушать и обосновывать свое мне-ние).
Далее учитель предлагается учащимся посмотреть видеоролик «Микроскоп Антонио Ван Левенгука»
После просмотра видеоролика учащиеся отвечают на вопрос: «Какое отношение открытие Левенгука имеет к теме сегодняшнего урока?».
Этап целеполагания
Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.
Учитель:
– Левенгук рассмотрел и описал группу микроорганизмов под название бактерии. Мы с вами знаем, что всю живую природу ученые делят на группы. Как называются самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир?
Ученики:
– Такие группы называются царства.
Учитель:
– Мы изучили три из них Растения, Животные и Грибы. Всего как вы уже знаете царств живой природы 4. В какое царство можно поместить микроорганизмы, которые открыл Антонио Ван Левенгук?
Ученики:
– Царство Бактерии (тема урока сформулирована)
Учитель:
– Тема нашего урока Царство Бактерии. Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.
Познакомиться с представителями царства … , их ... и жизнедеятельностью, узнать, почему бактерий выделили в самостоятельное … .
Это задание позволяет формировать регулятивные УУД (формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно)
Данный этап является очень важным, нужно заинтересовать учащихся, показать необходимость и пользу изучения материала.
На этом этапе считаю целесообразным обратить внимание учащихся на значимость таких событий как изобретение микроскопа и открытие бактерий.
Этап получения и усвоения новых знаний
На данном этапе используя фрагмент интерактивного учебного пособия, учи-тель обращает внимание учащихся на разнообразие форм бактерий (кокки, бациллы, вибрионы, спириллы) и на размеры бактериальной клетки. При этом учитель сравнивает их размеры с размером булавочной головки, на которой могут разместиться сотни и тысячи бактерий. Указывает на количество бактерий в разных средах.
После детям предлагаю выполнить задание «Определите форму бактерий» на интерактивной доске.
Целесообразность использования интерактивной доски в следующем: наглядность, обратная связь. Это задание позволяет формировать познава-тельные УУД (формировать умения использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму), регулятивные УУД (формирование умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Используя интерактивное учебное пособие и таблицу «Бактерии», учитель характеризует особенности внутреннего строения бактериальной клетки на примере сенной палочки.
С целью закрепления полученных знаний учитель организует беседу по вопросам: где встречается сенная палочка? Почему она так называется? На основании каких особенностей строения сенную палочку относят к бактериям?
Предлагаю, детям используя слова на экране, составьте предложение, которое будет выводом о том, как устроены бактерии.
Это задание позволяет формировать познавательные УУД (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений).
Далее учитель рассказывает о размножении бактерий. При этом он прибегает к демонстрации фрагмента интерактивного учебного пособия, на котором показано, как одна клетка бактерии делится на две дочерние.
Затем учитель рассказывает об особенностях питания бактерий, большинство из которых не имеют хлорофилла, и потому питаются готовыми органическими веществами. Он называет бактерий – сапрофитов и бактерий – паразитов, характеризуя особенности их питания.
Далее учитель приступает к рассмотрению роли бактерий (использует интерактивное пособие).
Контролирующие задание
Учитель предлагает учащимся выполнить тестовое задание об особенностях строения, питания, размножения бактерий.
Выберите один правильный ответ
1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:
а.растения
б.бактерии
в.водоросли
г.грибы
2.Образование бактериями спор – это приспособление к:
а.размножению
б.перенесению неблагоприятных условий
в.паразитизму
г.передвижению
3.Бактерии размножаются:
а.почкованием
б.посредством половых клеток
в.спорами
г.делением клетки
4.Бактерии-паразиты питаются:
а.органическими веществами живых организмов
б.минеральными веществами
в.органическими веществами отмерших организмов
г.водой и углекислым газом
5.Бактерии-сапрофиты питаются:
а.органическими веществами живых организмов
б.минеральными веществами
в.органическими веществами отмерших организмов
г.водой и углекислым газом
Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания.
Этап подведения итогов
Отметка за данный урок выставляется каждому учащемуся за правильно вы-полненное задание.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Работа в парах
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я…
2) Больше всего мне понравилось…
3) Самым интересным сегодня на уроке было…
4) Самым сложным для меня сегодня было…
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял…
7) Сегодня я научился…
8) Сегодня я задумался….
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
Это задание позволяет формировать познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности), а так же формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
Подводя итоги, хочется отметить, что ученик на таком уроке становится активным субъектом учебной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС, 5 класс Урок-обобщения знаний по биологии в 5 классе по теме «Многообразие живых организмов» Кроссворд с ответами на тему: Цветы, 5 - 6 класс Конспект урока биологии в 6 классе. ГолосеменныеПохожие статьи:
Автор: Людмила Андреевна Оборина
Опубликовано: 3766 дней назад (31 июля 2014)
Просмотров: 20465
Рубрика: Методические разработки уроков
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!