Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Работа и отдых», 9 класс

Беседа для учащихся 9 класса на тему «Работа и отдых»
Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания.
Ленгстон Хьюз

1. Заботимся о здоровье.
Это нужно знать!
Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение.
Необходимо отметить значение режима дня для сохранения психологической уравновешенности. Спланированный режим исключает неожиданности и способствует устойчивости и оптимальности в поведении человека.
Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определен учебным планом занятий в школе; режим военнослужащего - распорядком дня, утвержденным командиром воинской части; режим работающего человека - началом и концом рабочего дня.
Таким образом, режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Русский физиолог Н. Е. Введенский (1852-1922) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:
1) постепенное вхождение в работу;
2) продуманная и отработанная последовательность в труде;
3) правильное распределение нагрузки - дневной, недельной, месячной, годовой.
2. Неравномерность нагрузки.
Спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны. В подтверждение сказанного приведем слова Л. Н. Толстого, которые он записал в дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».
Важно отметить в режиме каждого дня обязательность отдыха, необходимого для восстановления работоспособности. Наиболее эффективным здесь является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.
К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.
Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон, прежде всего, способствует нормальной деятельности нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеваниям. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна - основа здорового образа жизни.
Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.
Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

Это интересно!
Поговорим о характере отдыха - пассивном и активном. К пассивному относятся все виды отдыха, когда человек не производит сколько-нибудь заметной мышечной и умственной работы. Прежде всего, это сон, успокаивающий, освежающий и исцеляющий. После бессонной ночи человек чувствует себя «разбитым», работает с трудом. Во время сна отдыхают мозг, мышцы, менее интенсивно работают сердце, желудок и другие органы.
Для наиболее полноценного отдыха и восстановления сил важно соблюдать определенные гигиенические правила, среди которых одним из главных является постоянное время отхода ко сну. Не менее важно также вставать в одно и то же время. Привычка засыпать и просыпаться в определенный час развивает условный рефлекс на время, помогающий человеку отдыхать.
Непременным условием гигиены сна является удобная постель и чистый, свежий воздух в комнате. Для этого нужно открывать окно или форточку при любой погоде, независимо от времени года.
Нормой считается 7-8 часов сна, однако это в среднем. Есть люди, которым достаточно спать 5 часов, а иным и 10 часов может оказаться недостаточно. Ученые Австралии обследовали трех человек, которые прекрасно чувствовали себя, поспав всего 2 часа.
Исходя из своей индивидуальности и особенностей работы, надо установить наиболее рациональный режим сна. Не обязательно все 8 часов спать ночью, можно 1-2 часа перенести на дневное время.
Пассивный отдых жизненно необходим, но им нельзя злоупотреблять. Известно, например, что при малоподвижном образе жизни, при слишком длительном лежании человек становится менее выносливым к физическим нагрузкам, скорее устает, становится не только слабым, но и дряхлеет. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Отдых, по словам Н. Е. Введенского, «не предполагает обязательно полного бездействия со стороны человека, он может быть достигнут простой переменой дела - переносом внимания в новую сферу деятельности». При утомлении от длительного однообразного труда надо переключиться на другой вид деятельности. В этом случае импульсы от различных нервных рецепторов, в том числе мышечных, зрительных, слуховых или кожных, переносятся с одних групп нервных клеток на другие, которые до сих пор находились в состоянии относительного покоя. В этом заложен источник громадных резервных сил организма, которые при необходимости могут быть приведены в действие.
Когда человек после трудового дня совершает прогулку или играет в футбол, катается на велосипеде, увлеченно мастерит, в действие вводятся другие группы мышц, другие функции, отличающиеся от обычных.
Впервые на роль активного отдыха в профилактике утомления обратил внимание «отец русской физиологии» И. М. Сеченов. В 1903 г. он проводил эксперимент по изучению работоспособности мышц обеих рук при поднятии груза. Прибор собственной конструкции - эргограф, регистрирующий мышечную силу, показал, что работоспособность утомленной правой руки восстанавливается быстрее и более полно при ритмичных сокращениях левой руки.
Физиологические механизмы активного отдыха стали ясными после работ И. П. Павлова и его сотрудников. В лаборатории, руководимой академиком Л. А. Орбели, был открыт интересный физиологический феномен, показывающий, что активность мышц возрастала, а утомление их уменьшалось при раздражении электрическим током симпатических нервных стволов (феномен Орбели-Гинецинского). Это значит, что устранить утомление можно различными воздействиями, которые либо сами носят активный характер, либо ведут к активации центральной нервной системы.
К активному отдыху во время работы следует отнести физкультпаузы и физкультминутки. Гимнастические упражнения в течение учебного дня не только улучшают деятельность центральной нервной системы в соответствии с феноменом Сеченова, но и оживляют, нормализуют все физиологические процессы, поднимают эмоциональный тонус, способствуя тем самым высокой работоспособности. Чтобы повысить возбудимость нервной системы, снять утомление, требуется ставить перед ней все новые задачи, требующие новых нервно-рефлекторных ответов. Поэтому упражнения должны быть не шаблонными и регулярно обновляться.
Активные формы отдыха очень важны и в течение периода между двумя учебными днями. Особое место здесь занимает утренняя гигиеническая гимнастика. Она проводится сразу же после сна, то есть длительного пассивного отдыха. Физзарядка помогает избавиться от так называемого «просоночного» состояния, когда процессы в коре головного мозга еще недостаточно активны, часть нервных клеток еще испытывает сонное торможение.
Задание для учащихся
- Составьте режим дня, наиболее отвечающий здоровому образу жизни.
Темы для размышлений
1. Я - подросток.
2. Значение здоровья в моей жизни.
3. Здоровье - это нравственная категория.
4. Состояние здоровья населения России.
5. Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков.
6. Осторожно, СПИД!

Рекомендуем посмотреть:

Программа по профессиональному самоопределению для учащихся 9 класса Классный час на 12 декабря - день Конституции РФ, 7-9 класс Разработка классного часа для 8-9 класса с презентацией. Красноярский край Классный час на тему «Счастье», 9 класс

Похожие статьи:

Внеклассные мероприятия в 9 классе. Разработки

Классный час «Как подготовиться к экзаменам», 9 класс

Классный час на тему: «Волевое поведение», 9-10 класс

Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса

Классные часы в 9 классе. Разработки

Классный час «Гигиена одежды и кожи», 7 класс | Классный час «Как быть самим собой», 9 класс
Опубликовано: 1500 дней назад (13 октября 2020)
Просмотров: 5585
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!