Консультация для родителей в детском саду «Речь взрослого – пример для подражания»
Консультация для родителей дошкольников «Речь взрослого – пример для подражания»
Как быстро летит время! Кажется, еще вчера вы были ребенком, а сегодня уже свои дети растут. Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас не волнует, а даже умиляет, но когда же говорит будущий школьник – это уже серьезная причина для беспокойства.
По мере овладения речью формируются психика ребенка, познавательные процессы, способности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь? Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые: спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и подражая – копируют. Ребенок передает наши жесты, мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок, становится его достоянием.
Вслушаемся, как разговаривают дети, когда играют. « Тебе, что сказано, - не трожь! Ведь сказала – ложи сюда. Щас, как дам». Другой ребенок поправляет: «Надо говорить не «не трожь, а «не трогай», и не «ложи» , а «клади», а щас – такого слова и вовсе нет. И кричишь ты почему – то. Это тоже не хорошо!». «Если моя сестренка не слушается, так что и крикнуть на нее нельзя, моя мама всегда так говорит».
Перед нами и очень часто возникает сомнение: как сказать правильно, избежать ошибки, как точнее выразить свою мысль? Именно в разговоре с окружающими ярко проявляется речевая культура речи и ее дефицит.
Владеть родным языком – значит связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказать свою мысль. Одна из первоначальных задач родителей – подмечать собственные недостатки, вслушиваться в собственную речь. Ставить перед собой вопросы: «Как звучит моя речь?», «Каковы интонации в общении с ребенком?», «Может ли служить моя речь образом для ребенка?». Дети учатся у своих родителей произносить слова, звуки, правильно строить предложения, лексически последовательно излагать мысль.
Отсюда следует сделать вывод, что родитель должен разговаривать с ребенком понятно, доступно, короткими фразами, не употреблять слова «соринки» ( это самое ну, вот, так сказать…), исключить всякого рода огрубленные выражения. Главное – учитывать возрастные особенности дошкольника и употреблять в речи слова, которые им доступны и понятны.
Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому очень хотелось бы, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили звуки и слова. Особенно в младшем и дошкольном возрасте нельзя « подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или предложения (бибика, ляля, и др.), сюсюкаться с ребенком. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами.
Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать ребенка, смеяться или наоборот хвалить его, требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Некоторые недостатки в речи ребенка возможно устранить только при помощи специалистов, но ряд недостатков легко можно устранить в семье.
Обычно ребенка исправляют, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за плохую речь или требовать, чтобы он медленно и верно повторил трудное слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует перебивать ребенка, предоставьте ему возможность высказаться, а затем укажите на ошибки и исправьте их.
В последние годы неврологи, педиатры, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше детей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы.
В семье для ребенка необходимо и нужно создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, чтобы он мог вам доверять.
Рекомендуем посмотреть:
Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Консультация для родителей ДОУ. Как читать книги детям Консультация для родителей. Воспитание у детей культуры поведения Консультация для родителей детей 4-6 лет. Развитие творческих способностей в условиях семьи← Игры по развитию речи у детей дошкольников 5-6 лет | Мероприятие на осеннюю тему в детском саду для детей старшей группы. Сценарий →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!