Консультация для родителей старших дошкольников. Обучение грамоте дошкольников
Обучение ребёнка – дошкольника грамоте в семье
С чего начинать обучение грамоте
Многих родителей детей дошкольного возраста волнует вопрос: с чего начинать обучение грамоте в семье и в каком возрасте это целесообразнее делать?Прежде всего попробуйте объективно оценить, проанализировать развитие устной речи своего ребенка: насколько чисто он произносит звуки, правильно ли строит фразы, легко ли подбирает слова для ответа, не искажает ли длинные слова (например: универмаг). Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться за помощью к логопеду.
Зачастую родители приравнивают понятия «обучение грамоте» и «обучение чтению» и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем читать слоги и слова, забывая (или не зная) о том, что читающий — не всегда значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо шире, оно подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами. Конечно, в наше время ребенок получает много информации из разных источников: это и телевизор, и Интернет, и всевозможные игровые приставки, и компьютер, и печатные издания. Поэтому если ребенок, поступающий в школу, совсем не знает букв — это тревожный сигнал. Но главное все-таки не в этом.
Главная задача родителей дошкольника — сформировать предпосылки к овладению грамотой, и начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.
К моменту поступления ребенка нужно научить определять, с какого звука начинается слово, каким заканчивается; есть ли в слове данный звук и где он находится — в начале слова, середине или конце; подбирать слова, начинающиеся на заданный звук или содержащие его; различать сходные по звучанию звуки (например, [з] — [с] — [ц], [б] — [п], [м] — [м’] и др.). Кроме этого, дошкольник должен уметь производить и простейший анализ слова на уровне определения в слове количества слогов, звуков и их последовательности.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуск букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.
Игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и умения производить простейший звуковой анализ слов, очень много. Их можно найти в литературе и придумать самим. Вот примеры заданий, которые вы можете предложить своему ребенку.
Задание 1. Предложите ребенку картинки, игрушки (любые предметы) и попросите назвать первый или последний звуки. Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, можно предлагать ребенку доставать предметы из мешочка, коробки, выбирать на ощупь, искать по вашей инструкции. Впоследствии вы можете просто называть слова и предлагать найти второй, третий, предпоследний звуки.
Задание 2. Попросите ребенка выбрать из предложенных ему те картинки или предметы, в названии которых есть заданный звук. Определите, где звук «спрятался», — в начале слова, в середине или в конце.
Задание 3. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Усложнить задание можно, предложив ребенку самостоятельно называть слова (используйте для этого картинки, игрушки или любые другие предметы) и искать звук.
Задание 4. Предложите ребенку угадать, чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть, например, звук [к], какая кличка у собаки, если в ней есть звук [у] и т. п.
Задание 5. Предложите ребенку отгадать загадку, выделить в слове-отгадке первый (или любой по счету) звук и подобрать новые слова с этим звуком.
Задание 6. Предложите ребенку угадать слово, которое вы загадали, по первому и последнему звукам. Начинать осваивать эту игру можно, опираясь на наглядность. Так, дав малышу задание: «Угадай слово: начинается на [а], заканчивается на [с]», предложите выбрать отгадку из двух—трех картинок — автобус, автомобиль, автомат.
Задание 7. Предложите ребенку определить, какой звук повторяется чаще всех, и подобрать другие слова с этим звуком:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
На горе Арарат зреет крупный виноград.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 8. Предложите ребенку игру в слова: вы называете слово, ребенок придумывает свое слово, которое начинается на последний звук вашего, вы продолжаете цепочку и т. д., например: стол, лампа, аист, топор, рая и т. д. Можно усложнить задание, предложив называть только животных, только растения и т. п.
Задание 9. Предложите ребенку такую игру: «Я буду повторять одно и то же слово, а потом вдруг ошибусь, заменю его. Ты должен заметить и назвать слово, в котором я ошиблась».
Например:
— коса — коса — коза — коса — коса — коса;
— коробок — коробок — коробок — колобок — коробок — коробок;
— мишка — миска — мишка — мишка — мишка;
Задание 10. Предложите ребенку картинки с изображениями различных предметов. Затем произнесите какое-нибудь слово и попросите выбрать ту картинку, название которой начинается с того же звука. Например, вы говорите «молоко», а ребенок показывает картинку «молоток», так как оба эти слова начинаются со звука |м].
Задание 11. Приготовьте картинки с изображениями предметов, предложите ребенку выделить в их названиях первые звуки и составить из них новое слово. Например, картинки — кукла, оса, топор; новое слово — кот. Более сложный вариант — вы не используете картинки, а просто называете слова.
Задание 12. Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружками (или квадратами) — сколько звуков в слове, столько и кружков (квадратов). Так, например, слово «шар» изображается тремя кружками.
Задание 13. Предложите ребенку предметные картинки и схемы к ним в виде кружков или квадратов (по числу звуков). Задача ребенка — определить, какому рисунку соответствует каждая из схем.
После того как ребенок научится достаточно уверенно выделять звуки и определять их последовательность в словах, можно знакомить его с буквами и начинать обучение чтению.
Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-нибудь букву вывески на доме: «Какая это буква?» Малыш с радостью отвечает: «Пэ!», или «Эм!», или «Эс!»
Задумайтесь: если вы именно так называете детям буквы, то как же ваш ребенок прочитает слог «МА»? Скорее всего, у него получится «ЭМА»! И он будет прав: ЭМ+А=ЭМА. А слово «МАМА» в таком случае будет читаться как «ЭМА — ЭМА»!
Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П». Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук — разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука — твердый и мягкий. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка, а сейчас он может учиться читать и без этих знаний.
Много ли раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети в разные сроки усваивают, например, название цветов. Взрослые комментируют цвет окружающих предметов или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета до тех пор, пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в книгах, на специальных плакатах, в разрезной азбуке, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого, и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.
Безусловно, полезными для запоминания букв являются выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, моделирование букв из пластилина, шнура или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Из всего этого арсенала упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-либо, которое станет увлекательным для вашего ребенка.
Оригинальный способ запоминания букв — упражнение «Тело — буква»: ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие «тело-загадки» ребенку, или он сам будет придумывать их для вас.
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы, например: «Высока и стройна буква „А“, очень похожа на арку она» (В. Ковшиков «Азбука в картинках»); «,,А“ как лесенка стоит перед входом в алфавит» (Г. Виеру «На что похожа азбука»), «,,А“ — начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!» (А. Шибаев «На что похожи буквы»). Такие стихи полезно не только читать детям, но также и заучивать их наизусть.
Можно предложить игру «Разрезные буквы». Карточки с буквами разрезают на две части (позднее на 3—4). Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая буква получилась. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв.
Для игры «Найди и подчеркни» потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ним заучиваете. В следующий раз букву можно зачеркивать, обводить в кружок, ставить под ней точку и т. д. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить ребенку одновременно искать две буквы и их подчеркивать. Наиболее сложный вариант упражнения — находить две буквы одновременно, но отмечать их разными знаками.
Запоминанию букв способствует игра «Какая буква выглянула в окошко?» Можно использовать любые крупные буквы. Дополнительно приготовьте лист большого размера с «окошком» любой формы, за которым спрячьте букву. Предложите ребенку узнать букву в окошке по ее фрагменту. Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент в окошке. Игра развивает также пространственное мышление и внимание.
Для игры «От какой буквы деталь?» напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать. Если ребенок умеет писать, можно предложить ему дописать незаконченные буквы.
Если при запоминании букв возникли трудности, если эти трудности устойчивы даже при разнообразии приемов запоминания, обратитесь за консультацией к логопеду.
Уместен вопрос: нужно ли выучить весь алфавит, чтобы переходить к чтению слога? Нет, это необязательно: чтобы начинать освоение чтения слогов, достаточно знать гласные буквы и несколько согласных.
Часто родителям приходится сталкиваться со следующей ситуацией: ребенок уже давно выучил буквы, а вот читать слоги никак не научится. В этот период самое главное для родителей — не навредить ребенку, не дать ему неправильный образец чтения, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось переучиваться, ведь каждый знает: научить легче, чем переучить. При чтении слога малыш не должен называть буквы по отдельности — читать слог надо, плавно «пропевая» его.
Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы по очереди, они в паре поют песенки-слоги. Согласная буква может отправиться в лес за грибами, может кататься на лифте, может ходить в гости к подружкам — гласным буквам — и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы: ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.
После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:
— попросите привезти на грузовике «кирпичики» «КА», «КО» или «КУ» и т. д.;
— «превратите» листочки со слогами в конфетки, угостите куклу конфетками «КИ», «КО», «КА»;
— поиграйте в почтальона — разносите письма-слоги членам вашей семьи, например: «Отнеси бабушке ,,КУ“», «Отнеси письмо для папы ,,КО“» и т. д.;
— разложите слоги на полу, «превратите» ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.
Искать заданный слог можно и на страницах азбуки, букваря или другой книги. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение чтению любимой игрушки («Покажи мишке слог ,,ПУ“», а сразу после показа — «Скажи ему, какой это слог»).
Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали. Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.
Если ребенок уверенно держит карандаш и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог; можно разные слоги обводить карандашами разных цветов.
Всегда после выполнения задания на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог. Если ребенок не может сразу назвать слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: «Это „ГО“ или ,,ГА“?» Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного чтения слога («,,Г“ и „0“ — будет...»), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают видеть в слоге отдельные буквы и пытаются их «складывать», часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, «складывание» слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.
Вместе с ребенком вы можете составить слоговую таблицу (слоговой домик). На листе бумаги вверху (внизу) по горизонтали напишите гласные буквы, по вертикали — согласные. По мере освоения слогов вы помещаете (пишете или вклеиваете) их в нужное место в домике. Домик будет расти, увеличиваться, ребенок будет видеть свои успехи. Работа с таблицей на этом не заканчивается, по ней можно провести следующие упражнения:
— поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);
— чтение цепочек слогов — по гласной (на-ма-ра-ла-па-...), по согласной (па-по-пы-пу-...);
— чтение слогов с договариванием до слова (КА — каша, К.У — курица и т.д.).
В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых слогов — ЖЫ — ШЫ, ЧЯ — ЩЯ, ЧЮ — ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.
Много заданий, направленных на усвоение ребенком слогов, можно найти в учебных пособиях. Полезны, например, задания типа «Слоговая раскраска». Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом, каждый слог раскрашивается своим цветом. При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания.
Встречаются упражнения «Слог + картинка». Ребенку предлагают соединить картинку со слогом, на который начинается ее название. В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку предлагают выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке. Более сложный вариант — соединить картинки и слоги, которые есть в названии этих картинок (в середине или в конце слова).
Вы можете сами предлагать ребенку такие задания: используйте написанные на листках слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.
Многие родители сетуют на то, что ребенок не любит читать, его приходится заставлять или упрашивать. Как привить любовь к чтению? Помните, что чтение должно соединяться только с удовольствием. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка читать. Создайте такие условия, чтобы он сам захотел читать. Ведь трудно себе представить, что кто-нибудь из взрослых будет любить то, что не приносит удовольствия.
Дадим некоторые рекомендации.
1. При выборе книги для самостоятельного чтения ребенком обращайте внимание на шрифт и иллюстрации. Ребенку значительно интереснее читать книгу, если в ней много иллюстраций, поскольку это помогает ему осмыслить содержание прочитанного. Легче читать книги с крупными буквами, небольшим количеством текста на странице. Не забывайте и о сюжете книги: он должен быть доступен для понимания ребенком.
2. Приучайте к чтению книг постепенно, приступайте к этому уже тогда, когда ребенок только начал овладевать навыком чтения, при чтении книг ему вслух. Например, вы читаете текст, а ребенок — названия глав, позже ребенок сможет прочитать реплики героев; можно читать по очереди с ним: строчку — вы, строчку — он. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить.
3. Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет это делать сам. Он может узнать много полезного из чтения вами более сложных книг, которые сам еще прочитать не в силах. Кроме того, ребенок получит удовольствие от общения с вами.
4. При чтении ребенку обязательно входите в роль: говорите разными голосами, расставляйте логические акценты. На вашем примере ребенок будет учиться подключать к чтению свои эмоции.
5. Можете преподносить чтение вслух как награду. Если ребенок плохо себя ведет, предупредите его, что вы отмените вечернее чтение. Рейтинг чтения таким образом поднимется (а если за провинности наказывать ограничением просмотра телепередач или сеансов игры на компьютере, то вы поднимете рейтинг этих развлечений).
6. Если привычка смотреть телевизор стала для ребенка правилом, попробуйте с ней «посоревноваться». Например, посмотрев мультфильм, приобретите книгу, по мотивам которой он создан, прочитайте ее ребенку. После просмотра мультфильма и прочтения книги сравните вместе с ребенком их содержание. Обязательно сделайте акцент на том, что в книгах сюжет всегда интереснее и подробнее, чем показывают по телевизору.
7. Используйте различные технические средства. Сейчас в продаже много книг, к текстам которых есть аудиозаписи: у ребенка появляется возможность слушать профессионально озвученный текст и просматривать книгу. Помогают привить любовь к чтению и диафильмы — даже самого неусидчивого ребенка завораживают картинки на стене его комнаты.
8. Детские книги всегда должны быть в зоне досягаемости ребенка, чтобы в любой момент он мог удовлетворить свой интерес к прочтению или просматриванию книги. С самого раннего возраста прививайте культуру обращения с книгой: пресекайте рисование в книгах, бросание книг, приучайте класть книги на место.
9. Регулярно находите время для занятий чтением с ребенком, даже когда вы очень загружены. Возьмите за правило: просьба ребенка «Давай вместе почитаем» удовлетворяется всегда!
А главное — читайте сами! Искушайте ребенка чтением. Читая про себя взрослые книги, позволяйте себе эмоционально реагировать на содержание: можете смеяться, восклицать: «Вот это да!» или расстроиться со вздохом: «Ну вот, я так и знала!»
Что касается обучения письму, все специалисты единодушны в том, что учить ребенка писать прописными буквами не следует до школы. Пусть это делает школьный учитель. Всегда нужно помнить, что научить ребенка легче, чем переучить. Неправильно сформированные навыки могут стать серьезной помехой в овладении письмом. Если есть желание научить своего ребенка писать, то пишите печатными буквами. Важно одно: чтобы рука развивалась, мелкая моторика совершенствовалась, пальчики были умелыми и послушными. Помогут в этом рисование, лепка, штриховка, работа с мозаикой, конструктором, ножницами. Можно работать с ребенком в тетради с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строчкой (ребенок рисует какие-то фигуры, стараясь не выходить за строку, — кружочки, квадраты и т. д.), на выработку наклона (особенно в тетрадях с дополнительной разлиновкой). Можно учить ребенка писать основные элементы прописных букв: прямую наклонную короткую линию, прямую наклонную длинную линию, наклонные линии с закруглениями внизу, вверху, вверху и внизу, длинной наклонной с петлей, полуовал и овал. Все это является важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и взрослый должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. Сюда относятся: выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
И еще один важный вопрос: могут ли занятия быть вредными для ребенка? Могут в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности — игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать и писать до школы.
Главные правила успешного обучения чтению дошкольника:
1. Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не столько длительность занятий, сколько их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
4. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими — дошкольник не способен воспринимать длинные инструкции.
5. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если его речь изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что подскажет ваша фантазия);
7. Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте: что сделано не так?
8. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами других детей — темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
Рекомендуем посмотреть:
Сказка про мягкий знак для детей 6-8 лет Консультация для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе Тест на оценку готовности к школе для дошкольников 6-7 лет Что такое готовность к школе. Консультация для родителей дошкольниковПохожие статьи:
Стихи, загадки про буквы алфавита от А до Я
← Математические загадки в стихах для дошкольников 6-7 лет с ответами | Вопросы на смекалку для детей 8 лет с ответами →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 539 дней назад (5 июня 2023)
Просмотров: 697
Рубрика: Воспитателю детского сада
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!