Зимние явления в природе, 1 класс. Обобщающий урок
Конспект урока "Зимние явления в природе", 1 класс
Автор: Гришанович Елена Сергеевна, учитель начальных классов ГУО « Средняя школа №1 им. Б.М. Дмитриева г. Осиповичи» Предмет: человек и мир
Класс: 1
Тема: Зимние явления в природе.
Тип урока: обобщающий урок.
Задачи:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о зимних изменениях в неживой и живой природе;
- способствовать воспитанию наблюдательности;
- содействовать развитию интереса к познанию природы.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: Трафимова, Г. В. Человек и мир: учеб. пособие для 1 кл.
учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: для работы в классе / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск: НИО, 2017, Трафимова, Г. В. Человек и мир 1 класс: рабочая тетрадь/ Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск: Аверсэв, 2019, демонстрационный материал, карточки для индивидуальной и парной работы, сосновые и еловые шишки.
Ход урока
I. Организационный этап Давайте, попробуем книгу природы открыть,
Страницы её полистаем,
И тысячи лет неизменно хранить,
Всё то, что однажды узнаем.
Д. Останин
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
2.1 Игра «Четвертый лишний»
- дерево, дом, камни, подснежник;
- береза, ромашка, ветер, бабочка;
- клест, снегирь, скворец, воробей;
- медведь, еж, лиса, барсук;
- январь, ноябрь, декабрь, февраль.
2.2 Задание «Зимние слова». (Прием «Мозговой штурм»)
Учащиеся подбирают слова по заданной теме.
2.3 Постановка темы и задач урока.
- Тема нашего урока: «Зимние явления в природе»
Сегодня последний день зимы. За окном высокие сугробы, морозно. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие, чтобы повторить, что происходило зимой в природе, как зима изменила жизнь природы и людей. Мы совершим поездку на снегоходе, будем останавливаться на станциях и выполнять задания.
Станции «Зимние месяцы», «Неживая природа», «В лесу зимой», «День рождения зимой», «Чародейка Зима».
2.4 Физкультминутка. Игра «Веришь ли ты, что...»
Перед дорогой нужно согреться. Если вы верите, то хлопаете в ладоши, если не верите, то топаете.
Верите ли вы, что
- ёж выходит из своей норы не на долгое время, походит, побродит и обратно в норку досыпать свое время; (да)
- образуются снежинки из пара, испарившегося с поверхности земли; (да)
- раньше верили, что маленькие снеговики — это ангелы, которым можно доверить свою мечту; (да)
- все снежинки похожи друг на друга; (нет)
- снежинки способны петь; (да, касаясь воды, замерзшие кристаллики издают звук)
- снегири прилетают к нам с севера; (нет, птицы ведут оседлый образ жизни, но летом им чаще всего хватает пищи в лесах)
- заяц — хитрый, он старательно маскирует следы от хищников; (да)
- клюв у клеста идеально приспособлен для изъятия семян из шишек; (да)
- все клеста ведут ночной образ жизни; (нет, у птиц дневной образ жизни)
- зимой птицы переселяются ближе к жилью человека; (да)
III. Этап закрепления знаний и способов действий
3.1 Станция «Зимние месяцы». (Работа в парах.)
Нужно прочитать пословицы, подчеркнуть название зимних месяцев и расположить пословицы в порядке смены месяцев в году.
Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.
В феврале два друга: метель да вьюга.
В январе растет день – растет и холод.
Дополнительный материал: пословицы о зимних месяцах.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Декабрь спросит, что летом припасено.
С января солнце на лето поворачивает, а зима – на мороз.
Январь – году начало, зиме – середина.
Месяц январь – зимы государь.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль землю студит. Вьюги да метели в феврале налетели.
3.2 Станция «Неживая природа». (Работа с учебным пособием.)
- Рассмотрите в учебном пособии три зимних пейзажа и расскажите, какие изменения произошли в неживой природе в зимние месяцы. Как изменяются высота Солнца, осадки, почва, водоемы зимой? Чем важен снеговой покров на земле для животных?
Смотрите, за окном изменился пейзаж. Сколько снега! Посчитайте количество светлых и темных слоев снега. Почему они чередуются? О чем могут «рассказать» обломки веточек, крылатые семена в слоях снега? (Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию рисунков.)
3.3 Станция «В лесу зимой». (Работа в группах.)
Задание «Исследователи».
В группах учащиеся читают информацию о ели и рябине. Тексты для чтения.
Рябина
Рябина - это очень красивое дерево. У неё ярко-красные небольшие плоды, собраны в гроздья, и ажурные листья. Ягоды рябины очень полезны. Человек употребляет их в пищу. Плоды рябины богаты витаминами. Зимой плоды рябины являются кормом для птиц. Даже бурый мишка любит полакомиться ягодками рябины. Вот как много пользы приносит такое небольшое деревце.
Ель
Зимой ель служит для многих лесных животным и домом и столовой. Еловые шишки самое лучшее лакомство для белки, мыши, птиц. Клест, благодаря своему изогнутому в разные стороны клюву легко раскрывает шишки. Дятел зимой может отыскать себе пропитание под корой ели - различных спящих личинок и насекомых. Заяц может спрятаться под пушистыми ветками ели и переждать под ними опасность или сильные холода.
Почему рябину и ель называют природными кладовыми?
Учащиеся рассматривают и сравнивают рисунки шишек в учебном пособии, выясняют, как по шишкам узнать, какие животные питались семенами. Каким животным по вкусу еловые семена?
Каждой группе нужно определить, используя эти знания, кто ел шишку, принесенную из леса. Обосновать свой ответ.
3.4 Физкультминутка. Игра «Дикие животные»
Учитель называет животных. Если они ведут зимой активный образ жизни, значит, учащиеся имитируют их движения. Если животные находятся в спячке, значит, учащиеся имитируют сон.
Слова для предъявления: волк, лиса, медведь, еж, косуля, лось, дятел, клест, белка, мышь, уж, ящерица, лягушка, синица, бабочка.
3.5 Станция «День рождения зимой»
Мы продолжаем путешествие. Оказывается, мы оказались на празднике. У кого у зверей день рождения зимой? Отгадайте загадки, рассмотрите рисунки в учебном пособии, скажите, каким малышам мороз и холод не страшен.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Любит раков и лягушек,
Даже маленьких пичужек.
Ночной лентяй неисправим...
Как все зовут его? ...(Налим)
Учащиеся соотносят рисунки с названиями животных. (Белка, медведь, налим)
У кого из зверей день рождения всегда зимой? Какая птица зимой вьет гнездо? Какая рыба зимой икру мечет?
3.6 Станция «Чародейка Зима». (Работа в рабочей тетради.)
- В рабочей тетради рассмотрите внимательно рисунки. Какие приметы зимы вы видите? Обозначьте их знаком «+». Взаимопроверка выполнения задания.
IV. Этап подведения итогов
Наше зимнее путешествие закончилось. Завтра в гости к нам придет весна.
Игровое задание «Да-нет», которое поможет проверить ваши знания. С помощью снежинки и зеленого листочка вы должны выбрать зимние и весенние явления в природе:
- снежные узоры на окнах;
- скворец поет песню;
- деревья стоят в снегу;
- дети катаются на льду;
- высокие сугробы;
- ежик спит в норке;
- у деревьев набухают почки;
- у клеста вывелись птенцы;
- появились подснежники;
- люди надели теплые куртки и шапки;
- дни длинные, а ночи короткие;
- у деревьев началось сокодвижение.
V. Этап рефлексии
Закончилась зима. Какая она была для вас? Опишите ее одним словом. (Белоснежная, бесснежная, крепкая, морозная, лютая, мягкая, пуховая, туманная, серебряная, седая, ледяная, сверкающая, веселая, искрящаяся, звонкая.)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия "Явления природы", 1 класс Внеурочное занятие для младших школьников «Плывут по небу облака» Внеурочное занятие по окружающему миру для младших школьников «Сколько знаю я дождей?»← Конспект урока математики с презентацией, 1 класс. Закрепление изученного | Конспект урока "Человек и мир", 1 класс. Весна и здоровье человека →
Автор: Елена Сергеевна Гришанович
Опубликовано: 1387 дней назад (7 марта 2021)
Просмотров: 4024
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!