Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников как средство повышения качества образования
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира.

Творческие способности — это не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала и вызывает огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Творческие способности - это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения - это умение создавать что то новое, то чего еще не было. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. А как же быть с «творческой деятельностью» младших школьников?

Исследования творческой деятельности младших школьников проведено в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Их ВЫВОДЫ: Творческая деятельность младших школьников повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

М.Н. Скаткин подробно рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:
- проблемное изложение знаний;
- дискуссия;
- исследовательский метод;
- творческие работы учащихся;
- создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Лук А.Н. советский психолог, изучавший психологию творчества и творческие способности считает нужно «учить учиться», а одним из условий овладения такой стратегией является развитие творческих способностей. Традиционно система образования озабочена лишь тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии.

Немов Р.С. И Я.А. Пономарев особо выделяли творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Я. А. Пономарев называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал ученый, многие качества, необходимые творческой личности - художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных и лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности младшего школьного возраста стремление к общению со сверстниками.

П. Торренс в структуре творческой деятельности выделял этапы:
1.1. восприятие проблемы;
1.2. поиск решения;
1.3. возникновение и формулировку гипотез;
1.4. проверку гипотез и их модификацию;
1.5. нахождение способа решения проблемы.

Приведенный анализ различных точек зрения показывает что проблема развития творческих способностей школьников, является вечной педагогической проблемой, которая не теряет своей актуальности и требует постоянного внимания и составляет основу процесса обучения. Так как качество образования — это соответствие образования как результата, как процесса, как социальной системы многообразным потребностям и интересам личности, общества и государства. Если проще то это совокупность требований предъявляемых к выпускникам учебных заведений. В настоящее время в обществе востребованы люди инициативные, творческие, способные жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогали людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Поэтому задача воспитания творческой личности, актуальна начиная с начальной школы. Период с 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, развивается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и проявляться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный процесс младших школьников, чтобы создать условия для максимального развития способности каждого из них, способствовать формированию интереса к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

Решение этих задач находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают игровые и нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, проектная и исследовательская деятельность, использование коллективных социально значимых проектов с использованием творческих поделок и творческих заданий не только во внеклассной работе, способствующих творческому развитию и творческой активности младших школьников.

Такой подход способствует решению важнейшей задачи повышения качества усвоения знаний младшими школьниками. Педагоги её осуществления добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию интереса младших школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развиваются творческие способности.

В частности, для решения развивающих целей обучения учитель начальных классов организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают мероприятия организуемые школой и другими учреждениями, это:

- кружки: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях;

- различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны, выпуск газет и журналов детского творчества;
Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.
Список литературы:
1. Введение в педагогическую деятельность./ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-208с.
2. Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива./Я. Л.Коломинский.-Минск, 1969.-366 с.
3. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения// Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
4. Лихачев, Б.Т. Педагогика./Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с.
5. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
6. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся.// Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
7. Обучение и развитие./Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975.-244с.
8. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы./И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.
9. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.- 155с.
10. Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников.// Вопросы психологии - 1991.- № 1.- С. 27-32.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Формирование познавательной активности младших школьников Как научить бегло читать детей 1-3 класса Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
Рассказ для младших школьников. Мемориальный комплекс "Журавли" города Саратова
Опубликовано: 311 дней назад (22 марта 2020)
Просмотров: 606
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!