Развитие творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников как средство повышения качества образования
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. Творческие способности — это не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала и вызывает огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
Творческие способности - это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения - это умение создавать что то новое, то чего еще не было. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. А как же быть с «творческой деятельностью» младших школьников?
Исследования творческой деятельности младших школьников проведено в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Их ВЫВОДЫ: Творческая деятельность младших школьников повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.
М.Н. Скаткин подробно рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:
- проблемное изложение знаний;
- дискуссия;
- исследовательский метод;
- творческие работы учащихся;
- создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.
Лук А.Н. советский психолог, изучавший психологию творчества и творческие способности считает нужно «учить учиться», а одним из условий овладения такой стратегией является развитие творческих способностей. Традиционно система образования озабочена лишь тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии.
Немов Р.С. И Я.А. Пономарев особо выделяли творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Я. А. Пономарев называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал ученый, многие качества, необходимые творческой личности - художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных и лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности младшего школьного возраста стремление к общению со сверстниками.
П. Торренс в структуре творческой деятельности выделял этапы:
1.1. восприятие проблемы;
1.2. поиск решения;
1.3. возникновение и формулировку гипотез;
1.4. проверку гипотез и их модификацию;
1.5. нахождение способа решения проблемы.
Приведенный анализ различных точек зрения показывает что проблема развития творческих способностей школьников, является вечной педагогической проблемой, которая не теряет своей актуальности и требует постоянного внимания и составляет основу процесса обучения. Так как качество образования — это соответствие образования как результата, как процесса, как социальной системы многообразным потребностям и интересам личности, общества и государства. Если проще то это совокупность требований предъявляемых к выпускникам учебных заведений. В настоящее время в обществе востребованы люди инициативные, творческие, способные жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогали людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Поэтому задача воспитания творческой личности, актуальна начиная с начальной школы. Период с 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, развивается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и проявляться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный процесс младших школьников, чтобы создать условия для максимального развития способности каждого из них, способствовать формированию интереса к учению вообще и к отдельным предметам в частности.
Решение этих задач находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают игровые и нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, проектная и исследовательская деятельность, использование коллективных социально значимых проектов с использованием творческих поделок и творческих заданий не только во внеклассной работе, способствующих творческому развитию и творческой активности младших школьников.
Такой подход способствует решению важнейшей задачи повышения качества усвоения знаний младшими школьниками. Педагоги её осуществления добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию интереса младших школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развиваются творческие способности.
В частности, для решения развивающих целей обучения учитель начальных классов организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают мероприятия организуемые школой и другими учреждениями, это:
- кружки: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях;
- различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны, выпуск газет и журналов детского творчества;
Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.
Список литературы:
1. Введение в педагогическую деятельность./ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-208с.2. Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива./Я. Л.Коломинский.-Минск, 1969.-366 с.
3. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения// Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
4. Лихачев, Б.Т. Педагогика./Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с.
5. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
6. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся.// Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
7. Обучение и развитие./Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975.-244с.
8. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы./И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.
9. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.- 155с.
10. Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников.// Вопросы психологии - 1991.- № 1.- С. 27-32.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Формирование познавательной активности младших школьников Как научить бегло читать детей 1-3 класса Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
Опубликовано: 1708 дней назад (22 марта 2020)
Просмотров: 2339
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!