Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их.
Так как в нашем ДОУ есть логопедические группы, то мною была намечена цель - использовать здоровьесберегающие технологии в дальнейшей своей в работе с дошкольниками с ОВЗ. Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка, успешно социализироваться в обществе.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- формировать осанку, гигиенические навыки;
- формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;
- развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
- организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.
В своей музыкально-оздоровительной работе я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий это:
Пальчиковые игры
В ходе музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся под пение самих детей и пение педагога. Пальчиковые игры позволяют развивать моторику рук, что благотворно влияет на речевое развитие детей.
Речевые игры
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов–металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
Одним из видов речевых игр, используемых в моей музыкальной деятельности, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Оздоровительные, фонопедические упражнения - развивают носовое, диагфрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. В работе использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические упражнения для коррекции произношения звуков и фонационного выдоха, а также с младшего возраста использую игры со звуком.
Валеологические песенки-распевания
Цель распевания – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат.
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).
Я в своей работе использует дыхательную гимнастику А. Стрельниковой.
Основными задачами дыхательных упражнений являются:
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
- тренировка силы вдоха и выдоха;
- развитие продолжительности выдоха.
- пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы; -восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Проводится она после консультации с учителем-логопедом. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных.
Я применяю игровые комплексы артикуляционной гимнастики Е. Косиновой.
Логоритмика
Одной из здоровьесберегающих технологий в ДОУ является логоритмика. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням.
Игровой массаж
Цель игрового массажа - научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко научиться делать самомассаж посредством игры. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей, нормализует работу вестибулярного аппарата и всего организма в целом
Музыкотерапия
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательноигровой деятельности.
Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности может варьироваться в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности. Вся работа проводится совместно с учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями, старшим воспитателем.
Использование мной вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы способствует решению задач гармоничного развития дошкольников, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
- Повышение уровня речевого развития.
- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) имеют право на включение во все аспекты жизни общества, самоопределение, творчество. Реализовать это право помогает система здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности, открывающая доступ детям с ОВЗ во все сферы жизнедеятельности.
Список использованной литературы:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду занятия, игры, упражнения [Текст]: учеб. для вузов / О. Н. Арсеневская. –Изд.2-е. –Волгоград: издательство «Учитель», 20013.
2. Гогоберидзе, А. Г. Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. [Текст]: учеб. для вузов / М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 320с
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. [Текст]: пособие для воспитателей и родителей /Л.В.Гаврюшина - М., Сфера, 2008.- 148с
4. Дедюхина, Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом [Текст]: учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. - М.: Гном и Д, 2001.
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]: / авт.-сост. Н. И. Еременко. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2009 Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С. 420.
6. Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Куликовская. - М.: Гном и Д, 2005.
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду; метод.пособие [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / М.ЮЮ Картушина -М., Сфера, 2004- 244с.
От рождения до школы.
Рекомендуем посмотреть:
Практикум для педагогов ДОУ Музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Колыбельные песни русских композиторов Здоровьесберегающие технологии в детском саду Метод проектов в ДОУ при формировании у детей потребности здорового образа жизни.
Автор: Юлия Николаевна Гуркович
Опубликовано: 711 дней назад (24 ноября 2022)
Просмотров: 511
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!