Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Логоритмика в музыкальном воспитании младших дошкольников

Использование логоритмики как игровой технологии речевого развития в процессе музыкального образования детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, упражнений и заданий, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Логопедическая ритмика (логоритмика) – это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, способствующих речевой коррекции и двигательной активности.
Логоритмику называют терапией движения, это методика связывает воедино слово, музыку и движения. Логоритмика полезна всем детям, а особенно детям раннего и младшего дошкольного возраста и детям с задержкой речевого развития. Она помогает создать положительный настрой к выполнению логопедических и музыкально-ритмических движений. При использовании логоритмики особо отмечается значение музыки, которая не просто сопровождает движения и речь, а является организующим началом, задает ритм.
Цель технологии – создание условий для развития речевой, музыкально-ритмической деятельности, посредством использования системы логоритмических игр и упражнений.

Задачи:
• развивать умение согласовывать свои движения с характером музыки и текстом, создавать и передавать в движениях образы животных, сказочных персонажей;
• учить четко проговаривать и пропевать текст, начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки;
• формировать способность ориентировки в пространстве, навык выполнения основных движений, чувства ритма;
• создавать комфортную атмосферу и эмоциональное благополучие детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

В результате использования данной технологии наблюдается отсутствие напряженности в выполняемых движениях, желание четко проговаривать, пропевать, повторять стихотворный текст, проявление инициативы при выполнении заданий, согласованность своих движений с характером музыки и текстом, умение отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзываться на музыку, свободно ориентироваться в пространстве, координировать свои движения, включая два их вида: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук и т.д.) и танцевальные («пружинка», хороводный шаг, притопы, хлопки, галоп и т.д.).

Исторически логоритмикой называли систему двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы сочетаются с музыкой и произнесением интересных и понятных детям текстов. Наиболее доступными для малышей являются стихи с движениями под музыку, которые берем как упражнения – это пестушки, потешки из устного народного творчества, стихи детских поэтов (русских и зарубежных).

Потешка учит выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово. Сначала слово взрослого дает команду. А ребенок должен выполнить какое-то движение (например, топнуть или хлопнуть), потом ребенок овладевает речью и сам дает команды. Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот он учится ходить:
Катя, Катя, маленька,
Катенька удаленька.
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.

Ходить научился, подрос - приучает трудиться:
Тра-та-та, тра-та-то,
Пожалуйте, решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте
С гречневой кашей,
Пироги для Маши!

Учимся умываться, расчесываться ("Водичка - водичка, умой мое личико..."; "Расти коса до пояса, не вырони ни волоса..."). Потешка не только учит движениям, она и воспитывает, вводит ребенка в мир, учит жить. ПОТЕШКА - ЭТО ВЕСЕЛАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.

При анализе потешки выясняем, что в ней приспособлено все для маленького ребенка:
- повтор слов, предложений;
- слова - команды для жестов;
- слова с уменьшительно-ласкательным значением;
- звуковой рисунок;
- ритмический рисунок;
- рифма (часто).

Материал логоритмических игр и упражнений подбирается и распределяется согласно комплексно-тематическому планированию образовательной деятельности, которая прописана в образовательной программе дошкольного учреждения.

Сейчас логоритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на различные нарушения речи и психомоторных функций у детей посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

К средствам логопедической ритмики относятся:
• вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, активизирующие внимание;
• упражнения, формирующие чувство музыкального размера и метра;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• заключительные упражнения и др.

Необходимо подходить к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, игр и заданий.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна привлечь внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, обогащать, эмоционально окрашивать представления детей о мире, который их окружает. Увлекательный сюжет, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Каждая эмоциональная реакция заканчивается движением, жестом, мимикой и т.д., а очень эффективным эмоциональным возбудителем является темпо-ритм. Музыкальное сопровождение помогает организации движений в пространстве и времени: движения становятся плавными, точными, выразительными. Художественно-образное восприятие носит эмоциональный характер и связано с речевым развитием ребенка.

Музыкальное строение слова для маленького ребенка имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организует движение, активизирует познавательную деятельность. А движение помогает осмыслить слово. Обогащенное музыкой движение становится средством выражения художественных образов.

Таким образом, становится ясно, что использование элементов логоритмики в работе музыкального руководителя развивает правильное речевое дыхание, формирует понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логоритмического занятия в старшей группе Конспект логоритмического занятия в средней группе Конспект НОД в младшей группе по логоритмике
Участник №21 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2020 года
Опубликовано: 75 дней назад (7 августа 2020)
Просмотров: 261
Рубрика: Логоритмика
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Светлана Константиновна Бычкова # 8 августа 2020 в 17:25 +1
Голос!