Интеллектуально - творческая игра в детском саду в подготовительной группе на тему "Осень"
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Осень»
Воспитатель: Сараджьян Л.Н.Форма проведения: интеллектуально-творческая игра.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: формирование обобщенных представлений детей об осени средствами интеграции познавательно-речевой, художественно-творческой и игровой деятельности.
Задачи:
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, фантазию, творчество, воображение при создании коллажа «Осень»; развивать диалогическую и связную речь.
Образовательные: уточнять представления детей об осенних приметах, грибах, перелетных и зимующих птицах.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, чувство коллективизм, уважение к товарищам по команде.
Демонстрационный материал: магнитофон с аудиозаписью П.И.Чайковского «Времена года. Осень»; картины с разными периодами осени; иллюстрации сухие цветы, семена, краски, ножницы, салфетки, клеенки, эмблемы для команд, «сладкие призы».
Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог перелетных и зимующих птиц; фишки желтые и красные для оценивания конкурсов.
Раздаточный материал: ватман, сухие листья, цветная бумага, клей, веточки, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.
Предварительная работа: беседа об осени (обращение к народному календарю: сентябрь в древности называли «жовтень» за желтый цвет листвы; октябрь – «листобой» и «грязник» - макушка осени; ноябрь – «студень», «полузимник»; знакомство с народными приметами, пословицами); разучивание стихов и песен об осени; рассматривание пейзажей и иллюстраций об осени, создание натюрмортов; прогулки в парк, сбор осенних листьев; д/и на закрепление понятия о цикличности и последовательности времен года, месяцев, дней недели, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, беседа о птицах.
Организация и методика проведения
(зал украшен репродукциями картин на тему «Осень», звучит отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года. Осень»)Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, и попробуйте отгадать мою загадку:
Ветер холодный листья трепает.
Голыми стали поля.
Птиц говорливых клин улетает,
Снова в чужие края.
Дождик идет моросящий все чаще.
Солнце уже не слепит.
Лето прошло и теперь снова в гости,
Что за пора к нам спешит?
Воспитатель: Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса И.Михайлова рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.
Ребенок читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно».
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на деревья мокрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно:
Листьев нет - лишь ветки видно.
Воспитатель: Мы уже много знаем об этой прекрасной поре – осени. Я предлагаю вам провести сегодня интеллектуальный конкурс, который называется «Ласковая осень».
Сегодня конкурс очень интересный.
Для извилин в голове весьма полезный,
И если всё сумеешь отгадать –
Призы всегда приятно получать!
Сегодня в нашем конкурсе участвуют самые достойные ребята подготовительной группы «Колокольчик» детского сада №64 города Ставрополя. Давайте знакомиться! Это две сплоченные команды: команда «Рябинки» и команда «Осенние листочки». Поприветствуем друг друга.
Капитан команды «Рябинки»:
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
Мы, рябинки, осень празднуем,
Бусы красные надев.
Капитан команды «Осенние листочки»:
Листья мы зеленые,
С липы мы и с клена,
Мы на веточках сидели,
А потом мы пожелтели.
Воспитатель:
Давайте задачи трудные решать,
Но друзей – соперников не обижать.
Будет непросто их победить,
Придётся смекалку свою проявить.
Очень хочется, друзья,
Вам пожелать удачи,
И победы пожелать
В игре предстоящей.
Чтобы оценить результаты конкурсов, нам необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать команды. За каждый конкурс команды будут получать фишки: фишки желтого цвета будет получать команда «Осенние листочки», а фишки красного цвета - команда «Рябинки».
(Выбранное жюри занимает свои места).
Воспитатель: Первый конкурс «Отгадай загадки».
(Одна команда загадывает загадки другой команде по очереди.)
1. Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
2. Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы? (Гриб)
3. Вот кто-то важный
На белой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
4.Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко)
5. Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
6. И зелен, и густ,
На грядке вырос куст,
Покапай немножко,
Под кустом… (картошка)
(Жюри оценивает конкурс).
Воспитатель: Второй конкурс называется «Признаки осени». Ваша задача, ребята, рассказать жюри, по каким признакам можно определить время года осень.
Команды по очереди называют признаки осени, а воспитатель выставляет на магнитной доске значок признака осени:
Солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, шьют тёплую одежду. (Жюри оценивает конкурс)
Воспитатель: Третий конкурс называется «Три осенние поры».
Давайте вспомним все осенние месяцы, как они следуют друг за другом по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). Могут ли они поменяться местами? Почему? Подумайте и скажите, какой осенней поре соответствует каждый месяц осени? (Сентябрь – ранняя осень, октябрь – золотая осень, ноябрь – поздняя осень). Молодцы! А теперь задание на смекалку. Некоторые ребята знают стихи об осени и сейчас они вам их выразительно прочитают. Ваша задача – внимательно слушать и определять, о какой поре осени говорится в стихотворении. За правильный ответ команда получает фишку. (Стихи без определенного порядка, фишку получает та команда, которая первой угадает период осени).
1. И.Бунин «Листопад» (в сокращ.)
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца. (Золотая осень)
2. Ветки голые стучат,
Галки черные кричат.
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит –
Осень, осень, осень… (Поздняя осень)
3. А.Кузнецова «Осень»
Настала осень ясная,
В садах созрели яблоки.
Висят они на яблонях румяные и сладкие.
Блестят они на солнышке
Прозрачной тонкой кожицей.
Плодов такое множество,
Что ветки книзу клонятся.
Мы яблоки румяные
Снимаем с ветки бережно,
Кладем в траву под яблоней душистые и свежие. (Ранняя осень)
4. А.Майков «Осень» (в сокращ.)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес. (Поздняя осень)
Воспитатель: Следующий конкурс для капитанов команд. Им надо из имеющихся иллюстраций птиц, выбрать: капитану команды «Рябинки» - перелетных птиц, а капитану команды «Осенние листочки»- зимующих птиц. (Капитаны располагают картинки на магнитной доске).
А пока капитаны команд соревнуются, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелёт птиц».
Воспитатель: Давайте проверим, как справились с заданием наши капитаны. (Жюри оценивает конкурс).
Воспитатель: А теперь конкурс примет и пословиц об осени. (Команды по очереди называют приметы и пословицы об осени, кто больше)
1. В сентябре одна ягода и то - горькая рябина.
2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.
3. Холодный сентябрь да сыт.
4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.
5. Осенью паутина - на ясную погоду.
6. Облака идут низко - скоро похолодает.
7. Первый прочный снег выпадает ночью.
8. От осени к лету повороту нету.
9. Весной дождь растит, а осенью гноит.
10. Лето со снопами, а осень с пирогами.
11. Упал с дерева осенний лист - жди осени.
Воспитатель: Следующий конкурс эрудитов. В этом конкурсе вам необходимо быстро и правильно отвечать на вопросы.
Вопросы для команды «Осенние листочки»
1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)
2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)
3. Какие звери линяют в осенний период? (белки, зайцы, лисы)
4. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)
5. Какие птицы летят вереницей? (утки, гуси, лебеди)
6. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)
Вопросы для команды «Рябинки»
1. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)
2. Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
3. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)
4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)
5. Какие птицы улетают стаей? (ласточки, стрижи, грачи, скворцы)
6.Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (зимний)
(Жюри оценивает конкурс)
Воспитатель: А сейчас творческое задание для обеих команд. Мы говорили об осени, о том, как последовательно одна пора осени сменяет другую, как по порядку следуют осенние месяцы друг за другом, как по-своему хороша каждая пора осени. Давайте сейчас вместе попытаемся создать осенний коллаж, но по правилу: мы должны показать, как одна осенняя пора сменяет другую. (Детям предлагается ватман, разделенный на 3 части: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень. Дети делятся на 3 подгруппы и выполняют задание, используя веточки, сухие листья и цветы, семена, краски, цветную бумагу, силуэты птиц и др. материал. Происходит творческий процесс).
Воспитатель: Как здорово вы сумели показать нашу Осень во всей красе! Более того, глядя на ваш коллаж, можно проследить, как последовательно, по порядку следует за ранней осенью золотая осень, а за золотой – поздняя осень. Я думаю, этот коллаж будет итогом нашего интеллектуального конкурса «Ласковая осень» и наше жюри по достоинству оценит его участников.
Жюри подводит итоги, награждает команды.
Информационные источники:
1. Скоролупова О.А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I, II». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 160 с.
2. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 2» Автор Скоролупова О.А.Издательство: Скрипторий 2000.
3. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Автор: Нищева Н.В. Издательство: Детство-Пресс Год:2008.
Рекомендуем посмотреть:
День народного единства. Сценарий праздника для подготовительной группы детского сада Музыкальное занятие для детей подготовительной группы ДОУ на тему: Осень с использованием ИКТ. Сцена Видео: Прогулка осенью в детском саду в подготовительной группе Сценарий осеннего физкультурного развлечения в детском саду в подготовительной группе «На помощь ОсеПохожие статьи:
Театральная инсценировка для детского сада. Старшая-подготовительная группа
Интересный сценарий осеннего утренника в подготовительной группе детского сада
Автор: Любовь Николаевна Сараджьян
Опубликовано: 1847 дней назад (3 ноября 2019)
Просмотров: 1648
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|