Программа экологического образования дошкольников
Программа экологического образования детей дошкольного возраста 3-6 лет «Экология. Туризм. Рекреация»
Данный материал предназначен для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Программа курса “Экология, туризм, рекреация” направлена на решение следующих общеобразовательных и воспитательных задач:
углубление и расширение эколого-краеведческих знаний; привитие навыков исследовательской работы;
развитие навыков и умений рекреационного природопользования;
формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам края;
развитие познавательной, творческой активности.
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде.Программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. В программе заложены и предлагается формировать эколого-туристские умения (норм и правил поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний у маленьких туристов.
Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.
Предлагаемая программа подготовки юных туристят рассчитана на детей от 3 до 6 лет. Для каждой возрастной группы своя программа занятий, в которой прослеживается преемственность.
Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 3 года обучения. Всю работу по эколого-туристской подготовке детей предлагается организовать по циклам - временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде.
Все содержание программы разбито на блоки:
1. Знакомство с “Книгой Природы”, о видах туризма и о роли туризма.
2. “Что, где растет и кто, где живёт?” - о растениях и животных и их роли в жизни человека, о нормах туристского природопользования: побочного природопользования (сбор дикорастущих растений и грибов), обращение с дикими животными.
3. “Я и мое здоровье” – санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.
4. “Собирайся в поход” – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечивающие и нормы передвижения в окружающей среде.
5. “Без языка, - а разговаривает” – начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.
6. “Туристята – друзья природы” – нормы и правила туристского природопользования, “законы туристят”.
7. “По страницам “Книги Природы” ” – навыки и умения изучения природы, оформления материалов по наблюдениям.
Программа построена на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность.
Формы и методы работы: экскурсии на экологическую тропу, уроки: доброты, мышления, конкурсы, КВН, викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, экологический праздник, экологические сказки, инсценировки, походы, разнообразные игры.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Первый год обучения
Цель: Первый год обучения
Дать элементарные знания в установлении закономерности, привлечь внимание детей на причинно-следственные связи, отношение явлений живой, неживой природы.
Формы проведения занятий:
беседы, экскурсии, наблюдения, беседа с демонстрацией, игры (подвижные, дидактические, ролевые и т.д.).
Задачи:
Формировать понимание зависимости между внешним строением растений и животных и условия их существования.
Познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного края.
Дать первые сведения о туризме, как о виде деятельности и форма познания природы.
Начать формировать элементарные навыки и умения ориентирования в пространстве, туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями по физической подготовке детей.
I. Книга удивительных открытий
Что такое живое и неживое. Встреча с растениями на туристской тропе, в поле, на лугу, в лесу. Растения цветут. Группы растений: травы, кустарники, деревья.
Природа рядом со мной (аквариум, огород на окне, уголок леса на участке). Как можно путешествовать и познавать природу (о пешеходном туризме).
II. Что мы о них знаем
(Первые открытия в мире растений и животных)
Что у растений есть? Чем они интересны? Зачем нужны растения? Особенности жизни животных: кто живет в лесу, реке, болоте, озере, море, на деревьях, в комнате и т.д.
III. Кто я такой
Человек – живое существо (дыхание, движение, питание, размножение, рост, издает звуки, развивается). Чем мы похожи на животных. (внешний вид, внутренние и внешние органы, болеем, радуемся и т.д.). Я расту и все узнаю (факторы роста и развития, строение и функции частей тела). Юный турист должен закаляться, укреплять свой организм. Комплекс упражнений для физической зарядки. О необходимости прогулок на свежем воздухе и выполнение культурно-гигиенических норм.
IV. За город начал турист собираться
Выбор необходимых вещей для “похода”, прогулки, (из предложенных и по рисунку). Правила перехода улицы шеренгой, передвижение по улице, в “походе” гуськом.
V. Красный, желтый, зеленый
Учимся различать цвета, проезжую часть дороги, тротуар. Дидактические игры по закреплению умений. Подборки предметов по цвету (2-3 цвета), по сбору картинки из 4-6 частей (крупный, яркий план детского сада, улицы, микрорайона) - “мозаика”. Дидактическая игра “кубики”.
VI. Учимся любить и заботиться о растениях и животных
Туристята узнают о природе в труде и отдыхе, при наблюдении за явлениями природы во время экскурсий, при чтении книг.
Формирование элементарных норм и правил рекреационного природопользования (обращение с дикими животными, птицами; побочного природопользования: сбор дикорастущих растений – сбор листьев для занятий, гербария).
VII. Где мы бывали, что мы видали или “путешествие”
(По страницам “Книги Природы “ туристят”)
“Путешествуя” по “Книге Природы “ – изучаем. Учимся оформлять свои наблюдения: рисунки, лепка из пластилина, аппликация. Выставки творческих работ “Природа - Наш Дом“. При создании аппликации используем засушенные листья, цветы, веточки, семена и т.д. – собранные во время экскурсий.
Учимся рассказывать об увиденном и по иллюстрациям.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
2-й год обучения
Цель: 2-й год обучения
Развивать и поощрять стремления детей к установлению связи между изменениями в жизни растительного и живого мира и состоянием погоды.
Задачи:
Формировать знания о приспособлении растений и животных к условиям среды обитания, адаптации к смене времён года.
Дальнейшее знакомство с разнообразием растительного и животного мира своего края, с красотой природы родного края.
Дать знания о вида туризма (пешеходном, велосипедном, лыжном), об их основных особенностях.
Развивать навыки и умения ориентирования в пространстве по плану маршрута, туристской техники, правила поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными знаниями по физической подготовке детей средней группы.
Формы проведения занятий:
беседа с использованием иллюстраций и демонстрацией опытов; наблюдения, экскурсии, игры (подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это?”, “Что это?”, разрезные и объёмные головоломки и т.д.).
I. Книга Природы о планете Земля
Представление о Земле как планете. День и ночь, зима и лето… Почему происходит их смена. Явления природы, связанные с сезонами.
Красота родной природы, её ландшафты, растения и животные края.
Тайные явления природы: радуга, облака, туман, гроза и т.д. Твой календарь природы.
Что мы знаем о пешеходном, велосипедном и лыжном видах туризма: способ передвижения туристов, средство передвижения и влияет ли время (сезон) года на эти виды туризма
II. Соседи по планете
Особенности среды обитания и строения растений аквариума, болота, реки, леса, пустыни и т.д.
Приспособленность растений к условиям внешней среды. Зависимость растения от отношения к нему человека. Разнообразие растений (группы). Взаимосвязь животных со средой обитания. Приспособление к среде обитания внутренних и внешних органов. Адаптация к смене времён года. Представление о группах животных (домашние и дикие); рыбы морские и речные. Первое представление о классах (группах) животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Жизнь животных. Роль животных в природе и в жизни человека.
III. Как я расту
Рождение ребёнка и его первые жизненные потребности, навыки, ощущения. Органы тела человека, признаки пола. Занятия юного туриста по закаливанию и физической подготовке. Комплекс упражнений утренней гимнастики. Зимний лесной воздух – его оздоровляющее значение. Что такое домашняя медицинская аптечка. Спортивные упражнения: на лыжах, передвижение по лыжне скользящим шагом, подъем на склон полуелочкой. Растения – лекари.
IV. В поход идут и дом берут…
В поход идут и “дом” несут, в котором дома не живут (палатка). Палатка, рюкзак. Назначение и история этих вещей. Знакомство с ними при рассматривании.
Тренировки во время экскурсии, прогулок по закреплению правил передвижения в “походной жизни”: гуськом, переход дороги шеренгой. Турслет туристят.
V. Вот моя улица – вот мой дом…
План маршрута, игры с планом маршрута. Дидактические игры с планом комнаты: мозаика, кубики, “перестановка мебели в комнате” – накладывание цветных аппликаций, обозначающих предметы, на план; игра “Где белочка, зайка, мяч и т.д.?”
Игры с планом двора, детского сада, микрорайона: “Идем в магазин за хлебом”. “Вот моя улица – вот и мой дом”, “Я иду в детский сад” и т.д.
VI. Доброе дело само себя хвалит
Юные туристы – друзья природы, участие их в выращивании и сборе фруктов, овощей. Разведении цветников и клумб, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для птиц. Правила сбора гербарного материала, изготовления гербария. Заготовка природного материала для творческих занятий. Забота и охрана животных.
Сохранение природы края: ландшафтов лесов, рощ, лугов, полей, “С голубого ручейка начинается река …”. Меры очистки воды от загрязнения. Очистка воздуха, воды, территории на предприятиях города, посёлка.
VII. Наши новые открытия
Природа – источник познания, эстетического наслаждения. Изучаем природу во время экскурсий, прогулок, при посещении выставок и музеев. Кинофильмы, книги, радиопередачи о природе. Обсуждения увиденного и услышанного.
Есть особые места для отдыха: скверы, парки, пляжи и т.д. Вот это – ели, а здесь… - ели! Правила поведения отдыхающих, туристят на природе “После - нас чище, чем до нас”. Встреча с кострищем: “почему здесь появились “дыры” …?”.
Оформление своих наблюдений в книгу “Моя Земля” (“Земля – мой край родной”) по “страничкам”.
Старшая группа (5-6 лет)
3-й год обучения
Цель: 3-й год обучения
Углублять природоведческие и формировать эколого-туристские знания, развивать поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать знание о человеке как объекте (части) природы и окружающего мира в целом.
Учить выделять новые качества и свойства природных компонентов, устанавливать черты сходства и различия между объектами живой природы.
Дальнейшее знакомство с видами туризма; познакомить с горным, водным, автомобильными видами, с их основными особенностями.
Научить приёмам составления плана детского сада, улицы, вычерчивания маршрута движения и развивать навыки, умения ориентирования на местности; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями по физической подготовке детей старшей группы.
Формы проведения занятий:
беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов, наблюдения, экскурсии, игры (спортивные, подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это, что это?”, “Третий лишний”, сюжетно-ролевые игры).
I. Книга Природы раскрывает свои тайны
Условия жизни на Земле; Это удивительное вещество – вода!
Учимся изучать и разгадывать секреты природы (наблюдение за состоянием погоды). Грозовые явления природы (природные катастрофы). Катастрофы, возникающие под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Почему происходит смена дня и ночи, времён года. Тайны космоса. Экосистемы (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море).
Виды туризма: горный, водный, автомобильный и др. Воздействие разных видов туризма на экосистемы.
II. Загадки в мире растений и животных
Значение растений в жизни человека: очищают воздух, лечат, используют как продукт питания. Изменения растений в связи со сменой времени года. Разнообразие растений в экосистемах: луга, леса, поля, моря, озера, болота, пустыни и др. Способы размножения. Среда обитания.
Растения обитают в годах и пещерах, в овраге, на деревьях и пнях. Разнообразны способы питания, опыления.
Внутреннее строение животных. Поведение и повадки животных. Что общего в строении и поведении животных и человека. Способы приспособления к среде обитания. Группы животных: травоядные, хищники, всеядные.
III. Человек – загадка природы
Как я родился. Из чего я состою. От клетки до органа. Строение органов пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения и размножения. Гигиена и профилактика болезней, травматизма.
Влияние состояния погоды, чистоты атмосферного воздуха и воды на здоровье человека. Закаливающие процедуры. Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющих организм. Растения – верные друзья (о зеленой аптеке юного туриста). Оказание первой медицинской помощи (перевязки). Ядовитые растения и несъедобные грибы. Как спастись от комаров, клещей.
IV. Друг походный за спиною…
Снаряжение туриста, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). Название вещей, несколько слов о их истории. Из какого материала пригодны для использования. Демонстрация укладки рюкзака, установка палатки. Узнавание узлов по рисунку и по образцу.
Правила передвижения (направляющий, замыкающий). Нормы и правила хождения в природном окружении ( по склону, в лесу, у реки и т.д.).
V. Реки есть, - а воды не напиться…
Дороги имеются – ехать нельзя…
Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Составление плана детского сада, улицы. Вычерчивание маршрута – сложной ломаной линии, стороны света. Работа с планом детского сада и прилегающей территории: игры – состязания на местности “Найти клад”, “Где находится…?” и др., дидактические игры (кубики, лото, мозаика, “Что лишнее и др.).
Работа с топографической картой: как изображается река, озеро, лес, и т.д.; дидактические игры (разрезанные, лото, кубики). Игра по топографическим знакам: домино, лото, “забавный рисунок”, “ошибка топографа” и т.д.
VI. Книга Природы просит о помощи
Составление туристятами “Красной книги” родного края (редко встречающиеся растения: купальница, ландыш, прострел, белая лилия и т.д.). Правила сбора растений для гербария; изготовление гербария.
Забота о растениях и животных, ботаников, охотников, лесников, зоологов. Участие юных туристов в охране растений и животных.
Организация отдыха на природе, особые места для отдыха, нормы и правила поведения на природе.
Выполнение туристятами норм и правил поведения на природе (туристского природопользования): побочного природопользования – сбора дикорастущих растений и грибов; жизнеобеспечивающих – обращение с огнём, обращение с дикими животными – в период насиживания с детёнышами, с насекомыми (муравьями), земноводными (лягушками).
VII. Мы раскроем все тайны
Постоянно наблюдаем и изучаем. Природа – наш друг; источник нашего познания, отдыха и наслаждения. Откуда мы узнаём о природе: наши любимые книги о природе.
Почему не заросла “рана” от костра? … - встреча со знакомым кострищем. Почему образовался овраг? Оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме в книгу по “страницам” (“Земля – мой край родной”). Экологические праздники.
Рекомендуем посмотреть:
Программа тренинга для родителей и детей 5-7 лет Дополнительная общеразвивающая программа для детского сада Программа для детского сада «Использование элементов твистинга в работе с дошкольниками в детском Рабочая программа кружка по познавательно-речевому развитию в детском саду для детей 4-6 лет← Зимнее развлечение во второй младшей группе ДОУ. Прогулка зимой | Петушок и его семья. Занятие в 1 младшей группе →
Автор: Наталья Сергеевна Апанасова
Опубликовано: 2089 дней назад (5 апреля 2019)
Просмотров: 1534
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!