Рабочая программа кружка по познавательно-речевому развитию в детском саду для детей 4-6 лет
Рабочая программа кружка по познавательно-речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Игротека от Познавайки"
Данная программа будет полезна воспитателям и педагогом дополнительного образования которые интересуются инновационными программами и хотят учится чему-то новому и необычному. Пояснительная записка
Программа кружка «Игротека от Познавайки» создана на основе методических рекомендаций общественной организации «Волга- ТРИЗ» и направлена на познавательно-речевое развитие дошкольников.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными. Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.
Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание кружковой программы «Игротека от Познавайки» предполагает развитие познавательных способностей детей сопряженное с развитием речевых и коммуникативных навыков через ознакомление с моделями ТРИЗ. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность анализировать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, правильно формулировать и задавать интересующие детей вопросы.
Учет возрастных особенностей детей и специфических особенностей программы позволяет определить цель работы кружка: не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
В режиме организации занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми четвертого и пятого, шестого года жизни. В программе первого года обучения с детьми 4-5 лет предлагается изучить следующие темы: «Восполняющий вопрос», «Сравнения», «Пространственная Да-Нетка», «Анализаторы», «Имена признаков». Продолжительность занятия 15-20 минут.
С детьми 5-6-летнего возраста с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 20-25 минут. В программе второго года обучения предлагается изучить следующие темы: продолжить работу по изучению «анализаторов» и «имен признаков», а так же изучить «Системный оператор», «Работу с проблемой», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).
Задачи первого года обучения:
1. Развивать у детей системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени);2. Формировать овладение лексической грамотностью;
3. Формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
4. Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
Задачи второго года обучения:
1. Продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе;
2. Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома;
3. Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
4. Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний.
Отличительные особенности предложенной программы:
Включение элементов ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Программа способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.
Работа с родителями: привлечь родителей и родственников к участию в кружке, проводить мастер классы по используемым методам и изготовлению пособий.
Оборудование и материалы: бумага, цветные карандаши, наборы предметных карточек, сюжетные картины, натюрморты, универсальное пособие «познавайкин мир», раздаточный карточки.
Сроки работы кружка: 1.10 – 31.05
Количество занятий в 1 год-31 занятие (1 раз в неделю)
Количество занятий во 2 год-62 занятия (2 раза в неделю)
Участники: педагоги, дети дошкольного возраста, родители.
Перспективный план первого год обучения
Октябрь1. «Волшебное кольцо»
Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводится наблюдение. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.
2. «Руки – помощники умной головы»
Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Познакомить с тактильным анализатором.
3. «В гостях у Температуры"
Познакомить детей с именем признака «Температура»
4. «Поиск температуры»
Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значения признака влажности. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию.
Ноябрь
5. «Температура»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Температура». Систематизировать знания детей.
6. «Какая бывает температура?»
Познакомить детей с понятием температура. Отработать блок понятий связанных с признаком температура.
7. «Глаза – помощники умной головы»
Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Познакомить со зрительным анализатором.
8. «В гостях у влажности»
Познакомить детей с именем признака «Влажность».
Декабрь
9. « Ищем Влажность»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значения признака влажности. Способствовать осознанному отношению ребенка к перспективному действию.
10. «Влажность»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Влажность». Систематизировать знания детей.
11. «Разговор о влажности»
Познакомить детей с понятием влажность. Отработать блок понятий связанных с признаком влажности.
12. «Восполняющий вопрос»
Познакомить детей с моделью построения вопроса, научить задавать вопросы восполняющего типа
Январь
13. «Подари мне вопрос»
Продолжать учить детей задавать вопросы восполняющего типа, побуждать самостоятельно проговаривать вопрос и ответ на него
14. «Играем с вопросами»
Побуждать детей менять карточки и «читать» получившиеся вопросы.
15. «В гостях у цвета»
Познакомить детей с именем признака «Цвет».
Февраль
16. « Ищем Цвет»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значения признака цвет. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию.
17. «Цвет»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Цвет». Систематизировать знания детей.
18. «Разговор о цвете»
Познакомить детей с понятием цвет. Отработать блок понятий связанных с признаком цвет.
19. «Составление сравнений»
Побуждать детей самостоятельно сравнивать объекты по уже знакомым признакам.
Март
20. «Пространственная ДА_НЕТка»
Познакомить детей с правилами игры. Учить находить загаданный предмет методом исключения. Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.
21. «Играем с вопросами"
Побуждать детей менять карточки и «читать» получившиеся вопросы.
22. «В гостях у размера»
Познакомить детей с именем признака «Размер».
23. « Ищем Размер»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
Апрель
24. «Размер»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Размер». Систематизировать знания детей.
25. «Разговор о размере»
Познакомить детей с понятием цвет. Отработать блок понятий связанных с признаком размер.
26. «Составляем сравнения»
Побуждать детей самостоятельно сравнивать объекты по уже знакомым признакам: «Температура», «Влажность», «Цвет».
27. «В гостях у формы»
Познакомить детей с именем признака «Форма».
Май
28. «Ищем Форму»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
29. «Форма»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Форма». Систематизировать знания детей.
30. «Разговор о форме»
Познакомить детей с понятием форма. Отработать блок понятий связанных с признаком форма.
31. «Игротека от Познавайки»
Совместно с детьми разработать условные обозначения для знакомых игр: «Задаем вопросы», «Составляем Сравнения», «Пространственная да-нетка». Побуждать детей самостоятельно выбирать игру и вовлекать в нее сверстников.
Перспективный план второго года обучения
Октябрь1. «Игротека от Познавайки»
В игровой форме актуализировать у детей материал первого года обучения.
2. «В гостях у количества»
Познакомить детей с именем признака «Количество».
3. «Ищем количество»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
4. «Количество»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Количество». Систематизировать знания детей.
5. «Разговор о количестве»
Познакомить детей с понятием количество. Отработать блок понятий связанных с признаком количество.
6. «Горизонтальная Да-нетка»
Актуализировать и дополнить знания детей об уже знакомой игре. Продолжать учить находить загаданный предмет методом исключения. Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.
7. «Сделай сам»
Учить детей самостоятельно составлять горизонтальную «да-нетку» и проводить игру с полученным пособием.
8. «Ее величество – проблема»
Познакомить детей с методикой решения проблемной ситуации, на примере простейшей графической задачки. Произвести решение проблемы совместно с детьми.
Ноябрь
9. «В гостях у частей»
Познакомить детей с именем признака «Части».
10. «Ищем части»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
11. «Части»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Части». Систематизировать знания детей.
12. «Разговор о частях»
Познакомить детей с понятием часть. Отработать блок понятий связанных с признаком часть.
13. «В гостях у веса»
Познакомить детей с именем признака «Вес».
14. «Ищем вес»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
15. «Вес»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Вес». Систематизировать знания детей.
16. «Разговор о весе»
Познакомить детей с понятием вес. Отработать блок понятий связанных с признаком вес.
Декабрь
17. «В гостях у рельефа»
Познакомить детей с именем признака «Рельеф».
18. «Ищем рельеф»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
19. «Рельеф»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Рельеф». Систематизировать знания детей.
20. «Разговор о рельефе»
Познакомить детей с понятием рельеф. Отработать блок понятий связанных с признаком рельеф.
21. «Описательный вопрос»
Продолжать знакомить детей с моделью построения вопроса, научить задавать вопросы описательного типа
22. «Подари мне вопрос»
Продолжать учить детей задавать вопросы описательного типа, побуждать самостоятельно проговаривать вопрос и ответ на него.
23. «Играем с вопросами»
Побуждать детей менять карточки и «читать» получившиеся вопросы.
24. «Игротека от Познавайки» - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Подвести итоги полугодовой работы, дать возможность обучающимся продемонстрировать свои навыки, на примере копилки игр.
Январь
25. «В гостях у движения»
Познакомить детей с именем признака «Движение».
26. «Ищем движение»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
27. «Движение»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Движение». Систематизировать знания детей.
28. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием движение. Отработать блок понятий связанных с признаком движение.
29. «Госпожа загадка»
Познакомить детей с моделью составления загадок. Вызвать интерес к использованию имен признаков в новой игровой ситуации.
30. «Игротека от Познавайки»
Дополнить копилку игр схематичным изображение игр «Госпожа Загадка» и «Решаем проблему». Продолжать учить детей самостоятельно выбирать и проводить игру со сверстниками.
Февраль
31. «Уши – помощники умной головы»
Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Познакомить со слуховым анализатором.
32. «В гостях у звука»
Познакомить детей с именем признака «Звук».
33. «Ищем звук»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
34. «Звук»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Звук». Систематизировать знания детей.
35. «Разговор о Звуке»
Познакомить детей с понятием звук. Отработать блок понятий связанных с признаком звук.
36. «Ее величество – проблема»
Побуждать детей на основе полученного опыта самостоятельно решать простейшие фантазийные проблемы, выполнять задание коллективно и в командах.
37. «Вертикальная да-нетка»
Расширять представления детей об уже знакомой игре. Продолжать учить находить загаданный предмет методом исключения. Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.
38. «Сделай сам»
Учить детей самостоятельно составлять горизонтальную «да-нетку» и проводить игру с полученным пособием.
Март
39. «Нос – помощник умной головы»
Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Познакомить с обонянием как с одним из анализаторов.
40. «В гостях у запаха»
Познакомить детей с именем признака «Запах».
41. «Ищем запах»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
42. «Запах»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Запах». Систематизировать знания детей.
43. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием запах. Отработать блок понятий связанных с признаком запах.
44. «Системный оператор»
Познакомить детей с новой моделью работы, с системным оператором. Научить детей анализировать прошлое, настоящие и придумывать будущее объекта.
45. «Системный оператор»
Продолжать учить детей работать с системным оператором.
46. «Рифма»
Обучать детей приемам рифмавания.
Апрель
47. «Язык – помощник умной головы»
Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Познакомить со вкусовым анализатором.
48. «В гостях у вкуса»
Познакомить детей с именем признака «Вкус».
49. «Ищем вкус»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
50. «Вкус»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Вкус». Систематизировать знания детей.
51. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием вкус. Отработать блок понятий связанных с признаком вкус.
52. «В мире волшебников»
Познакомить детей с пятью основными преобразователями, рассказать про особенности каждого из них. Учить преобразовывать объект при помощи «волшебников».
53. «В мире волшебников»
Подробнее рассмотреть влияние каждого преобразователя на объект. Побуждать фантазировать на тепу преобразования.
54. «Игротека от Познавайки»
Дополнить копилку игр схематичным изображение игр «Системный оператор» и «Рифма». Продолжать учить детей самостоятельно выбирать и проводить игру со сверстниками.
Май
55. «В гостях у места»
Познакомить детей с именем признака «Место».
56. «Ищем место»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
57. «Место»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Место». Систематизировать знания детей.
58. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием место. Отработать блок понятий связанных с признаком место.
59. «Почемучкин вопрос»
Продолжать знакомить детей с моделью построения вопроса, научить задавать вопросы «почемучкиного» типа (почему?, отчего?).
60. «Подари мне вопрос»
Продолжать учить детей задавать вопросы «почемучкиного» типа, побуждать самостоятельно проговаривать вопрос и ответ на него.
61. «Играем с вопросами»
Побуждать детей менять карточки и «читать» получившиеся вопросы.
62. «Ее величество – проблема» - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Подвести итоги годовой работы, продемонстрировать навыки обучающихся.
Предполагаемые результаты:
1.У детейвозникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям;2.Возрастут познавательная активность и интерес;
3. Детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
4.У детей расширится кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
5. Речь станет более образной и логичной.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению коммуникативных навыков;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста рационально оценивать и анализировать окружающий мир, а так же откроет возможности для освоения более сложных моделей в течении последующих лет обучения.
Рекомендуем посмотреть:
Рабочая программа педагога дополнительного образования по ИЗО в ДОУ Рабочая программа для средней группе детского сада Программа тренинга для родителей и детей 5-7 лет Рабочая программа по развитию речи для всех групп детского садаУчастник №32 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 июля по 30 сентября 2016 года
← Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием ТРИЗ | Дидактическая игра своими руками для дошкольников от 4 лет на развитие логического мышления →
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!